Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:30, контрольная работа
1) Познавательная (гносеологическая) функция больше всего проявляется в науке, а также в научном познании. Культура, концентрируя опыт и навыки множества поколений людей, накапливая богатые знания о мире, создает благоприятные возможности для его познания. Конечно, знания приобретаются не только в науке, но и в других сферах культуры, но в науке получение знаний о мире является самой важной целью.
Министерство образования РФ
Воронежский государственный технический
университет
Кафедра связи с общественностью и педагогики
Контрольная работа №1
По курсу «Культурология»
Вариант №3
Выполнил студент:
Спасибухова А.А.
№ группы МП-121 №______
Проверил:
____________
ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ
ВАРИАНТ № 3.
Вопрос №1.
1) Познавательная (гносеологическая) функция больше всего проявляется в науке, а также в научном познании. Культура, концентрируя опыт и навыки множества поколений людей, накапливая богатые знания о мире, создает благоприятные возможности для его познания. Конечно, знания приобретаются не только в науке, но и в других сферах культуры, но в науке получение знаний о мире является самой важной целью. Культура способствует также осуществлению эвристических целей человека, его поискам наиболее продуктивных форм познания нового, открытию новых путей и методов социальной жизни, усилению власти человека над стихийными силами природы. Роль культуры при этом сводилась к чему-то определенному и немногому, но важному. На сегодняшний день важнейшее место отводится человекотворческой функции.
2)Человекотворческая, или гуманистическая,
функция. Культура олицетворяет творческую
деятельность в предметах, необходимых
для жизнедеятельности человека, выступает
воплощением созданных людьми материальных
и духовных ценностей. Культура - определенная
суть человека. Мера развития культуры
определяется мерой развития жизнедеятельности
человека. Жизнедеятельность человека
воплощается, в первую очередь, во множестве
создаваемых материальных и духовных
вещей: в новых средствах труда, новых
продуктах питания, новых элементах материальной
инфраструктуры быта, производства, новых
научных идей, политических и идеологических
концепций, религиозных верований. В процессе
творческой человеческой жизнедеятельности
развивается весь комплекс социально-политического
бытия человека: складываются новые социальные
общности и отношения между ними, более
эффективные формы управления и самоуправления
в обществе, новые структуры духовного
производства и др. В результате активной
человеческой жизнедеятельности развиваются,
обогащаются все общественные формы жизни,
прогрессирует общество как сложный социальный
организм. Следовательно, культура является
выражением достигнутого человеком уровня
исторического прогресса. Человек существует,
функционирует, творит, выступая субъектом
превращения природы. В образовывающей
жизнедеятельности человек производит,
создает не только внешние предметы, идеи,
социальные явления, но и изменяет социальный
мир своей жизнедеятельности, а, следовательно,
и себя. Так что, в человеческой жизнедеятельности
присутствуют два разных потока: в одном
производятся формы общности, а во втором
человек. Жизнедеятельность человека
это целостный поток, который составляет
два уровни, неразрывно взаимосвязанных
друг с другом: превращение общественных
форм и развитие общественного человека.
Культура - это культ человеческого бытия,
творения человека, из имеющегося бытия.
Создавая человека, культура создает и
себя.
Человек творческая, гуманистическая
суть культуры раскрывается через познание
социальных функций. Основные социальные
функции культуры: познавательная, коммуникативная,
прогностическая, регулятивная, ценностно-ориентированная.
Все они органично взаимосвязаны. Культура
целостное явление. Целостность заключается
в единстве всех элементов, которые создают
ее структуру. К человекотворческой сути
культуры философы пришли не сразу. Есть
много оснований утверждать, что первым
стал Марк Туллий Цицерон. Рассматривая
ораторское искусство как наиболее полное
проявление культуры, выдающийся римский
философ увидел способ подъема, самоутверждения
лица. Ораторское искусство вдохновляет
лицо. Культура развивает лицо, и в этом,
думал Цицерон, заключается ее главная
функция. Подобные взгляды имели Вергилий,
философы эпохи Возрождения, мыслители,
Томас Гоббс, Йоганн Гердер, Франсуа Вольтер,
Жан-Жак Руссо, французские материалисты
XVIII ст. Человекотворческую суть культуры
отмечали философы Иммануил Кант и Георг
Гегель. В их трудах идея органического
единства человека и культуры приобрела
самое широкое обоснование, которое нашло
развитие уже на материалистической почве
у Карла Маркса. В его трудах прослеживается
глубокое понимание внутренней гуманистической
сути культуры, направленности, на развитие
лица, единства культуры и личности, труда
и воспитания.
3)Информационная функция – это передача социального опыта. В обществе нет другого механизма, передающего социальный опыт. Благодаря культуре, он переходит от поколения к поколению, а также между странами и народами. Культура не просто хранит накопленный человечеством социальный опыт, но и отбирает ту информацию, которая необходима обществу и представляет собой общечеловеческую ценность.
