Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 17:05, контрольная работа
В науке обозначился все увеличивающийся интерес к культурологии. Н. С. Злобин отмечает, что в самых разных областях социального знания и научных дисциплинах «вычленяются специфически культурологические направления, исследующие разные (а иной раз и одни и те же) аспекты культурной жизни » . Но дальнейшее развитие исследовательской мысли и в этой области «возможно лишь на базе общей теоретической концепции, выступающей в качестве интегративной методологической основы, объединяющей все многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему».
Вопрос 1.
Предмет и методы культурологии
Введение
1.Предмет культурологи
2.Методы культорологии
3.Список использованной литературы
3
5
10
Вопрос 2.
Архитектурные ордера Древней греции
Введение
1. Понятие ордера, основные стили в архитектуре Древней Греции
2 Список использованной литературы
10
11
13
Вопрос 3.
Особенности мифомышления первобытных людей.
1.Введение
2.Религия первобытных культурах
3.Миф
4Миф и религия
5. Заключение
6. Список использованной литературы
13
13
14
16
18
19
Вопрос 4.
Гуманизм как идеология эпохи возрождения: характерные черты и проявления
1.Введение
2. Гуманизм как идеология Возрождения
3. Список использованной литературы.
НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА
Кафедра «Государственно-правовые и гуманитарные дисциплины»
Контрольная работа
по дисциплине: «Культурология»
Вариант
2
Выполнил: студент гр. ФС-109
Сабиржанова
Н.В.
Проверил преподаватель:
к.соц.н.,
доц. Якутина О.И.
Ростов-на-Дону
2010
Вопрос
1.
Предмет и методы культурологии |
|
Введение
|
3
5 10 |
Вопрос 2.Архитектурные
ордера Древней греции
|
10
11 13 |
Вопрос 3.Особенности мифомышления первобытных людей.1.Введение 2.Религия первобытных культурах 3.Миф 4Миф и религия 5. Заключение 6. Список использованной литературы |
13 13 14 16 18 19 |
Вопрос 4.Гуманизм как идеология эпохи возрождения: характерные черты и проявления1.Введение 2. Гуманизм как идеология Возрождения 3. Список использованной литературы. |
19
20 21 |
Введение
В
науке обозначился все
Как правило, попытки построить обобщающую концепцию культуры связаны с анализом культуры или рассмотрением других явлений, в которые она входит: «культура и духовное (материальное) производство», «культура и природа», «культура и сознание», «культура и язык» и т. д. Такой подход безусловно расширяет область знаний о культуре, но не дает решения проблемы ПРЯМОЕ сопоставление определений и признаков культуры само предполагает некоторый содержательный критерий отбора, своего рода концепцию Поэтому попытки прямого определения культуры приводят лишь к еще одному (наряду с другими) представлению культуры. Методологически целесообразен обратный ход-от предмета и метода к объекту. Итак, начать, вероятно, нужно с обсуждения предмета и метода культурологии.
Предмет культурологии.
Предмет культорологии -объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.
Объектом культурологи являются культурные авспекты различных областей общественной жизни, выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов, анализ тенденции и процессов в современной социокультурной среде.
В культурологию до сих пор вносят вклад разные дисциплины: антропология, социология, психология, история, философия. От естествознания культурологию отличает внимание к искусственным объектам и процессам. И если мы представляем социальную философию как науку о смысле индивидуального и общественного бытия, а историю – как теорию о событийно - деятетельностном содержании общественного бытия, то характеризуя культурулогию, мы говорим о том что это наука изучает конкретные исторические формы этого бытия, которые подразумевают как формообразующие элементы культурно-исторического типа.
В
развитии культурологи как области
научного знания можно выделить следующие
периоды : этнографический (1800-1860), эволюционистский
1860-1895), исторический (1895-1925). В эти
периоды происходило накопление
знаний, формирование представлений о
предмете, выделение исходных оснований
и ключевых категорий. Полученные знания
требуются и применяются в самых разных
сферах – в практике массовой коммуникации,
дипломатии, военном деле и т.д.
Рассмотрим для примера антропологию и социологию, оказывающие на культурологию наибольшее влияние.
Антропология в одном из своих главных направлений занимается сравнительным изучением общества и человека. Понятие «культура» в антропологии выражает по меньшей мере три момента: культурное становление (просвещение) общества и человека (первичное значение слова «культура»-возделывание, культивирование)'; совокупность (целостность) общественных и человеческих обычаев, традиций, привычек, учреждений и т. п.; естественная целостность (система), противостоящая другим культурным целостностям. Теоретики культуры подчеркивают эмпирический характер антропологических представлений (они «описательны» и «перечислительны»). Вместе с тем они отмечают, что «социальная антропология» тяготеет к социологии и заимствует из нее основные схемы и методы. Остальная часть антропологии, иногда называемая «культурной антропологией», тяготеет к психологии и истории. Ориентация на столь разные дисциплины, естественно, ведет к столкновению установок и ценностей в самой антропологии, а также к различным трактовкам культуры. Действительно, несмотря на почти вековое развитие, социология по-прежнему ориентируется на идеал положительной, естественной науки, противопоставляя научное мышление философскому (социологическую науку - социальному философствованию). Эта установка явно или неявно смыкается с ориентацией на практическое, квазиинженерное использование социологических знаний. Идеал же антропологии, особенно культурной, иной, он ближе к гуманитарной науке.
