Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:47, контрольная работа
Самое древнее орудие человека датируется около 2,5 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготовляли орудия, археологи делят историю Первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.
Каменный век делится на древний (палеолит), средний (незолит) и новый (неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века – свыше 2 млн. – 6 тыс. лет назад. Палеолит, в свою очередь, подразделяется на три периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4–3 тыс. до н.э. Затем наступил бронзовый век (4–начало 1–го тыс. до н.э.), в начале 1–го тыс. до н. э. его сменил железный век.
1. Историческая периодизация древнего мира. Культура собирательства и охоты – наиболее продолжительный этап развития человечества.
Периодизация первобытности………………………………………………...2
1.2 Культура в эпоху палеолита………………………………………..…………3
1.3 Культура в эпоху мезолита и неолита…………………………………………5
1.4 Культура бронзового века………………………………………………………..6
2. Орудия труда и основные технические достижения. Образы и сюжеты первобытного искусства. Первобытная скульптура и наскальная живопись. Первобытная письменность. Мифология, образы и церемонии.
2.1 Орудия труда………………………………………………………………………..7
2.2 Жилища………………………………………………………………………………7
2.3 Культовое оружие……………………………………………………………………7
2.4 Первобытное искусство……………………………………………………………..8
2.5 Скульптура……………………………………………………………………………8
2.6 Религия первобытной эпохи…………………………………………………………9
2.3
Культовые сооружения
Неолитические племена также оставили
после себя монументальные мегалитические
сооружения, величайшим из которых является
Стонхендж (Англия).
Стонхендж, Англия, 2 тыс. до н.э.
Мегалиты
- сооружения, имеющие культовое назначение
и составленные из блоков дикого или грубо
оббитого камня: это дольмены, менгиры,
кромлехи. Мегалитические постройки широко
распространены в разных странах мира,
но особенно много их во Франции и Англии.
Возведение мегалитических построек было
сложной инженерной задачей, так как вес
плит мог достигать 300 тонн, а строительная
техника отсутствовала. Дольмены похожи
на большие каменные ящики, накрытые плоской
плитой. Для их строительства использовали
каменные глыбы и массивные плиты огромного
размера. Стены и потолки внутри дольменов
иногда покрывали орнаментом. Предполагают,
что первоначально дольмены были родовыми
святилищами, а позднее стали местами
погребений родовых старейшин. Менгиры
представляют собой огромные, продолговатой
формы неотесанные камни, поставленные
вертикально. Обычно они достигают 4-5 м
в высоту; самый большой менгир – 21 м в
высоту и около 300 кг веса – находится
во Франции. Иногда менгиры составляют
целые аллеи, длина которых может достигать
километра. Кромлех - ритуальное сооружение,
служившее для погребения и религиозных
церемоний, складывался из отдельно стоящих
огромных камней, образующих круг; в центре
этого круга ставился дольмен или менгир.
При раскопках в кромлехах находили погребения,
каменные топоры, зернотерки, лепную глиняную
посуду.
2.4
Первобытное искусство
Важнейшей частью искусства палеолита
являются пещерные изображения. Палеолитические
художники рисовали животных, на которых
охотились – зубров, лошадей, оленей, мамонтов.
Самыми прославленными памятниками являются
росписи пещер Альтамира (Испания) и Ляско
(Франция). В пещере Альтамира на потолке
имеются изображения 25 фигур разнообразных
животных – зубров, кабанов, ланей, чьи
фигуры иногда достигают 2 метров в длину.
Рисунки полихромные, и краски хорошо
сохранились. Настенные росписи пещеры
Ляско показывают раненого бизона, убитого
человека с птичьим клювом, стилизованную
птицу на длинном шесте и уходящего от
места убийства носорога. Для палеолитического
искусства характерен реализм: зверя изображали
точно — от точности зависел успех охоты.
Но художники еще не умели правильно передать
пространство, а изображаемые сцены не
имели композиции в полном смысле этого
слова. В эпоху мезолита и неолита меняется
характер наскальной живописи — художники
теперь стремятся передать смысл действия,
и изображают события во взаимосвязи,
в движении. Это достигается за счет некоторой
утраты правдоподобия и переходе к абстракции
— символизму. Среди наскальных изображений
эпохи неолита кроме обычных изображений
зверей, птиц, рыб и охотничьих сцен, встречаются
и фигуры разных видов домашних животных
- в одиночку, в виде стада, в упряжке, с
всадником. Встречаются сцены обработки
земли мотыгой и вспашки поля, изображения
домой, поселков, лодки с гребцами, жертвоприношений,
караванов вьючных животных.
