Концепт дракона в китайской культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 00:20, статья

Описание

Китайский дракон Лун (龙 ) - существо в китайской мифологической и культурной традиции довольно противоречивое с точки зрения западного человека. С одной стороны на протяжении веков Лун был символом китайского императора, власти, государства -сами китайцы называют себя "дети-дракона". С другой стороны, наверное в силу особой популярности Луна и всего, что его окружает, с драконами в Китае происходит такая жуткая неразбериха, что даже сами китайские исследователи признают, что далеки от однозначного трактования всех моментов, связанных с китайским драконом. Главным образом это связано с лбовными похождениями Луна и его многочисленным потомством. Официально считается что у папы-луна - девять детей. Но как только кто-то пытается назвать имена всех сыновей - начинается большая путаница и споры. И прийти к конценсусу в этом вопросе китайцам, вероятно, не суждено никогда. Гораздо легче будет, наверное, сочинить новые мифы о "внебрачных детях" папы-луна, чем снимутся тогда все противоречия с количеством и именами детей(и возможно даже дочек).

Работа состоит из  1 файл

Концепт Дракона в Китайской культуре.docx

— 22.55 Кб (Скачать документ)

Китайский дракон Лун (龙 )  - существо в китайской мифологической и культурной традиции довольно противоречивое с точки зрения западного человека. С одной стороны на протяжении веков Лун был символом китайского императора, власти, государства -сами китайцы называют себя "дети-дракона". С другой стороны, наверное в силу особой популярности Луна и всего, что его окружает, с драконами в Китае происходит такая жуткая неразбериха, что даже сами китайские исследователи признают, что далеки от однозначного трактования всех моментов, связанных с китайским драконом. Главным образом это связано с лбовными похождениями Луна и его многочисленным потомством. Официально считается что у папы-луна  - девять детей. Но как только кто-то пытается назвать имена всех сыновей - начинается большая путаница и споры. И прийти к конценсусу в этом вопросе китайцам, вероятно, не суждено никогда. Гораздо легче будет, наверное, сочинить новые мифы о "внебрачных детях" папы-луна, чем снимутся тогда все противоречия с количеством и именами детей(и возможно даже дочек).

 

Тем не менее значение китайского дракона Лун для Китая - трудно переоценить. Чтобы не переливать из пустого в порожнее и не повторять многократно повторенное другими исследователями и любителями китайских драконов, считаю нужным дать слово китайцам.

 

Вот статья некоего  Линь Ли, которую я нашел на очень неплохом русскоязычном сайте Tianshannet

 

Так как некоторые  вещи с китайских русскоязычных  сайтов имеют свойство иногда исчезать бесследно. А так же в силу того, что данная статья мне кажется наиболее репрезентативной с точки зрения отношения китайцев к своему Луну - я позволю себе привести её здесь полностью.

 

ДРАКОН И  КУЛЬТУРА КИТАЯ

Дракон в  китайской культуре занимает важное место. Дракон – это волшебное  существо в сердцах китайцев. Сказание о драконах возникло в далекой  древности и имело большое  влияние на образование и развитие других культур. Древние предки китайцев признавали дракона своим тотемным культом. 8000 лет тому назад, во времена  неолита уже возник образ дракона, который в процессе непрестанного  развития общества принимал различные  образы и формы, глубоко проник в  жизнь людей. Дракон, являясь составной  частью культуры Китая, всегда появлялся  в художественных работах, на различных  архитектурных сооружениях, в театральных  представлениях, накапливая богатство  культуры Китая.

 

Дракон символизирует  Китай, китайскую нацию, китайскую  культуру. Когда люди говорят «продолжатели  рода дракона» или «потомки дракона», все понимают, что это говорят  о китайцах, и сами китайцы также  говорят о себе с гордостью  и воодушевлением. В течение последующих  тысячелетий китайский дракон вместе с многочисленными переселенцами  пересекает моря и океаны, осваивается  на новых местах. Сейчас во всех уголках  мира, везде, где имеются китайские  городки или районы, где сосредоточенно проживают китайцы, можно увидеть  привлекающих всеобщее внимание драконов. В мире общепризнанно, что Китай  – родина дракона.