4)Коммуникативная функция неразрывно связана с информационной. Средством общения людей выступает, прежде всего, словесный язык. Слово сопровождает все процессы культурной деятельности людей. Язык, в первую очередь литературный, является "ключом" к овладению той или иной национальной культурой. В процессе общения люди используют и специфические языки искусства (музыки, театра, кино и т.д.), а также языки науки (математические, физические, химические и другие символы и формулы). Благодаря культуре и, прежде всего, искусству, человек может переноситься в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми, в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему чувства, настроения, взгляды. В 1870 году родилась массовая культура, когда в Великобритании был принят закон об обязательной всеобщей грамотности. Всем стал доступен главный вид художественного творчества XIX в. — роман. Вторая веха — 1895 год. В этот год был изобретен кинематограф, не требующий даже элементарной грамотности для восприятия информации в картинках. Третья веха — легкая музыка. Магнитофон и телевидение усилили позиции массовой культуры. Массовая культура — это тоже культура, точнее — часть ее. И достоинство ее произведений состоит не в том, что всем понятны, а в том, что они базируются на архетипах (прообраз, изначальная идея, формирующая творческую активность). К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И в любом обществе подобный интерес ищет пути для удовлетворения. Это, так сказать, бытовой интерес, и он составляет базу успехов массовой культуры, ее произведений.
5) Регулятивная (нормативная) функция. Культура выступает как система мер и требований общества ко всем сторонам деятельности людей (труд, быт, сферы общественно-политической деятельности и межличностных отношений). Регулятивная функция культуры - способность культуры регулировать поведение человека в различных сферах: в семье, в школе, в быту, в производстве и в других сферах. Данная функция проявляется прежде всего как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности - труде, быте, межгрупповых, межклассовых, межнациональных, межличностных отношениях. Регулятивная функция культуры поддерживается такими находящимися в ее структуре нормативными системами, как мораль и право, сложившиеся традиции, обряды, обычаи, образцы поведения. Культура регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни. Регулятивная функция культуры осуществляется ею на целом ряде уровней: высшим из них являются нормы морали. Конечно, они изменяются в ходе истории и от народа к народу. Однако по мере роста духовной культуры, развития средств массовой коммуникации, сокращения расстояний и неизмеримого усиления контактов и взаимообменов между народами, растет осознание каждым жителем Земли своей индивидуальности и одновременно своей принадлежности ко всему человечеству. Взаимо-обогащаются и становятся все более общечеловеческими и нормы морали. Следующим уровнем, на котором осуществляется регулятивная функция культуры, являются нормы права. Если нормы морали содержатся главным образом в религиозных текстах и документах, а также в светской морализаторской литературе, то нормы права, неизменно основываясь на нормах морали и конкретизируя их, подробно излагаются в конституциях и законах. При этом они приобретают не только нравственную, но уже и юридическую силу. Различия в нормах права у разных народов гораздо более заметны, чем в нормах морали. Это объясняется конкретной историей каждой нации, ее темпераментом, достигнутым уровнем культуры и другими факторами. Например, представляется весьма показательным в разных государствах отношение к смертной казни: чем выше культура того или иного общества и его благосостояние, тем оно гуманнее к своим преступникам и выступает за ее отмену. И наоборот, чем менее культурна, а, следовательно, и беднее нация, тем ее граждане более озлоблены и безжалостны к правонарушителям.
Неотъемлемой частью культуры, еще одним уровнем, где проявляется ее нормативная сторона наряду с моралью и правом, выступают обычаи и обряды. Обычай - устойчивая система поведения человека в разных сферах жизни и в разных ситуациях, ставшая нормой и передающаяся из поколения в поколение. Приняв форму определенного образца, обычаи весьма устойчивы и консервативны, сопровождая народы в течение веков, несмотря ни на какие общественные потрясения. По сравнению с нормами права обычаи изменить гораздо труднее, почти невозможно, ибо «простой» народ, несмотря ни на что, живет не так, как указывает ему тот или иной режим, а как завещано предками. Обычаи в гораздо большей степени, чем нормы морали или юридические нормы, национально окрашены, сохраняют неповторимую самобытность и, больше того, как бы выражают душу народа. Их своеобразие во многом объясняется спецификой природной среды и сельскохозяйственной деятельностью, - причина, по которой они более характерны для деревни, чем для города. Что касается обрядов, то в отличие от обычаев, они носят чисто религиозный характер и тесно связаны с определенными конфессиями или видами веры. Помимо норм морали, права, обычаев и обрядов, регулятивная функция культуры проявляется и в нормах поведения на работе, в быту, в общении с другими людьми, в отношении к природе. Этот уровень нормативности включает широкий круг требований, начиная с элементарной опрятности и соблюдения принятых в данном обществе или в данной социальной группе правил «хорошего тона» и кончая общими требованиями к духовному миру человека и качеству его труда. Это, так сказать, повседневно-бытовой, «цивилизационный» уровень культуры. К этому же уровню относятся пра-вила воспитания, этикета, личной гигиены, культура общения с людьми и т.п.