2.5 Скульптура Первые в истории человечества скульптурные образцы были созданы в эпоху палеолита. Это так называемые палеолитические «венеры» - изображения обнаженных женщин, обладающих подчеркнутыми признаками женщины-матери, и скульптурные изображения животных – мамонта, медведя, пещерного льва. Фигуры нередко раскрашивались красками - черной, красной, коричневой и желтой.
«Палеолитические венеры»
Домашняя
утварь и украшения
В период неолита изготавливалось большое
количество глиняной посуды и сосудов,
на поверхность которых наносились разнообразные
узоры - спиральный, дугообразный, зигзагообразный,
«угловой», «нотный» или «радиальный».
Помимо традиционных горшков начинают
изготавливать сосуды в виде фигур людей
и животных. С большим вниманием теперь
относятся и к одежде - ее расшивают пластинками
из расколотых клыков животных. Из перламутровых
раковин делают бусины, а из них — ожерелья.
2.6 Религия первобытной эпохи Большинство ученых полагают, что время существования питекантропов, синантропов и неандертальцев относится к безрелигиозному периоду в человеческой истории; первые религиозные верования стали зарождаться лишь тогда, когда на Земле появился человек современного типа. Тогда же формируются похоронные обряды. Религиозные представления древних людей существовали в форме анимизма, фетишизма и тотемизма.
В основе анимизма (от латинского анима – дух, душа) лежала вера в существование души и духов. Дух – это душа, отделенная от тела. Считалось, что души есть не только у людей и животных, но и растений, любых предметов, явлений природы. Объектом религиозного поклонения становились те природные явления, которые были особенно важны для жизни общины. Так человек пришел к идеи обожествления природы, созданию ее культа. Культ природы – один из самых древних в человеческой истории. Тогда же формируется и культ предков.
Тотемизм (от индейского тотем – его род) основан на идее о родстве группы людей (рода) и каких-либо животных или растений. Каждый род носил имя своего тотема. Тотем нельзя было убивать или употреблять в пищу. В качестве тотема могли также выступать определенные предметы. Тотемизм был присущ всем народам мира и его пережитки сохранились во многих религиях. На этой базе сформировался еще один важнейший культ - культ зверя.
Фетишизм (от французского – талисман, идол, амулет) – культ неодушевленных предметов, которые, по мнению древних, обладали сверхъестественными и сверхъчувственными свойствами, так в них обитала душа. Фетишизм был распространен у всех первобытных народов. Он проявлялся в вере в силу талисманов, амулетов и оберегов и отражал стремление людей посредством фетишей воздействовать на ход событий: эти особые предметы должны были защитить людей от бед и несчастий, болезней, дать здоровье, принести удачу на охоте. Фетишизм, тотемизм и анимизм были тесно связаны с магией, так как воздействие на окружающий мир обычно осуществлялось при помощи колдовских обрядов и заклинаний. Магия (от греческого – волшебство) возникло в древнейшую эпоху, со временем магические обряды становились все разнообразнее: они исполнялись для обеспечения удачи на войне, для «вызывания» дождя, при начале пахоты и уборки урожая. В первобытной общине выделилась особая группа людей - шаманы, которые, по мнению членов общины, обладали способностью общаться с духами. Ритуал общения сопровождался пением, плясками и ударами в бубен. Одной из основных функций шаманов являлось лечение больных. Шаманство было повсеместно и широко распространено.
Формы религиозных
верований в первобытную эпоху
существовали в смешанном, нерасчлененном
виде. Такое состояние принято
называть синкретизмом
(от греческого – соединение). Синкретизм
был характерен не только для первобытной
религии, но и для первобытной культуры
в целом.
Список литературы
1.Культурология. История мировой культуры. Под ред. Н.О. Воскресенской. М.: ЮНИТИ, 2003
2.Культурология. История мировой культуры. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 1995.
3.Культурология. История мировой культуры. Под ред. проф. А.Н. Марковой. 2-е изд., М.: ЮНИТИ, 1998.
Культурология.
Под ред. проф. А.Н. Марковой. 3-е изд.,
М.: ЮНИТИ, 2000.