Возникновение китайского дракона.

 

2300 лет тому  назад великий китайский поэт  Цюй Юань, стоя на берегу озера Дунтиньху, читал свою поэму. Он спрашивал Небо: «Как может великий Да Юй соединить реки и моря с помощью дракона Ин Лун? Как может Да Юй начертить границы земли с помощью хвоста дракона Ин Лун (образ этого дракона – летающий ящер или птерозавр)? Еще до этого люди, старые и малые, уже знали, что в предании существуют драконы. Передают, что когда великий Да Юй проводил ирригационные работы, дракон Инь Лун своим хвостом начертал речные линии для отвода паводков, так возникли реки Хуанхэ (Желтая река), Чанцзян (Янцзы) и другие большие реки Китая. Китайские драконы – это волшебное фантастическое существо и в его образе заметны признаки многих животных. У дракона имеются небольшие рога, похожие на рога благородного оленя, голова чем-то напоминает голову верблюда, глаза похожи на глаза зайцев, шея змеиная, чешуя на туловище как у карпа, лапы тигровые, а когти соколиные.

 

В ранней стадии неолита первобытные люди уже  учились приручать диких животных, заниматься несложным сельским хозяйством. В борьбе с природой за существование  они ближе познавали природу, но стихия для них была преисполнена непостижимой и тайной силой. Почему рыбы могут жить в воде, почему птицы  могут летать, почему возникают тучи, снега, дожди, ливни, гром, молнии... В  древности для людей все это  были не объяснимые явления, поэтому  они верили, что существует сверхъестественная сила, которая имеет власть над  небесами и над людьми. Эта сила неразделима с «водой», которая  создает условия жизни. Так в  сознании людей возник образ дракона, не имеющий определенной формы.

 

Дракон, странствующий  между небом и землей.

 

В древности  китайцы считали, что дракон –  это существо волшебное, он может  опускаться в морские пучины или  подниматься в высокие небеса. Парящие драконы замечательно выглядят на фоне белых облаков. На природе  высокое небо загадочно, глубокие воды таинственны, и человеческому разуму непостижимы все тайны.

 

С древних  времен люди верили, что странствующие  драконы находились везде, поднимаясь в небо, опускаясь в море, так  как обладали могуществом и были посланцами духа или божества. Императоры всех династий считали себя сыном  Неба, настоящим потомком дракона. Простой  народ издавна приклоняется драконам, так как они могущественны, волшебны и означают предзнаменование благополучия. В мечтах людей находятся драконы, которые могут выполнять пожелания, свободно жить в водной стихии, гордо  шествовать по земле, парить в облаках. Фантазия человека порождает видение  рая именно таким: светлая луна, белоснежные  облака, прекрасные зори, где все  счастливые.

 

Лодочные  гонки.

 

В южных районах  Китая, где находятся бесчисленные реки и речки, озера и пруды, любимым  развлечением среди населения являются различные лодочные гонки. На носу небольших  лодочек устанавливается голова дракона, и вся она как бы символизирует  дракона. В народе такие соревнования называют Лун Чуань или Лун Чжоу, т. е. Лун – это дракон, Чуань или Чжоу – это лодка, и еще называют катанье на Лун Чуань или состязание Лун Чуань.

 

Как возникли эти состязания и как они стали  любимым народным развлечением, говорят  по-разному. Но по всей стране в большинстве  считают, что это связано с  памятью великого поэта Цюй Юань. Он был сановником и мыслителем княжества Чу (475 – 221 гг. до н. э.). В период Южных династий (420 – 589 гг.) в книгах упоминалось, что сановник Цюй Юань подвергся гонению и бросился в реку Милоцзян. Жители княжества Чу, узнав о его смерти, вышли на лодках, чтобы спасти его. С тех пор, ежегодно в день, т. е. 5-го числа 5-ого месяца по лунному календарю, люди на лодках снуют по водному пространству рек и озер, бросают специально приготовленную пищу из риса, постепенно эта церемония памяти поэта Цюй Юань вошла в привычку и перешла в народное увлечение, т. е. состязание – гонки лодочек, украшенных как драконы.