Внимательный анализ развития антропологии показывает, что, хотя она и пользуется иногда естественно» научной установкой, все же основная антропологическая ценность-понимание культуры (чужой или своей). Действительно, знания, получаемые в антропологии, не могут быть использованы в социально-инженерных целях, они для этого не приспособлены, поскольку не указывают (не моделируют) культурные процессы и механизмы, их обусловливающие. В то же время такие знания помогают понять чужую или свою культуру, их отличие от культурной традиции, в которую включен антрополог, облегчают выработку отношения к культурным феноменам. Следовательно, они помогают определить свое собственное культурно значимое поведение, осознать собственные культурные ценности.
Таким образом, естественнонаучной установке социологии и социальной антропологии можно противопоставить понимающую установку, ориентированную на межкультурное, общение (или внутрикультурное общение при наличии в культуре разных субкультур) и одновременно ориентирующую антропологов на сравнительный анализ культур.
Межкультурное
общение и понимание-главная
Однако
нельзя отрицать, что в культурологию
входят знания социальной антропологии,
а также теоретические
Что же такое культура? Понятие «культура» -главное в культурологи. Это понятие с нынешней трактовкой вошло в оборот европейской социальной мысли со второй половины XVIII в., хотя суждение о культуре возникло значительно раньше. Само слово «культура» произошло (от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также воссоздаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие ""культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле -сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Это современная трактовка слова «культура». В средние века слово «культура» ассоциировалось с личными качествами, с признаками личного совершенствования. В эпоху возрождения под личными совершенством понимают соответствие гуманистическому идеалу. Просветители же подразумевали под понятием культуры- разумность. Цель культуры в этот период и высшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. Концепция культуры получила название эвдемонической.
Но со второй половины XIX в. Понятие «культура» приобретает статус научной категории. И это понятие начинает пересекаться с такими понятиями как «цивилизация» и «общественно-экономическая формация».На сегодняшний день существует около тысячи определений культуры. И окончательной формулировки нет, и это наталкивает на мысль о том что понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Можно сделать вывод, что культура не существует вне человека. Культура означает приобщение человека к социуму, к обществу.
Метод культурологии.
Культурология
использует систему методов, то есть различных,
взаимосвязанных между собою способов
изучения явлений культуры.
В их ряду сравнительно-исторический метод.
Он позволяет провести сущностное сравнение
принципиально сопоставимых объектов,
относящихся к разным культурам. Чрезвычайно
широко распространенный обряд обрезания
имеет несхожую символическую нагрузку.
Так, в иудаизме значение обряда «б7рит
мила», или обрезания буквально передается
древнееврейским словом «брит» - завет.
Он связан с наречением мальчика именем.
Обрезание происходит через восемь дней
после рождения. Первоначально операцию
производил отец ребенка, впоследствии
для этого появился специальный хирург
- мохель. Мохель берет ребенка на руки
после того, как он побывает на руках у
всех присутствующих родственников, начиная
с матери, которая находится в отдельной
комнате. По обычаю, ей запрещено наблюдать
за церемонией. Перед тем как передать
ребенка «отцу в Боге», который будет держать
его во время операции, мохель кладет ребенка
на «стул Илии», символизирующий собой
надежду на приход Мессии. Затем ребенка
передают отцу либо кому-нибудь из почетных
гостей и мохель произносит молитву с
восхвалением Господа и просьбами о благоденствии
младенца. Затем объявляется имя младенца.
Тем самым подтверждается завет между
Богом и потомками Авраама. Несомненно,
совершение этого обряда замещает собой
гораздо более древний обычай человеческого
жертвоприношения. Точно так же с течением
времени человеческие черепа превратились
в маски. Кроме указанного, происхождение
ритуала обрезания объясняется и гигиеническими
соображениями: люди стремились предупредить
возможные инфекции в условиях полупустыни,
где вода являлась ценностью.
В культуре папуасов Новой Гвинеи обрезание, являясь формой символической смерти знаменует собой инициацию, то есть переход мальчика во взрослое состояние. В исламе обряд обрезания семилетних мальчиков служит, как и у иудеев, символом религиозной принадлежности и считается обязательным. Этот обряд символизирует инициацию, взросление ребенка. Вытерпеть боль - дело чести мальчика, которого задолго готовят к операции, разъясняя ему всю ритуальную важность ее. После обрезания мальчик более уже не возвращается на женскую половину дома: его отделяют от сестер и приобщают к мужчинам семьи. Обрезание обычно сопровождается праздником.