6)Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
7)Нравственно-воспитательная функция.
Нравственная воспитанность
материализуется в общественно
ценных свойствах и качествах
личности, проявляется в отношениях,
деятельности, общении. О нравственной
воспитанности свидетельствует
глубина нравственного чувства,
способность к эмоциональному переживанию,
мучениям совести, страданию, стыду
и сочувствию. Она характеризуется
зрелостью нравственного
«Нравственная воспитанность» - это
устойчивость положительных привычек
и привычных норм поведения, культура
отношений и общения. О нравственной
воспитанности говорит также
наличие сильной воли, способность
осуществлять нравственно - волевой
контроль и самоконтроль, регуляцию
поведения. Она проявляется в
активной жизненной позиции, единстве
слова и дела, гражданском мужестве
и решимости в сложных
Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиями установленных в обществе моральных норм и правил.
Вопрос №2.
Средневековая европейская
культура охватывает период с
момента падения Римской
Вся культура раннего
Средневековья имела
1) В X-XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города, и возникают новые. В городах зарождался новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. На основе возникновения города оформляются новые социальные слои средневекового общества - горожане, цеховые ремесленники и купцы. Они объединяются в гильдии и цехи, защищающие интересы своих членов. С возникновением городов усложняется само ремесло, оно требует уже специальной подготовки. В городах формируются новые социальные отношения - ремесленник лично свободен, защищен от произвола цехом. Постепенно крупным городам, как правило, удавалось свергнуть власть сеньора, в таких городах возникало городское самоуправление. Города были центрами торговли, в том числе внешней, что способствовало большей информированности горожан, расширению их кругозора. Горожанин, независимый от любой иной власти, кроме магистрата, видел мир по-иному, чем крестьянин. Стремящийся к успеху, он стал новым типом личности.
Формирование новых социальных слоев общества оказало огромное влияние на дальнейшее развитие средневековой культуры, нации, становление системы образования
Хотя средневековая культура обладала идейной, духовной и художественной целостностью, преобладание христианства не делало ее совершенно однородной. Одной из ее существенных черт являлось возникновение в ней светской культуры, отразившей культурное самосознание и духовные идеалы военно-аристократического сословия средневекового общества - рыцарства и возникшего в зрелом средневековье нового социального слоя - горожан.
Светская культура, будучи одним из компонентов западноевропейской средневековой культуры, оставалась христианской по своему характеру. Вместе с тем сам образ и стиль жизни рыцарства и горожан предопределили их сосредоточенность на земном, выработали особые воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности.
2) В общей массе средневековых университетов выделяются так называемые "материнские". Это - университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки. По мнению некоторых исследователей, это были своего рода факелоносцы и остальные университеты лишь подражали им. В особенности подражали Парижскому университету, который даже прозвали в средние века "Синаем учености". Таким образом, выражение "материнские университеты" имеет два значения:
По мнению отдельных исследователей "самым ранним университетом средневековой Европы" был Салернский. Он развивался на основе древнейшей Салернской медицинской школы, первое упоминание о которой относится к 197 г. до н. э. В период существования римской империи небольшой городок Салерн в глубине Пестанского залива в Кампании был своеобразны курортом. В IX веке он был столицей лангобардского королевства, а с XI века стал резиденцией норманнского герцога Робера Гюискара. Существовавшая здесь "Гиппократова община" (civitas Hippocratica) хранила и развивала лучшее из античного медицинского наследия. Именно здесь в 820 году был основан госпиталь - первая гражданская больница в Западной Европе, финансировавшаяся за счет средств города. Салернская медицинская школа в качестве одного из крупнейших центров образования была известна вплоть до 1812 года. Однако университетом она все же не стала. Во-первых, потому, что кроме медицины такого же высокого уровня образования по остальным дисциплинам не давала. Во-вторых, широкое распространение с начала XIII века арабской медицины, новых идей, лекарств, созданных на основе идеи химического воздействия на организм, смесь знаний и заговоров поразили воображение Европы. Идеи здорового образа жизни, физического воздействия на организм Галена и Гиппократа были оттеснены в университетах на второй план. Салернская же школа сохраняла слепую преданность античным медикам. Студенты начали разбегаться. Примером продукции салернских медиков стал написанный в XIII веке известным врачом, поэтом и еретиком Арнольдом из Виллановы "Салернский кодекс здоровья".