 

В настоящее  время и сами лодочки и правила  состязания по сравнению с прошлым  намного упростились. К примеру, в провинциях Хубэй, Хунань для состязания строят лодки длиной 20 – 30 м., и когда они несутся по реке или озеру, издали похожи на веселящихся драконов. А в провинции Фуцзянь эти лодки уже имеют другой вид, на носу лодки устанавливается вырезанная из дерева голова дракона, пасть дракона может раскрываться и закрываться, и показывается его язык. В провинции Гуйчжоу драконовая лодка состоит из трех соединенных вместе лодок. В середине самая большая, по ее обе стороны небольшие. На средней лодке стоит барабанщик, все участники гребут ритмично и согласованно в такт под громкие удары большого барабана.

 

В связи с  культурным обменом состязание лодок, украшенных драконами, которых называют Лун Чжоу, перешло в Японию, в  страны Южной и Восточной Азии. К примеру, в Сингапуре, в праздник начала лета (5-ое число 5-ого месяца по лунному календарю) устраивается состязание по стране, которое обычно начинается в 2 -3 часа во второй половине дня и заканчивается вечером, с заходом солнца.

 

Весело танцующий  дракон.

 

В праздничные  дни, по случаю торжественных событий, в стране всюду можно увидеть  весело шествующих, танцующих драконов и радостные лица людей. По-китайски это называют У Лун, т. е. танцы драконов. Эти танцы разнообразные. К примеру, есть танец с фонарями в виде огненного дракона. [Еще до династии Цинь (221 – 206 гг. до н. э.) люди исполняли танцы – шествие с драконами, моля Небо послать на землю дожди. Во времена династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г.) эти церемонии проводились еще более торжественнее. Вероятно, сейчас танцы драконов – это желание людей о даровании счастья благополучия.

 

На юге  страны очень популярны драконы, которых мастерят из ивовых прутьев, зеленых лиан и рисовой соломы. В туловище такого дракона втыкают  зажженные курильные палочки в темноте. Танцующий дракон выглядит красивым и веселым. После окончания празднества, под грохот барабана, гонга, хлопушек, люди торжественно, с большими почестями, спускают такого дракона в воду, чтобы он вернулся к себе в подводной дворец и не забывал приносить людям благополучие. Такого дракона по-китайски называют Сян Лун, т.е. дракон, утыканный горящими курильными палочками.

 

В провинции  Гуандун очень знаменит Цай Лун местности Фошань, Цай Лун означает ярко разукрашенный дракон. Когда они величаво шествуют, впереди них идут люди, несущие разные знамена и флаги, за ними макеты: маяк, карп, большая рыба, которая по поверью волшебная, большая жемчужина, и следом шествует весело танцующий дракон. А за ними идут музыканты, это оркестр состоит из разных гонгов и барабанов. Танцы дракона очень разнообразные и богатые по содержанию и его исполнению. К примеру, танец «Драконы, играющие жемчужиной», где представляются как оба танцующих дракона под удары барабана, извиваются и стараются схватить жемчужину, а жемчужина весело убегают и прячется, драконы быстро поднимаются или опускаются, чтобы найти ее, и так шествуя и танцуя, привлекают внимание и вызывают восхищение людей. Сейчас и в далеких городах, таких как Мельбурн, Ванкувер, Лондон и др. можно увидеть представления традиционных веселящихся драконов.

 

Драконы и  его влияние на культуру Китая.

 

На протяжении более 8000 лет образ дракона и  его влияние проникли во все уголки общественной жизни и отразились на культуре. [В самом раннем литературном произведении «Исторические записки» уже упоминались драконы. Поэты княжества Чу времен Воюющих царств воспевали их в своих стихах. Великий поэт и патриот Цюй Юань в своих знаменитых поэмах, таких как «Элегия отрешенного», «Девять напевов», «Вопросы к небу» с вдохновением описывал романтический образ сказочного дракона, парящего в небесах, свободно летающего на белоснежном облаке, как святой небожитель и живущего в мире фантазии.

