Китайская живопись. Искусства каллиграфии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:06, контрольная работа

Описание

Китайская живопись, как вид изобразительного искусства, и одна из немногих живых «неевропейских» традиций живописи, зародилась в древнем Китае, и непрерывно эволюционирует со времен неолита и до сегодняшнего дня.
Зарождение Китайской Живописи

Картина, найденная археологами в 1972-1974 годах в могилах на фамильном кладбище Маваньдуй.
Относительно времени зарождения этого искусства существуют разночтения. Сама традиция приписывает создания китайской живописи четырём отцам основателям: Гу Кайчжи (кит. 顧愷之) (344 — 406 гг.), Лу Таньвэй (кит. 陆探微 сер. V века), Чжан Сэнъяо (ок. 500 - ок. 550гг.) и У Даоцзы (кит. 吴道子, 680 — 740 гг.), живших с V-го по-
VIII века нашей эры.

Содержание

• 1 Зарождение Китайской Живописи
• 2 Китайская живопись после эпохи Сун
• 3 Китайская живопись XVIII – XX веков. Эпоха перемен.
• 4 Живопись и каллиграфия. Искусство каллиграфии.
• 5 Живопись и служение государству
• 6 Китайская живопись маслом
• 7 Суми–э
• 8 Жанры Китайской живописи
• 9 Символизм в Китайской живописи
• 10 Инструменты Китайской традиционной живописи
• 11Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Китайская живопись.doc

— 279.50 Кб (Скачать документ)

Своими работами, а  также уроками живописи, Кастильоне продемонстрировал особенности  европейской техники рисования, требовавшей соблюдения законов  перспективы и светотени, он ознакомил китайцев с таким жанрами европейского изобразительного искусства как масляная живопись и медная гравюра, благодаря ему во дворце китайского императора получили распространение плафонная живопись и натюрморт. Начиная со времён Кастильоне и вплоть до наших дней живопись маслом, а так западный стиль живописи, приобретают в Китае всё большую популярность.

XIX и XX века стали  для Китая большим испытанием  на прочность. Китай вступил  в эпоху перемен, невиданного  доселе масштаба. В течение XIX века Китай проиграл 2 опиумные войны европейским колонизаторам и подвергся значительному разорению со стороны европейцев. В 1894 – 1895 Китай проигрывает войну Японии и оказывается разделён между европейскими колониальными империями (в т. ч. и Россией), США и Японией на зоны влияния.

На рубеже XIX – XX веков  Маньчжурская династия Цин окончательно себя дискредитирует, подавив национальное китайское восстание, направленное против европейского влияния (Боксёрское восстание), при помощи солдат европейских  и японской армий. Вскоре Китай оказывается ареной битвы колонизаторов: Японии и России и вновь подвергается разорению. Следствием всех этих событий стала Синхайская революция 1911 года, приведшая к падению империи и провозглашению Республики. В след за синхайской революцией последовал полувековой политический хаос, отягощённый новой войной с Японией (вторая Мировая война), приведшей к новым невероятным разрушениям. В след за разрушениями времён мировой войны последовала культурная революция Мао Цзэдуна.

Все эти события  не могли не оказать влияние на культурную жизнь Китая и на китайскую живопись в частности. Среди китайской интеллигенции росло число западников. В XIX веке провинциальный город Шанхай, становится центром торговли с европейскими государствами. Вскоре Шанхай стал одним из крупнейших торговых портов Китая. После этого сюда устремляются многие китайские художники, желающие заработать и изучить европейские традиции живописи. Так родилась Шанхайская школа живописи, ныне – самая известная.

Падение империи также  стало одним из важнейших событий в истории Китайской живописи. Ранее императорский двор был одним из самых главных источников заказов на картины, и когда императора не стало, множество художников осталось без работы. Кроме того, как отмечалось выше, до революций XX века большинство китайских художников принадлежали к кругу придворной знати, а после этих событий живопись окончательно «ушла в массы». Из-за больших социальных потрясений многие линии художников были прерваны: с началом XX века в китайской живописи начался период «100 школ», для которого характерен порой радикальный отход от традиций и невероятная жанровая импровизация. И всё это происходило на фоне усиления влияния европейских художественных традиций в китайской живописи. Так известнейшие китайские художники XX века Сюй Бэйхун (1895 - 1953) и Линь Фэнмянь (1900 - 1991) обучались в Европе.[4]

Однако, самой яркой  личностью в Китайской живописи XX века был, безусловно Ци Байши (1864 - 1957), совместивший 2 несовместимые ранее для китайского художника черты биографии, он был приверженец «живописи интеллектуалов» и одновременно – выходец из бедной крестьянской семьи. Ци Байши также получил широкое признание на западе, в 1955 году он был удостоен международной премии Мира.

