Контрольная работа по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:24, контрольная работа

Описание

Ортегу , по праву называют теоретиком элиты. Свои идеи он достаточно определенно выразил в небольшой по объему, но широко известной книге «Дегуманизация искусства». Он склонен считать, что существует две разновидности рода человеческого: «народ», или масса, являющаяся «косной материей исторического процесса»; элита — особо одаренное меньшинство, творцы подлинной культуры. Предназначение — «лучших» быть в меньшинстве и сражаться с большинством..

Содержание

1. Раскройте специфику понимания культуры Х. Ортегой–и– Гассетом 3
2. Раскройте сущность актуальных проблем современной культуры 7
3. Культура Византийской империи: характерные черты, достижения, значение 12
Список использованной литературы 21

Работа состоит из  1 файл

кУЛЬТУРОЛОГИЯ 8.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание 

 

1. Раскройте специфику понимания культуры Х. Ортегой–и– Гассетом

 
 

     Х. Ортега-и-Гассет (1889—1955) - испанский  философ. 

     Ортегу , по праву называют теоретиком элиты. Свои идеи он достаточно определенно  выразил в небольшой по объему, но широко известной книге «Дегуманизация  искусства». Он склонен считать, что существует две разновидности рода человеческого: «народ», или масса, являющаяся «косной материей исторического процесса»; элита — особо одаренное меньшинство, творцы подлинной культуры. Предназначение — «лучших» быть в меньшинстве и сражаться с большинством.. В течение полугора веков серая толпа претендовала на то, чтобы представлять «все общество». С этим Ортега связывает все недуги Европы. По его убеждению близится время, когда общество от политики и до искусства вновь начнет складываться, как должно, в два ордена или ранга: орден людей выдающихся и орден людей заурядных.

     Жизнь людей выдающихся сосредоточена  в сфере игровой деятельности. Игра противопоставляется обыденности  и пошлости человеческого бытия. В произведениях испанского автора  установка на игру приобретает различные оттенки:, от трагического до ликующего, спортивно-праздничного   чувства   жизни.

     В «Медитации о Дон-Кихоте» Ортега полагает, что способ существования подлинной личности заключается в  трагедии. Трагический герой — это избранник, принадлежащий духовной элите, определяющим его качеством является способность к созерцательной игре.. В отличи от обывателя, герой не берет необходимость в расчет сопротивляется привычному и общепринятому, руководствуется собственной свободой воли. Свои философски откровения Ортега завершает символически: ночью на парижском кладбище два бессмертных пощляка Бувар и Пекюше хоронят поэзию во имя натурализма и детерминизма. Духовный кризис эпохи завершается [1.C.47].  

     Испанский теоретик пытается найти ориентиры  в хаосе культуры, лишенной внутреннего  строе, его богатое воображение  создает игровую утопию спортивно-праздничного отношения к жизни. Образ нового мирочувствования он раскрывает на примере искусства. Новое искусство («модернизм») всегда комическое по своему характеру. Не то, чтобы содержание  произведения было комичным — это значило бы вновь вернуться к формам и категориям «человеческого стиля», дело в том, что независимо от содержания само искусство становится игрой. Стремление же к функции как таковой возможно только в веселом расположении духа.

     Ортега  определяет основные тенденции нового стиля:

      1) тенденцию к дегуманизации; 

     2)тенденцию  избегать живых форм;

     3) стремление к тому, чтобы произведение искусства было лишь произведением искусства;

     4) стремление понимать искусство  как игру и только;

     5) тяготение к глубокой иронии

     б) тенденцию избегать всякой фальши и, в этой связи  тщательное исполнительское  мастерство;

     7) искусство, согласно мнению молодых художников, безусловно чуждое какой-либо трансценденции, т.е. выхода за пределы возможного опыта.

     Общеродовой и наиболее характерной чертой нового творчества и нового эстетического  чувства Ортега называет тенденцию  к дегуманизации. Художники наложили «табу» на любые попытки привить искусству «человеческое». «Человеческое» — это комплекс элементов, составляющих наш привычный мир. Художник решается против этого мира, дерзко деформировать его, тем, что изображено на традиционных полотнах, мы бы могли мысленно сжиться[1.C.49].

