Коммуникативные качества речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:30, контрольная работа

Описание

Для того чтобы речь была максимально эффективной, она должна обладать определенными качествами. Таких качеств традиционно выделяется семь: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, выразительность и правильность.

Работа состоит из  1 файл

Тематика контрольных работ.docкультура речи.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

Вопрос 2:

Орфоэпические нормы чаще всего нарушаются в речи и именно на эти ошибки люди обращают внимание в первую очередь.

Орфоэпия - совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления, единообразие которого содействует облегчению словесного общения.

Особенность орфоэпических норм состоит в том, что они относятся исключительно к устной речи. В рамках орфоэпических норм рассматривают нормы произношения и ударения, т.е. специфические явления устной речи, обычно не отражаемые на письме.

Нормы произношения регулируют выбор акустических вариантов фонемы или чередующихся фонем - на каждом шаге развертывания речи и в каждом слоге отдельного слова.

Например:

 
Можно произносить Нельзя  
[зълато'й] [золото'й]  
[т'эрмин] [тэрмин]  
[усад'ба] [усат'ба]  
     

Нормы ударения регулируют выбор вариантов размещения и движения ударного слога среди неударных.

Например:

 
Можно произносить Нельзя  
квартАл квАртал  
договОр дОговор  
каталОг катАлог  
     

Лексические нормы включают употребление слова в строгом соответствии с его словарным значением, а также нормы относительно употребления слов в сочетаниях с другими словами, имеющими свое лексическое значение, т.е. нормы лексической сочетаемости.

Приведем  примеры типичных нарушений лексических  норм:

Наш музей  выполняет все свои особенности. Особенности выполнять нельзя, поэтому мы делаем вывод о том, что слово употреблено в несвойственном ему значении, вероятно, вместо слова обязанности. Или: Мы надеялись получить ответ на эти опасности. Опасности не требуют ответа. Следовательно имелось в виду совсем другое слово: вопросы, предупреждения, угрозы и т.д.

Таким образом, если знать лексические  значения каждого употребленного слова, ошибку, связанную с употреблением  слова в несвойственном ему значении, допустить трудно.

Нарушение норм лексической сочетаемости, связанное с тем, что употребленные слова не могут дополнять друг друга, можно проиллюстрировать следующими примерами:

Она рассказала всю его автобиографию. Автобиография пишется или рассказывается только самим автором, поэтому рассказать чью-то биографию нельзя (можно только биографию). Или: На всех будет одета обувь фирмы… (В русском языке правильно нужно говорить обувь обувают, а одежду надевают, поэтому данное сочетание (одета обувь) правильным назвать нельзя).

Словообразовательные  нормы регулируют выбор морфем, правила их размещения и соединения в составе нового слова.

В современном  русском языке встречаются два  основных вида нарушений словообразовательной нормы:

1. Ошибки, связанные с нарушением словообразовательной  структуры слов русского языка,  использованием отсутствующих в языке форм. Например, нет форм 1 лица единственного числа у глаголов пылесосить (нельзя пылесосю) и победить (нельзя победю) и т.п.

2. Искусственно  образованные слова - например, преклонник (вместо поклонник, который преклоняется), учительный (вместо учтивый), отменение (вместо отмена) и т.д.

Соблюдение  словообразовательных норм предполагает использование слов, образованных не только в соответствии с продуктивными  словообразовательными моделями, но и с учетом словообразовательного  потенциала того или иного слова.

Морфологические нормы регулируют выбор вариантов морфологической формы слова и вариантов ее сцепления с другими.

Нарушения морфологических норм проявляются:

в образовании  форм рода имени существительного: вкусная какао (вместо вкусное какао) и т.д.;

в употреблении форм числа имени существительного: подготовки к экзаменам (вместо подготовка к экзаменам) и т.д.;

в употреблении падежных форм имен существительных: сколько время (нужно сколько времени), соринка в глазе (нужно соринка в глазу) и т.д.

Очень много нарушений норм происходит при склонении имен числительных, при изменении глаголов, употреблении форм степеней сравнения прилагательных и т.д.

Нарушение морфологических норм обусловлено  прежде всего слабым знанием правил и требований, зафиксированных в учебниках и словарях, низким общекультурным уровнем говорящего или пишущего.

Синтаксические  нормы требуют соблюдения правил согласования, управления, расположения слов в структуре предложения, правил построения сложного предложения.

Нельзя так строить предложение: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» (такова запись чиновника Ярмонкина в рассказе А.П. Чехова «Жалобная книга»). Можно сказать: «Когда я подъезжал к этой станции и задумчиво глядел в окно, у меня с головы слетела шляпа».

Синтаксические  нормы диктуют необходимость  знания особенностей синтаксических конструкций, умения правильно употреблять их в речи. 
 

Вопрос 3

Омонимы (др.-греч. ὁμός — одинаковый + ὄνομα — имя) — разные по значению, но одинаковые по написанию единицы языка (слова, морфемы и др.)

Пример: Белки (животные) - Белки (пептиды)

Омофоны (греч. ὁμός — одинаковый + φωνή — звук) — слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.

Пример: порог — порок — парок; луг — лук

Паронимы (от др.-греч. παρα- — приставка со значением смежности, ὄνομα — «имя») — сходство слов-паро́нимов по форме при различии по смыслу. Также обычно ошибочное употребление одного из них вместо другого.

Пример: адресатадресант.

               абонемент абонент; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 2010.

Головин Б. Н. Как говорить правильно. – М., 2008

А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева  Русский язык и культура речи.- М.: Феникс, 2011 . 
 
 
 

Информация о работе Коммуникативные качества речи