Ци Байши прошел путь от простого столяра до живописца с мировым именем. Внешне его картины продолжали традиции художников-интеллектуалов, так, например, в них сочетались живопись, каллиграфия, поэзия и граверное мастерство, однако в то же время в них явно чувствуется самобытность и оригинальность автора, жизнь которого сложилась так не похоже на жизнь обычного интеллигента. Долго прожив в деревне, Ци Байши с удовольствием писал деревенские пейзажи, овощи, плоды, насекомых, рыб. Сегодня, китайская живопись переживает новый период трансформации. После открытия Китая западному миру в конце XX века, в Европе Америке и России растёт интерес к китайской живописи, и в наши дни, среди мастеров китайской живописи появляется всё больше европейцев, русских и американцев.

Искусство каллиграфии

Каллиграфия очень  значима в китайской культуре и является скорее особым искусством, нежели просто способом передачи информации. Во многом это было обусловлено изначальной  магической функцией иероглифов, которые  выступали в качестве посредников  в общении человека и Неба. В ходе развития китайской каллиграфии возникло множество стилей. Одним из самых необычных из них был "травяной стиль": выписанные им знаки напоминали траву, колеблющуюся под ветром. В ряде направлений даосизма каллиграфия понималась как способ выражения особого, запредельного состояния сознания. Впоследствии каллиграфия утратила явный мистицизм, однако магическое начало, связанное с экстатическим переживанием самого акта "обретения тушью формы", живо до сих пор. 

Живопись и служение государств

Интересно, что большинство  великих китайских художников эпох Тан, Сун Юань и Мин совмещали  свои занятия искусством и службу государству. Почти каждый выдающийся художник, каллиграф и поэт был  также и уважаемым чиновником.

Притом, часто великие  художники служили на совсем не связанных с творчеством должностях. Ван Вэй, о котором было сказано выше, занимал должность секретаря гражданской палаты, а затем секретаря императорского двора в империи Тан.

Два самых известных  художника эпохи Юань были также  и выдающимися администраторами. Жэнь Жэньфа занимал пост заместителя главного инспектора ирригационных сооружений, а государственные посты Чжао Мэнфу включали должность губернатора провинций Чжэцзян, Цзянси и главы Академии Ханьлинь.

Вообще надо сказать, что в Китае испокон веков к живописи и каллиграфии культивируется крайне почтенное отношение. Престиж живописи был настолько велик, что многие императоры не только интересовались живописью, но и были отличными художниками, как например Сунский император Хуэй Цзун (1082 — 1135), или император дианстии Мин - Чжу Чжаньцзи (1398 — 1435).

Китайская живопись маслом

Сегодня многие китайские художники предпочитают европейские масло и холст, взамен традиционных туши, акварельных красок и тонкой бамбуковой и рисовой  бумаги. Начало китайской живописи маслом положил итальянский монах иезуит Д. Кастильоне.

Суми–э

Живопись Суми-э  является японской разновидностью китайской  живописи. Изначально Суми-э, как и  Се-и была монохромной и писалась лишь при помощи туши, но со временем японские художники начали писать и цветными минеральными красками. Большой импульс развития живопись Суми-э получила не только в Японии но и в других странах мира, в частности в США и России. В Москве сегодня существует школа живописи Суми-э, поддерживаемая посольством Японии.

Жанры Китайской живописи

Среди жанров китайской  живописи выделяют следующие:

  • пейзажи «горы – воды»,
  • ветки и птицы,
  • живопись бамбука,
  • анималистическая живопись,
  • живопись фигур и портретная живопись.
  • Символизм в Китайской живописи

Для китайской  живописи также характерен крайне изящный язык образов. Часто изображая что-либо, китайский художник закладывает в рисунок определённый подтекст. Некоторые образы встречаются особо часто, например четыре благородных растения: орхидея, бамбук, хризантема, слива мэйхуа. Кроме этого каждое из этих растений соотносится с определённым качеством характера. Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны. Бамбук - символ непреклонного характера, настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюн Цзы). Хризантема — прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. Цветущая дикая слива мэйхуа ассоциируется с чистотой помыслов и стойкостью к невзгодам судьбы. В растительных сюжетах встречается и другая символика: так, рисуя цветок лотоса, художник рассказывает о человеке, который сохранил чистоту помыслов и мудрость, живя в потоке бытовых проблем. 

Инструменты Китайской традиционной живописи

Для написания  традиционных китайских картин применяют  ограниченный набор средств, так  называемые «четыре сокровища» художника: китайская кисть, краска, тушечница для растирания туши и минеральных красок, бумага. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  • «Слово о живописи из сада с Горчичное Зерно» - М.: Наука, 1969.
  • Самосюк К. «Го Си». — М.: Искусство, 1978.
  • Пострелова Т. А. «Академия живописи в Китае в X — XIII вв.» — М.: Наука, 1976.
  • Виноградова Н. А. «Китайская пейзажная живопись». — М.: Изобразительное искусство, 1972.
  • Го Жо Сюй «Записки о живописи: что видел и слышал». — М.: Наука, 1978.
  • Завадская Е. В. «Эстетические проблемы живописи старого Китая». — М.: Искусство, 1975.
  • «Three Thousand Years of Chinese Painting». Yale University Press, 1997.
  • «Китайские трактаты о портрете». — Л.: Аврора, 1971.

Информация о работе Китайская живопись. Искусства каллиграфии