Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:30, контрольная работа
Для того чтобы речь была максимально эффективной, она должна обладать определенными качествами. Таких качеств традиционно выделяется семь: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, выразительность и правильность.
Вопрос 2:
Орфоэпические нормы чаще всего нарушаются в речи и именно на эти ошибки люди обращают внимание в первую очередь.
Орфоэпия - совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления, единообразие которого содействует облегчению словесного общения.
Особенность орфоэпических норм состоит в том, что они относятся исключительно к устной речи. В рамках орфоэпических норм рассматривают нормы произношения и ударения, т.е. специфические явления устной речи, обычно не отражаемые на письме.
Нормы произношения регулируют выбор акустических вариантов фонемы или чередующихся фонем - на каждом шаге развертывания речи и в каждом слоге отдельного слова.
Например:
Можно произносить | Нельзя | |
[зълато'й] | [золото'й] | |
[т'эрмин] | [тэрмин] | |
[усад'ба] | [усат'ба] | |
Нормы ударения регулируют выбор вариантов размещения и движения ударного слога среди неударных.
Например:
Можно произносить | Нельзя | |
квартАл | квАртал | |
договОр | дОговор | |
каталОг | катАлог | |
Лексические нормы включают употребление слова в строгом соответствии с его словарным значением, а также нормы относительно употребления слов в сочетаниях с другими словами, имеющими свое лексическое значение, т.е. нормы лексической сочетаемости.
Приведем примеры типичных нарушений лексических норм:
Наш музей выполняет все свои особенности. Особенности выполнять нельзя, поэтому мы делаем вывод о том, что слово употреблено в несвойственном ему значении, вероятно, вместо слова обязанности. Или: Мы надеялись получить ответ на эти опасности. Опасности не требуют ответа. Следовательно имелось в виду совсем другое слово: вопросы, предупреждения, угрозы и т.д.
Таким образом, если знать лексические значения каждого употребленного слова, ошибку, связанную с употреблением слова в несвойственном ему значении, допустить трудно.
Нарушение норм лексической сочетаемости, связанное с тем, что употребленные слова не могут дополнять друг друга, можно проиллюстрировать следующими примерами:
Она рассказала всю его автобиографию. Автобиография пишется или рассказывается только самим автором, поэтому рассказать чью-то биографию нельзя (можно только биографию). Или: На всех будет одета обувь фирмы… (В русском языке правильно нужно говорить обувь обувают, а одежду надевают, поэтому данное сочетание (одета обувь) правильным назвать нельзя).
Словообразовательные нормы регулируют выбор морфем, правила их размещения и соединения в составе нового слова.
В современном русском языке встречаются два основных вида нарушений словообразовательной нормы:
1. Ошибки,
связанные с нарушением
2. Искусственно образованные слова - например, преклонник (вместо поклонник, который преклоняется), учительный (вместо учтивый), отменение (вместо отмена) и т.д.
Соблюдение
словообразовательных норм предполагает
использование слов, образованных не
только в соответствии с продуктивными
словообразовательными
Морфологические нормы регулируют выбор вариантов морфологической формы слова и вариантов ее сцепления с другими.
Нарушения морфологических норм проявляются:
в образовании форм рода имени существительного: вкусная какао (вместо вкусное какао) и т.д.;
в употреблении форм числа имени существительного: подготовки к экзаменам (вместо подготовка к экзаменам) и т.д.;
в употреблении падежных форм имен существительных: сколько время (нужно сколько времени), соринка в глазе (нужно соринка в глазу) и т.д.
Очень много нарушений норм происходит при склонении имен числительных, при изменении глаголов, употреблении форм степеней сравнения прилагательных и т.д.
Нарушение морфологических норм обусловлено прежде всего слабым знанием правил и требований, зафиксированных в учебниках и словарях, низким общекультурным уровнем говорящего или пишущего.
Синтаксические нормы требуют соблюдения правил согласования, управления, расположения слов в структуре предложения, правил построения сложного предложения.
Нельзя так строить предложение: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» (такова запись чиновника Ярмонкина в рассказе А.П. Чехова «Жалобная книга»). Можно сказать: «Когда я подъезжал к этой станции и задумчиво глядел в окно, у меня с головы слетела шляпа».
Синтаксические
нормы диктуют необходимость
знания особенностей синтаксических конструкций,
умения правильно употреблять их
в речи.
Вопрос 3
Омонимы (др.-греч. ὁμός — одинаковый + ὄνομα — имя) — разные по значению, но одинаковые по написанию единицы языка (слова, морфемы и др.)
Пример: Белки (животные) - Белки (пептиды)
Омофоны (греч. ὁμός — одинаковый + φωνή — звук) — слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.
Пример: порог — порок — парок; луг — лук
Паронимы (от др.-греч. παρα- — приставка со значением смежности, ὄνομα — «имя») — сходство слов-паро́нимов по форме при различии по смыслу. Также обычно ошибочное употребление одного из них вместо другого.
Пример: адресат — адресант.
абонемент — абонент;
Список литературы
Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 2010.
Головин Б. Н. Как говорить правильно. – М., 2008
А.
Введенская, Л. Г. Павлова,
Е. Ю. Кашаева Русский язык и культура
речи.- М.: Феникс, 2011 .