Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:05, контрольная работа
Целью моей работы является изучить прошлый период развития культуры России XIX и XX веков, понять необходимость желания обществом того времени перемен в жизни, что и его не устраивало, почему люди стремились к изменению отношений во всех сферах жизни.
Введение…………………………………………………………………... 3
Серебряный век русской культуры…………………………………….... 4
Золотой век русской культуры………………………………………….. 10
Заключение……………………………………………………………….. 18
Список используемой литературы……………………………………… 19
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
Контрольная работа по предмету:
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
г. Тюмень 2010 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Золотой век русской культуры………………………………………….. 10
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………… 19
Введение
Нельзя понять настоящее,
не зная прошлого. Исторический и культурный
опыт прошлого помогает решить проблемы современности. В настоящее
время Россия находится на рубеже веков:
двадцатого и двадцать первого. И российское
государство испытывает переломный период
в своем развитии.
Жесткое государственное регулирование
советского периода нашего государства
меняется на новые общественные отношения.
Внедряется рыночный механизм в экономике,
соответственно претерпевают отношения
и все другие сферы жизни общества: социальная
жизнь, политика, культура и т.д. В этот
период перестройки общественных отношений
необходимо каждому гражданину понимание
дальнейшего пути развития нашего государства,
осознание своего места и роли в современный
период жизни. Поэтому меня заинтересовал
период развития культуры России ХIХ ХХ
веков.
В своей работе я кратко опишу «золотой
век» русской культуры, хотя мне хотелось
бы поподробнее его описать. Затем «серебряный
век» русской культуры это конец XIX века
и начало XX века, который из-за многообразия
направлений в искусстве называют культурный
Ренессанс.
Целью моей работы является изучить прошлый
период развития культуры России XIX и XX
веков, понять необходимость желания обществом
того времени перемен в жизни, что и его
не устраивало, почему люди стремились
к изменению отношений во всех сферах
жизни. Попытаться понять его, чтобы объяснить
настоящее и будущее русской культуры
Русская культура конца XIX – начала XX веков – сложный и противоречивый период в развитии русского общества. Культура рубежа веков всегда содержит в себе элементы переходной эпохи, включающей традиции культуры прошлого и новаторские тенденции новой зарождающейся культуры. Происходит передача традиций и не просто передача, а зарождение новых, все это связано с бурным процессом поиска новых путей развития культуры, корректируется общественным развитием данного времени. Рубеж веков в России – период назревания крупных перемен смена государственного строя, смена классической культуры XIX века на новую культуру XX века. Поиск новых путей развития русской культуры связан с усвоением прогрессивных веяний западной культуры. Пестрота направлений и школ – черта русской культуры рубежа веков. Западные веяния переплетаются и дополняются современными, наполняются конкретно русским содержанием. Особенностью культуры этого периода является ее ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль. В центре внимания русской культуры конца XIX – начала XX веков оказался человек, который становится неким связующим звеном в пестром многообразии школ и направлений науки и искусства.
Выделяя важнейшие приоритеты
в развитии русской культуры конца
XIX – начала XX века, нельзя обойти вниманием
важнейшие его характеристики. Конец
XIX – начало XX века в истории русской культуры принято называть Русским
Ренессансом или, в сравнении с золотым
пушкинским веком, серебряным веком русской
культуры.
Этот период в развитии
русской культуры связан с подъемом во
всех сферах духовной жизни русского общества:
отсюда и термин «духовный ренессанс».
Возрождение лучших традиций русской
культуры в самом широком спектре: начиная
от науки, философской мысли, литературы,
живописи, музыки и кончая искусством
театра, архитектуры, декоративно-прикладного
искусства.
Серебряный век русской
культуры стремится синтезировать все
достижения культуры: искусство – философия,
религия – все взаимосвязано - тенденции
к взаимопроникновению различных видов
не только художественной, но и духовной
деятельности в целом налицо. Глобализация
истории, глобализация культуры – таковы
главные характеристики культуры Серебряного
века.
Для русского символизма характерно, прежде
всего, размежевание с традициями революционно-демократического
«шестидесятничества» и народничества,
с атеизмом идеологизацией, утилитаризмом.
Наряду с реализмом,
безгранично господствующем в искусстве
конца XIX - начала XX века, символизм становится
одним из ведущих мировосприятий в культуре
конца XIX начала XX-х веков.
