Константин Николаевич Леонтьев творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:10, доклад

Описание

Константин Николаевич Леонтьев (13.01.1831 – 12.11.1891) — выдающийся русский мыслитель, писатель, литературный критик и публицист, принявший в конце своей жизни постриг в Оптиной пустыни. Будущее России видел в сохранении традиционного Православия, сильной государственности самодержавия и эстетизме народной старины. Его главное произведение «Византизм и славянство» обрело заслуженное признание как веха российской исторической мысли.

Работа состоит из  1 файл

леонтьев.docx

— 16.39 Кб (Скачать документ)

Константин  Николаевич Леонтьев (13.01.1831 – 12.11.1891) —  выдающийся русский мыслитель, писатель, литературный критик и публицист, принявший  в конце своей жизни постриг  в Оптиной пустыни. Будущее России видел в сохранении традиционного Православия, сильной государственности самодержавия и эстетизме народной старины. Его главное произведение «Византизм и славянство» обрело заслуженное признание как веха российской исторической мысли.

Свою работу он начинает с определения византизма: “Византизм в государстве значит — Самодержавие. В религии он значит христианство с определенными чертами, отличающими его от западных церквей, от ересей и расколов. В нравственном мире... византийский идеал не имеет... преувеличенного понятия о земной личности”. Леонтьев первым вводит в науку этот термин и определяет его границы.

Он разводит и противопоставляет “византизм” и “славизм”, которые иногда смешивались. Если “византизм” . выражает сущность всей русской культуры и спасителен, то “славизм” политически ошибочен и прямо вреден с точки зрения судеб России. Он считал, что славянство ни при каком случае не может составить основу прочного консервативного государства.

Главные черты его культурно-политического  идеала таковы: "государство должно быть пестро, сложно, крепко, сословно и с осторожностью подвижно, вообще сурово, иногда и до свирепости; церковь должна быть независимее нынешней, иерархия должна быть смелее, властнее, сосредоточеннее; быт должен быть поэтичен, разнообразен в национальном, обособленном от Запада единстве; законы, принципы власти должны быть строже, люди должны стараться быть лично добрее — одно уравновесить другое; наука должна развиваться в духе глубокого презрения к своей пользе". 

Леонтьев  стал создателем оригинальной теории развития. И в природе, и в общественной жизни всякое развитие неизбежно проходит три последовательные стадии:   первая – первоначальная или примитивная простота; вторая – бурный рост со сложностями творческого и прекрасного неравенства. Только эта стадия и имеет ценность. В Европе она длилась с XI по XVIII век. Третья стадия – вторичное опрощение: разложение и гниение. Эти стадии в жизни нации соответствуют жизни индивидуума: эмбрион, жизнь и разложение после смерти, когда сложность живого организма снова распадается на составлявшие его элементы. С XVIII века Европа находится в третьей стадии, и есть основания думать, что ее гниением заражена и Россия. 

Леонтьев провозглашал традиционно воспринятый от Византии династический монархизм в качестве оплота Православия и эстетизм культурных национально-традиционных форм, в которых  он видит единственную возможность независимого пути развития Российского государства, самобытного, сильного, живущего своим умом. Охранительным средством от революционных потрясений, грядущих с Запада, Леонтьев считает союз России со странами Востока.

Из других культурологических взглядов К.Н. Леонтьева интересно  отметить, что он был противником  политического национализма, считая, что современный национализм  есть порождение либеральной и уравнительной  демократии, погубившей такие полные жизни и разнообразия «цветущие  сложности», как мировые империи. По мнению многих отечественных мыслителей, Леонтьев был духовным предтечей такой крупной величины в европейской культуре, как Фридрих Ницше, по крайней мере в том, что касается культа силы и красоты и критики буржуазной морали. 

Список используемой литературы:

  • История русской литературы с древнейших времен по 1925 год. Мирский, том 2
  • Мамонтов С.П. Основы культурологи : М.: Олимп, 1999.
  • Политология. Хрестоматия под ред. Василика М.А, 2000.

Информация о работе Константин Николаевич Леонтьев творчество