Концепция локальных культур по Шпенглеру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:48, доклад

Описание

Перу Шпенглера принадлежит такая известная всему миру работа, как "Закат Европы". Она была одновременно и очень скандальной, и очень разумной. Шпенглер был первым родоначальником современных культур. Написана эта книга в 2-ух томах, книгу он закончил к 1914-му году, но опубликовал только в 18-ом, спрашивается почему? Эта пауза оказалась решающей для современников. До войны и после её, восприятие у населения новых идей было совершенно различным.

Работа состоит из  1 файл

Концепция локальных культур.doc

— 29.50 Кб (Скачать документ)

Культурология

 

"Концепция локальных культур"  О. Шпенглера 

 Перу  Шпенглера принадлежит такая  известная всему миру работа, как "Закат Европы". Она была  одновременно и очень скандальной,  и очень разумной. Шпенглер был  первым родоначальником современных  культур. Написана эта книга в 2-ух томах, книгу он закончил к 1914-му году, но опубликовал только в 18-ом, спрашивается почему? Эта пауза оказалась решающей для современников. До войны и после её, восприятие у населения новых идей было совершенно различным. Шпенглер сразу же оказался знаменитым в среде интеллектуалов. Появилось множество откликов наиболее серьёзным мировых культурных светил, в большинстве своём отзывы носили критический характер, но, тем не менее, это было наглядным показателем значимости данной работы. До этого Шпенглер был абсолютно неизвестен среди интеллигенции, но это не помешало ему почувствовать "болевой нерв" культуры, он сумел показать его своим языком, он создал так называемый интеллектуальный роман.

 

 Первое  что сделал Шпенглер, это отказался от идеи единства человеческой культуры, он утверждал, что существуют лишь локальные культурные образования. Он рассматривал локальные культуры специфическим образом. Шпенглер заявил, что рассматривать культуру как оппозицию к природе нельзя, локальные культуры - это своеобразные живые организмы и их изучать надо аналогично тому, как изучаются отдельные элементы природы. Можно обозначить узловые пункты их развития:

Рождение 

Расцвет

Гибель 

 Все  локальные культуры смертны, никто  не оказывается исключением, и человеческие культуры тоже. В среднем каждая локальная культура живёт - 1000 лет. Культура и цивилизация для Шпенглера совершенно разные образования. Можно на основе этих трех пунктов выделить два этапа в развитии культур:

От рождения до расцвета - культура.

От расцвета до гибели - цивилизация.

 По мнению  Шпенглера локальная культура  может полностью называться культурой  лишь на 1-ом этапе, так как  она постоянно создаёт новые  культурные формы. Можно сделать  вывод, что Шпенглер модернист,  так как рассматривает культуры с точки зрения новизны. На этапе цивилизации культура уже мертва и ничего нового не производит, живёт лишь по инерции.

 

 Все  локальные культуры абсолютно  "герметичны" к друг другу,  они независимы. Никакой преемственности  между культурами нет, отсюда следует, что единой человеческой культуры никогда не существовало. Каждая локальная культура полностью обособлена. Отсюда, линейно культуры выстраивать нельзя, и межкультурная коммуникация, это всё полный бред. Все локальный культуры можно так или иначе классифицировать, в одну группу: те которые проходят 1-ый этап (культура), и те которые проходят 2-ой этап (цивилизация), то есть молодая и великая культура. Молодые сравнивать нельзя, так как в их основе лежат различные ценностные установки. Великие, с натяжкой, можно, Шпенглер обозначил следующие великие культуры: Майя, Индийская, Китайская, Вавилонская, Арабская, Античная и Европейская. Это значит утвердившееся представление европейцев о том, что истоки их культуры лежат в античной культуре - вымысел, Шпенглер выдвигает совершенно другие географические данные. Символом античности является статуя, средневековья - икона, именно Шпенглер придумал этот символизм. Символом европеизма оказывается готический собор, стремление культуры к преодолению земного, телесного. У арабской культуры - золото, и как следствие внешняя агрессия и экспансия. Символ культуры не поддаётся единообразной трактовке. Отсюда познать локальные культуры попросту нельзя, как и её символ. Шпенглер говорил, что когда мы встречаем человека, надо проследить как мы его изучаем, воспринимаем, сначала мы фиксируем его лицо в целом, а потом рассматриваем детали. Символ - это то самое упакованное целое, но распаковать его невозможно. И даже сама культура не может познать себя. Всякая локальная культура обречена на то, что когда сталкивается с чем-то иным, она переводит это на свой лад. Извечная разделение мира на две части Восток - Запад, есть ни что иное, как попытка Запада перевести восточную культуру на свой лад.

 

 Книга  называется "Закат Европы", следовательно,  Шпенглера интересовала именно его локальная культура. Не случайно используется термин "закат", европейская культура находится на 2-ой стадии, стадии цивилизации. Ознакомившись с книгой можно вынести несколько вывод в отношении европейской культуры. Во-первых, европейская культура - это локальная культура (как и все остальные), следовательно, она отнюдь не уникальная и, следовательно, она не образец, то есть Шпенглер выносит приговор европоцентризму. Он заявил, что европоцентризм не имеет смысла, так как у него нет никаких оснований для экспансии культуры, и европейская культура не может заставить другие культуры принять единый стандарт. Шпенглер кардинально меняет представление европейцев о себе. Он дробит культуру на античную и европейскую, и значит взаимность, преемственность между ними невозможна. Он заново раскручивает идею волевого рационализма. С каждой локальной культурой всё начинается сначала.

 


Информация о работе Концепция локальных культур по Шпенглеру