     Человек, оказавшийся в непонятном мире, вынужден изобрести новый, небывалый тип  поведения, создать жизнь, жизнь  изобретенную. Эта жизнь не лишена чувства и страстей, но это —  специфически эстетические чувства. Озабоченность собственно человеческим не совместима с эстетическим удовольствием.

     Ортега  убеждает, что толпа верит, что  оторваться от реальности для художника  легкое дело, тогда как самом деле это самая трудная вещь на свете. Создать нечто, что не копировало бы «натуры» и, однако,обладало бы определенным содержанием, — это предполагает высокий дар. Новое игровое искусство элитарно. Оно доступно только одаренному меньшинству, аристократам духа.

     Господство  буржуазной системы ценностей, с  главенствующим в ней принципом Пользы, породило у Ортегя представление, что действительность оккупирована массой обывателей. Мещанство в его глазах разрастается до размеров всего человечества. Человеческое приравнивается к бездуховному. Человеческие переживания, воспроизводимые искусством, рассматриваются как, бездумно-механические, не имеющие ничего общего с художественностью. В противовес набору негативных реалий буржуазной культуры творческое воображение Ортеги конструирует мир эстетической игры как подлинного бытия духа.

     Ортета  приветствует тенденцию культуры, вытесняющую «человеческое, слишком человеческое» поскольку должно подчиняться тому императиву, который диктует эпоха. В покорности таковому велению времени Ортега видит единственную для индивида возможность устоять[1.C.50].

     В докладе «О спортивно-праздничном  смысле жизни» Ортега рассуждает о том, что все виды деятельности, связанные с выполнением определенных целей, являются жизнью лишь второго порядка. В отличие от этого в игровой деятельности изначальная жизненная активность проявляется непринужденно, бесцельно, свободно. Она возникает не из необходимости достижения каких-то результатов и не является вынужденным действием. Это добровольное проявление сил, порыв, не предусмотренный заранее. Ортега убежден, что человек может подняться над тоскливым миром обыденности, лишь перейдя в область неутилитарных отношений. Лучшим же примером бесцельного напряжения Ортега полагает спорт. Спортивная деятельность —изначальная, творческая, важнейшая в человеческой жизни, а труд — просто производная  от нее деятельность, или осадок.

     «Спортивность»  —• Ортеги это не просто состояние  сознания индивида, это его мировоззренческий  принцип.

     Общий смысл понятий «игры» Хейзинти и  «спортивность» Ортеги совпадает. Вместе с тем надо заметить, для Хейзинги эстетическая игра является прежде деятельностью общественной и общедоступной. Ортеги в первую очередь ставит задачу спасения культуры  от «восстания  масс», а спасителем объявляет элиту. 
 
 
 

 

2. Раскройте сущность актуальных проблем современной культуры

 

      Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные  области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления духа данного народа. Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры; в этом смысле говорят о примитивной и высокой культуре; вырождение культуры создает или бескультурье, или «рафинированную культуру».

      Современная культура воплощается в огромном множестве создаваемых материальных и духовных явлений. Это и новые  средства труда, и новые продукты питания, и новые элементы материальной инфраструктуры быта, производства, и новые научные идеи, идеологические концепции, религиозные верования, нравственные идеалы и регуляторы, произведения всех видов искусств и т.д.

      Но  культура — это не только множество  культур, это также мировая культура, единый культурный поток от Шумеров до наших дней, от Востока на Запад, от Запада на Восток. Сегодня относительно судьбы культуры выкристаллизовались два разных понимания, два взгляда, так сказать «оптимистический» и «пессимистический». Оптимисты утверждают, что мировая культура на правильном пути, что будущее за наукой, техникой, информацией, регионально-организованной экономикой, что ценности западной культуры (успех, власть, личная свобода, сила и т.д.) являются истинными. Пессимисты, начиная от Шпенглера, напротив, уверены в обратном: современная мировая культура, считают они, клонится к закату[5.C.54].