 

Большинство поэтов времен династий Тан и Сун сочиняло стихи на тему «Дракон». К примеру, стих «Черный дракон, пьющий воду реки Вэй». Хотя это вымышленный образ, но под кисточкой поэта Бо Цзюйи он как живой. Под кисточкой другого поэта Ван Аньши дракон олицетворяет людей. Эти стихи являются литературной ценностью Китая. [В древних китайских книгах драконы также занимают важное место. Сюжеты романов неразделимы с преданиями, легендами о могущественных чудовищах, которые широко распространялись в народе и были записаны в некоторых рассказах, таких как «Записки о поисках необыкновенного», легенда «Сказание о Лю И». Автор Ли Чжаовэй именно соединил в себе реальное и несбыточное стремление людей к лучшей жизни. В легенде говорится о молодом человеке по имени Лю И, который встретил дочь морского дракона, попавшую в беду, помог ей и полюбил ее. Эта легенда инсценирована во многих видах театра уже много лет.

 

Во времена  династии Мин появились романы, в  которых главным образом описывались  волшебные таинственные духи, но в  его содержании уже примешивались  поучения буддизма и даосизма. К  примеру, в книге, где записаны все  могущественные духи, есть описание того, как смелый Нэ Чжа взбудоражил море за дело справедливости. В знаменитом классическом романе «Путешествие на Запад» описывалась сцена, где волшебная обезьянка Сунь Укун опустилась в водную стихию во дворец морского дракона, чтобы взять у него волшебную палицу. [Драконы играют важную роль и в театральном искусстве. Во многих представлениях героями являлись драконы; содержания, действия, названия пьес, специальные термины ... все связывались с драконами. К примеру, на одежде императора вышит дракон и эту одежду называют Лун Пао, т.е. Лун – это дракон, Пао – это халат.

 

В китайской  архитектуре всюду заметны различные  образы драконов, которые декоративно  украшают крышу, колонны, двери, стены  и др. Во дворцах, храмах и на различных  памятниках можно увидеть вырезанных из камней бесчисленных разнообразных  драконов, которые выглядят строго и величаво. В настоящее время  хорошо сохранились многие из них, например, в Пекине в парке Бэйхай до сих пор стоит известная в мире Стена девяти драконов, по обе стороны которой имеются девять красивых цветных драконов, а во всем парке насчитывается 635 больших и малых драконов различной формы. В Пекине во дворце Гугун и в местности Датун провинции Шаньси тоже стоят такие Стены девяти драконов. [Драконы занимают особое место и в китайской живописи. В работах художников драконы изображены как живые, изрыгающие дым и пламя, метающие гром и молнии, странствующие между небом и землей. Особенно следует отметить образы драконов на новогодних картинах, марках и декоративных украшениях, которые имеют своеобразные и прекрасные линии узоров.

 

В китайских  скульптурных работах, резьбе по камню, дереву, нефриту и бамбуке, в каллиграфии, заметны следы изображения драконов. [Более 8000 лет драконы существуют среди населения Китая, и многие обычаи и привычки связаны с ними. К примеру, 15-ого числа первого месяца по лунному календарю, т. е. последний день праздника Весны, люди танцуют У Лун Дэнь – танец драконов с фонарями; 5-ого числа 5-ого месяца по лунному календарю – это День начала лета. Ежегодно в этот день люди украшают лодки драконами и проводят состязания. [В китайской У Шу многие упражнения связаны с драконами, например, Лун Цуань, Лун Тоу (голова дракона), Цуань (борьба), Лун Чжуа (когти дракона).

 

В китайской  фармацевтике тоже есть связанные с  драконами поверья. Например, Лун  Шэ Цао (акаво), Лун Чжу (большая жемчужина), Лун Дань Цао (горечавка)... Есть название растений, имеющих связь с драконами, к примеру, Лун Нао Шу (камфарные деревья), Лун Сюй Цао (водоросли), Лун Куй (паслен черный)... Также есть название чая и продуктов питания, имеющих связь с драконами, к примеру, чай Лун Цзин, чай У Лун; вермишель Лун Сюй (тонкие как уши дракона), Лун Ся (лангуст), Лун Янь (сушеный лонган) ... Одним словом, в Китае образ дракона передается из поколения в поколение. Это неиссякаемый источник силы справедливости и веры в прекрасное будущее.

Информация о работе Концепт дракона в китайской культуре