Русский символизм возник
на рубеже 80 – 90х г.г. XIX столетия и осознал
себя как ведущее идейно – художественное
и религиозно – философское течение. Он
вобрал в себя все достижения культуры
рубежа веков, а потому во многом определил
крупнейшие философские, художественные
и также косвенно научные и социально
– политические достижения эпохи Серебряного
века, включая художественный авангард,
русскую религиозную философию, например,
русский космизм. Символизм в России претендовал
на выполнение универсальных, мировоззренческих
функций в общественной и культурной жизни
России (в отличие от французского, немецкого
или скандинавского символизма оставшихся
литературно-художественными явлениями).
Идея синтеза искусства,
философии, жизни создание «целостного
стиля» - стали апофеозом русского символизма.
Именно это качество выделяло его среди
других национальных типов символизма.
В отличие от западноевропейского символизма
эволюционировавшего в 20-е годы в экспрессионизм,
сюрреализм и др. – русский символизм
сформировал почву для постсимволистских
явлений русской культуры, таких как авангард,
акмеизм, превратился в неоклассицизм
и футуризм, ставший одним из важнейших
течений революционной культуры в совокупности
с типологически близкими явлениями –
имажинизма и конструктивизма. Идеологи
символизма - Вячеслав Иванов, Андрей Белый,
Валерий Брюсов, Вячеслав Ходасевич.
Символизм является
неким философским камнем, неким магическим
ключом, с помощью которого можно открыть
мир и преобразовать его. Вся история символизма,
как писал В. Ходасевич, представляла:
«ряд попыток найти сплав жизни и творчества,
своего рода философский камень искусства».
Отсюда синкретизм культуры Серебряного
века как некий доминантный принцип, на
котором основали свою деятельность все
деятели культуры Серебряного века: философы,
художники, поэты, писатели, музыканты,
архитекторы, деятели театра.
Символическое начало
было главным определяющим содержанием
мира и даже более реальным, нежели его
конкретное проявление в социальной действительности.
В тех или иных конкретных художественных,
нравственных, политических, религиозных
и др. формах. Отсюда исповедание девиза
Иванова: движение, стремление, прорыв
– «от реального к более реальному».
Для русского символизма
характерным было явление теургии – творческой
реализации человеком божественного начала,
или уподобление себя Богу-Творцу. Поэтому
на первый план выступают творческая ориентация
и реализация личности (в любой сфере деятельности
– философии, искусстве, науке и т.д.) отсюда
вытекает самая важная черта русского
символизма – не познание мира, а его преобразование,
не созерцание, а «жизнестроение».
Личность художника-поэта
понимается как «носителя внутреннего
слова, органа мировой души, ознаменователя
сокровенной связи сущего, тайновидца
и тайнотворца жизни». Он является своеобразным
«трансформатором» и «транслятором» музыки
небесных космических сфер, которая доступна
ему и не доступна простым смертным. Именно
художник с помощью поэзии, музыки, живописи
доводит эту «зашифрованную информацию»
до простых смертных через творческие
откровения, каковыми и выступают: стихотворение,
симфония, картина и т.д.
Средством для решения
таких высоких целей служил «язык богов».
Поэтому художник-поэт «всегда религиозен,
а толпа, требующая от поэта языка, земного
утратила или забыла религию и осталась
с одною утилитарной моралью».
Отличительной особенностью
символизма как художественного творческого
процесса является параллелизм действительного
реально и внутренней высшей действительности
(realiora), которая, безусловно, выше обыденной
действительности, так как обогащена этим
высшим внутренним смыслом. Подтверждением
этой доктрины, которую должна была осуществлять
личность художника, являлась деятельность
художников, объединившихся под романтическим
названием «Мир искусства». А само
название этого художественного направления
в русской культуре Серебряного века подчеркивало
приоритет искусства над жизнью в противовес
художникам-реалистам, для которых искусство
было лишь слабым отражением жизни. Здесь
искусство – высшая истина, откровение,
ниспосланное избранным художником –
жрецам искусства.
Мир искусства находился
в самом центре культурной жизни России
рубежа столетий, восстанавливая связь
разных поколений деятелей культуры, представляющих
разные сферы искусства, живописи, литературы,
поэзии, театра, музыки, танца и т.д. Все
они питали страсть к старине, русской
мифологии, фольклору с одной стороны,
и пристрастие к самым последним достижениям
западной культуры - с другой.