      Для культуры XX века в отличие от XIX века, в котором культура мыслилась в тех же синонимах, что и цивилизация, характерно разведение этих понятий. При этом культура продолжает оставаться символом всего позитивного, а цивилизация получает нейтральную оценку, а порой и прямой негативный смысл.

      Цивилизация, как синоним материальной культуры, как достаточно высокая ступень  овладения силами природы, безусловно, несет в себе мощный заряд технического прогресса и способствует достижению изобилия материальных благ. Вместе с тем техника, материальное изобилие сами по себе еще не означают собственно культурного, духовного расцвета, они не могут быть оценены как безусловно нравственные или же как безусловно ненравственные: они нейтральны. Культурная значимость технических завоеваний зависит от того, в каком ценностном контексте они используются, а это не только орошение ранее неплодоносных земель, но и создание изощренных орудий массовых убийств. Понятие цивилизации чаще всего связывается с этим ценностно-нейтральным развитием техники, которую можно использовать в самых разнообразных целях, а понятие культуры, наоборот, максимально сблизилось с понятием духовного прогресса. Цивилизация — это преобразованный человеком мир материальных объектов, а культура — это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.

      К негативным качествам цивилизации  обычно относят ее тенденцию к  стандартизации мышления, ориентацию на абсолютную верность общепринятым истинам, свойственную ей низкую оценку независимости и оригинальности индивидуального мышления, которые воспринимаются как «социальная опасность». Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Цивилизация все чаще понимается как синоним урбанизации, скученности, тирании машин, как источник дегуманизации мира. В самом деле, как бы глубоко ни проник человеческий ум в тайны мира, духовный мир самого человека остается во многом загадочным. Цивилизация и наука сами по себе не могут обеспечить духовного прогресса, здесь необходима культура как совокупность всего духовного образования и воспитания, включающие в себя весь спектр интеллектуальных, нравственных и эстетических достижений человечества.

      Индивидуализм, атомизация общества, безудержная похоть жизни, неограниченный рост народонаселения и неограниченный рост потребностей, упадок веры, ослабление духовности — все это привело к созданию индустриально-капиталистической системы, которая изменила весь характер человеческой жизни, весь стиль ее, оторвав жизнь человека от ритма природы. Экологический кризис, кризис антропологический, угроза третьей мировой войны, Чернобыль, кризис нравственности и морали, рост всевозможных заболеваний, возрастание неравенства во многих сферах жизни — все это и есть дурная и даже гибельная бесконечность. Но как же иначе, говорят оптимисты, как прокормить миллиарды людей, удовлетворить их растущие потребности в жизни, как создать комфорт и достойный уровень жизни, как удовлетворить тягу человека к свободе, новизне, творчеству и к успеху? И они ищут пути разрешения этих вопросов.

      Сегодня намечаются два противоположных  пути решения. Один — это надежда  разрешить кризисные явления  культуры на путях разума, науки, образования, за счет разумной организации жизни, производства, сознательного подхода ко всему, изменение ориентиров развития науки и технологии. Другими словами первостепенное значение должны иметь цели духовного и морального совершенствования человека, а также улучшения его материальных условий. Второй путь разрешения кризисных явлений можно назвать «альтернативным» или «эзотермическим». Его сторонники предсказывают возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры или к формам жизни более «естественным» для человека и жизни — с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, формам бытия человека свободного от власти техники.

      Эти два подхода существуют, но одновременно набирают силу и кризисные явления.

      Пессимисты критикуют утопические убеждения оптимистов. Они уверены, что в мире правит не разум, а скорее стихия, что рациональное и разумное не свойственно людям, что культура — это не разумное построенное целое, а живой организм с неизвестной нам жизнедеятельностью и движением. Оптимисты, естественно, возражают: человечество далеко ушло по пути современной цивилизации, назад пути нет, разум, рационализм, все атрибуты современной цивилизации — наша судьба, мы спасемся в лоне этой цивилизации или погибнем. Впрочем, они убеждены, что человечество не погибнет, а напротив, справится со всеми своими проблемами, как до сих пор оно справлялось и достигнет нового могущества и на земле и в космосе.

Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"