Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 20:29, контрольная работа
Л.А. УАЙТ (1900-1975), возродивший эволюционный подход к изучению культур, закончил социологический факультет Чикагского университета. Во время обучения изучал в полевых условиях культуру индейцев пуэбло (юго-запад США). Уайт высоко ценил работы Э. Тайлора и Л.Г. Моргана, последовательно выступал в защиту, ограждая от несправедливой (по его мнению) критики эволюционное учение последнего.
Введение 3
Глава 1. Краткая биография Лесли А. Уайта 4
Глава 2. Энергия и эволюция культуры 7
Глава 3. Культурология Л.А.Уайта 10
Заключение 19
Список использованной литературы
Уайт считал, что в культуре существуют три четко разграниченных процесса и, как следствие, три метода их интерпретации взаимодополняющих друг друга: исторического, функционального и эволюционного. Исторический подход исследует временные процессы (последовательности уникальных событий), функциональный анализ изучает формальный процесс — структурные и функциональные аспекты развития культуры, а интерпретацией «формально-временного процесса, представляющего явление в виде временной последовательности форм» занимается эволюционизм.
Пропагандируя идеи Л. Г. Моргана, Уайт резко выступал против воинствующего антиэволюционизма, восторжествовавшего в американской культурной антропологии вместе со школой диффузионистов во главе с Ф. Боасом. В своих полемических работах показывал идеологический характер критики эволюционизма со стороны Боаса и его последователей, а также присоединившихся к ним католических теологов и креационистов.
Главный упрек в адрес эволюционистов со стороны диффузионистов заключался в том, что культуры народов не могут развиваться по одному сценарию, так, совершенно очевидно, что ряд африканских племен перешли сразу из каменного века в железный, минуя эпоху бронзы. Однако, как показывает Уайт, эволюционизм и не отрицает возможность диффузии.
С точки зрения Уайта, утверждения диффузионистов (и в целом — сторонников мультикультурализма) о невозможности оценивать различные культуры с точки зрения их прогрессивности, абсурдны.
Согласно
Уайту, существуют объективные
способы оценки культур,
так как «культура —
это средство сделать
жизнь безопасной и
продолжительной для
человеческого рода.
Одно средство может
быть лучше другого».
Прогресс в итоге, согласно
Уайту, «сводится к степени,
в которой человек посредством
культуры может осуществлять
контроль над силами
природы». Причем таким
образом возможно сравнивать
не только технические
достижения, но и социальные
системы, философии,
религии, этические
системы, но только без
отрыва от соответствующего
им культурного контекста.
Список использованной
литературы