Историзм мира искусников
имел романтическую основу с примесью
иронии. Обращаясь к историческим мотивам,
мирискусники выбирали театральные сюжеты,
мотивы народных гуляний, шествий, при
этом специфика каждого вида и жанра выступала
в качестве обязательного условия работы.
Точкой отсчета оказываются: русский XVIII
век (Бенуа, Лансере), рококо с талантом
жанра (Сомов), французский классицизм
XVII века ( Бенуа), греческая архаика (Серов),
русский ампир ( Сомов, Ланире), древнерусский
стиль (Билибин, Рерих) и т.д. Эти варианты
переплавляются в новый стиль, что и определяет
общность русского модерна как стилевого
направления в живописи и графике.
Почти все известные
русские художники начала века работали
в театре : Васнецов, Врубель, Бенуа, Серов,
Поленов, Левитан, Коровин, Кузнецов. Почти
все мирискусники, исследователи этого
периода искусства называли рубеж столетий
периодом «Театрократии».
Роль Бенуа в театральной
деятельности мирискусников была одной
из ведущих. Широк диапазон художника:
от декораций к «Павильону Армиды» (1907)
до гротескного воплощения комических
мольеровских пьес: «Мнимый больной» (1912),
«Тартюф» (1912), «Брак поневоле» (1913), пестрые
балетные декорации к балету «Петрушка»
Стравинского(1911,1917). Каждый раз Бенуа
находит специфический язык, различные
стилевые варианты.
Обобщая все сказанное, необходимо определить
место русского символизма в истории отечественной
и мировой культуры. Важнейшей особенностью
русского символизма было стремление
выработать стиль культуры «во имя свободы
творчества» и «во имя духа» (Бердяев).
Благодаря этому символизм смог оптимально
реализовать мечту романтиков о синтезе
искусств и выделиться среди других национальных.
Символизм как явление культуры наиболее
универсальное, синтетическое. Этот факт
и обусловил его всемирное значение - вплоть
до XX века. Обращение к античным образцам
шло по пути создания своеобразных «Кодов
Культуры», трансформировавших современность
в вечность, своеобразная ожившая мифология,
стирающая грани между культурой прошлого
и настоящего.
Русский символизм, хотя
и пророс на европейской почве, приобрел
своеобразные русские черты. Та идея о
сверхчеловеке на русской почве превратилась
в идею самоутверждения исключительной
личности, поставившей себя «по ту сторону
добра и зла», которой все позволено. Причем
«сверхчеловеческое» понималось как «всечеловеческое»
или более того «богочеловеческое».
Идея символа как
метода художественного мышления заимствована
из Средневекового принципа «соответствий»,
т.е. не тождественности и даже не подобия,
а некой трансцендентной связи явлений
- высших, небесных и земных, материальных.
Отсюда невозможность адекватного изображения
идей, а установление их «соответствия»
видимым формам. Символическое мышление
в изобразительном искусстве персонифицируется
в аллегориях, чтобы стать образным и зримым.
Аллегория - это символ «спроецированный
на поверхность изображения». Символ превращает
явление в идею и идею в образ, но так, что
идея запечатленная в образе, навсегда
остается бесконечно действенной и недостижимой,
и, даже будучи выраженной, на всех языках,
она все же останется невыразимой. Аллегория
основывается на внешнем, легко прочитываемом
уподоблении формы идее, символ- на иррациональной
интуиции, смутном ощущении, провидении.
Символ абстрагирует конкретное, аллегория
конкретизируют абстрактное.
Символические образы отражают
неповторимое состояние души художника,
в то время как аллегория следует традиции.
Подробно это состояние души анализирует
А.Белый: «часто художник- символист более
сосредотачивается на одном из членов
трехчленного символического построения.
Это построение:
1) образ (плоть),
2) идея (слово),
3) живая связь, предопределяющая
и идею, и образ (слово, ставшее
плотью). Если метод, как считает
Белый, оформляет энергию
Рассматривая теорию символизма и
её принципы в применении к миру
искусств, А. Белый считает: «Самый мир
искусств теоретики символической
школы должны рассматривать как
продукт применения тех или иных методов
творчества… Форма и методы еще не суть
ценности, и поэтому – то перед нами возникает
целая серия существенных форм…
Теория Знания есть знание
о знании. Теория творчества есть теория
построения форм творчества. И если творчество
самоценно, то теория символизма есть
теория ценности, предопределяющая теорию
знания. В этом смысле, религиозное творчество
есть одна из форм. Теория символизма…
изучает законы мифического творчества,…не
подчиняя эти законы эстетике. Она не противостоит
ни науке, ни метафизике, ни религии, ни
искусству, а только теории познания».
Большой вклад в обоснование
философских основ символизма внес
В.Соловьев. Идеи коллективизма и
соборности своеобразно соединяются
защитой творческой индивидуальности;
идеи всемирной отзывчивости с мессианством
(национальной избранностью); идеи межкультурного
диалога, вселенского единства дополняются
верностью русским культурным традициям
и стремлением активно усваивать традиции
других культур.
Золотой век русской культуры. ХIХ век как социокультурная эпоха находится в ложном взаимодействии с исторической. “Линейное” время и внутреннее движение здесь полностью не совпадает. Это время формирования техногенного общества, вторгающегося в патриархально-общинные структуры, что приводит к социальному напряжению, к смене чипов субъектов как творцов, так и носителей объединенных типов культур. Идет постепенное разрушение сословно-дворянской культуры, новые импульсы к развитию получают разночинная и купеческая культуры, после 1861 года в новом качестве выступает крестьянство как социокультурный слой. Особую интегрирующую
роль в шестидесятые годы начинает
играть интеллигенция. Какие события
истории оказали главное В ХIХ в. ведущей областью русской культуры
становится литература, чему способствовала,
прежде всего, ее тесная связь с прогрессивно-
освободительной идеологией. Ода Пушкина
“Вольность”, его “Послание в Сибирь”
декабристам и “Ответ” на это послание
декабриста Одоевского, сатира. Рылеева
“ К временщику” (Аракчееву), стихотворение
Лермонтова “На смерть поэта”, письмо
Белинского к Гоголю являлись, по сути
дела, политическими памфлетами, боевыми,
революционными призывами, воодушевлявшими
передовую молодежь. Дух оппозиционности
и борьбы, присущий произведениям прогрессивных
писателей России, сделал русскую литературу
той поры одной из активных общественных
сил. Расцвету русской музыкальной
культуры способствовало творчество П.
Чайковского, написавшего немало прекрасных
произведений и внесшего новое в
эту область. Так, экспериментальный
характер носила его опера “Евгений
Онегин”, предупредительно названная им не оперой, а “лирическими
сценами”. Новаторская сущность оперы
заключалась в том, что она отразила веяния
новой передовой литературы. |
Заключение:
В заключение следует отметить, что русская культура кануна Великого Октября представляла собой итог сложного и огромного пути. Отличительными чертами ее всегда оставались демократизм, высокий гуманизм и подлинная народность, несмотря на периоды жестокой правительственной реакции, когда прогрессивная мысль, передовая культура всячески подавлялись.
Богатейшее культурное наследие дореволюционного времени, веками создававшиеся культурные ценности составляют золотой фонд нашей отечественной культуры этот период смешалось все: апатия, уныние, упадничество — и ожидание новых катастроф. Россия не знала грамоты — в среде интеллигенции сосредоточилась вся мировая культура: здесь цитировали наизусть греков, увлекались французскими символистами, считали скандинавскую литературу своей, знали философию и богословие, поэзию и историю всего мира. И в этом смысле русская интеллигенция была хранителем культурного музея человечества, а Россия — Римом упадка, русская интеллигенция не жила, а созерцала все самое утонченное, что было в жизни, она не боялась никаких слов, она была в области духа цинична и нецеломудренна, в жизни вяла и бездейственна. В известном смысле русская интеллигенция совершила революцию в умах людей до революции в обществе — так глубоко, беспощадно и гибельно перекапывалась почва старой традиции, такие смелые проекты будущего были начертаны. И революция грянула, оказав неоднозначное влияние на замечательную русскую культуру.
Список используемой литературы:
1. Валошин М. Лирики творчества. Л.,1988.
2. Ильина
Т.В. История искусства.
3. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М.,1990.
4. Павленко Н.И., Кобрин В.Б., Фёдоров В.А. История СССР с древнейших времён до 1861 года. – М.,1989.
5. Пушкин
в русской философской критике.
6. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2 т. М.,19