Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:52, научная работа
Крито-микенская культура — общее обозначение минойской культуры (по имени легендарного критского царя Миноса), возникшей на Крите в 3-2 тыс. до н.э. и сильно воздействовавшей на культуру материковой Греции и микенской культуры, формировавшейся под влиянием минойской. Центры культуры находились на материковой Греции. Несмотря на прочные культурные связи с Ближним Востоком, прежде всего с Египтом, крито-микенская культура сохраняла свою самобытность.
Одной из особенностей критской культуры является полное отсутствие на Крите храмов. Очевидно критяне совершали свои религиозные обряды или в гротах или на открытом воздухе, перед алтарями, обнесенными священными оградами. Крито-микенская культура предвосхищает греческую как своим тяготением к зрелищам, так и своим увлечением музыкой, танцами, спортом. Критяне задолго до греков изобрели театральную сцену. В честь Минотавра устраивали священные ристалища быков.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КРИТО-МИКЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Крито-микенская культура
— общее обозначение минойской культуры
(по имени легендарного критского царя
Миноса), возникшей на Крите в 3-2 тыс. до н.э.
и сильно воздействовавшей на культуру
материковой Греции и микенской культуры,
формировавшейся под влиянием минойской.
Центры культуры находились на материковой
Греции. Несмотря на прочные культурные
связи с Ближним Востоком, прежде всего
с Египтом, крито-микенская культура сохраняла
свою самобытность.
Одной из особенностей критской
культуры является полное отсутствие
на Крите храмов. Очевидно критяне совершали
свои религиозные обряды или в гротах или
на открытом воздухе, перед алтарями, обнесенными
священными оградами. Крито-микенская
культура предвосхищает греческую как
своим тяготением к зрелищам, так и своим
увлечением музыкой, танцами, спортом.
Критяне задолго до греков изобрели театральную
сцену. В честь Минотавра устраивали священные
ристалища быков. Женщины наряду с мужчинами
принимали участие в опасной и искусной
игре. За ристалищами быков следовали состязания
в боксе. Активное участие женщин в спортивных
праздниках подводит нас к особенности
критской культуры, которую можно характеризовать
как поклонение женщине. Женщины вели
свободную общественную жизнь: участвовали
в священных ристалищах, атлетических
и музыкальных играх, занимались ремеслом
и охотой, открыто показывались на улицах.
Архитектура:
сакральная архитектура почти совершенно
отсутствует. Жилые здания были прямоугольного
типа. Большинство домов среднемикенской
эпохи представляют собой многоэтажные
строения, крытые плоскими крышами и иногда
украшенные сверху небольшим аттиком.
К специфическим особенностям относится
обилие окон по фасаду. З отсутствием стекла
отверстия окон закрывались, вероятно,
цветной материей или прозрачной промасленной
кожей. Строились большие дворцы, самый
крупный из них Кносский. В критских дворцах
было обилие коридоров, лестниц и световых
шахт. Чередуя световые шахты со сквозными
лестницами, портиками и водоемами, критский
архитектор добивался динамически одухотворенного
впечатления.
Колонны наряду со столбами находили самое
широкое применение. Плиты обычно украшали
рельефные изображения (чаще всего изображали
животных, особенно — львов).
Искусственные гроты применялись для
погребения большого количества умерших,
единичные могилы устраивались в виде
ям или ящиков.
Скульптура: Ее особое свойство
— отсутствие монументальных памятников,
больших культовых статуй или декоративных
ансамблей, соединяющих архитектуру и скульптуру.
Критская скульптура избегает открытых
пространств — площадей, портиков, наружных
ниш. Все памятники отличаются небольшими
размерами и предназначены для постановки
во внутренних покоях. Фигуру связывали
с окружающим пространством, давали ей пейзажный
фон. Скульптуры делались из глины, слоновой
кости, фаянса и бронзы. Также крито-микенская
культура знаменита вазописью.
Крито-Микенская
культура
Античным
(от латинского «аитикус» - древний) миром
называют группу государств, сложившихся
в древности на побережье Средиземного
моря. Важнейшими среди них были города-государства,
созданные греческими племенами» и союз
города древней Италии, возглавляемый
Римом. Их высокая культура повлияла на
дальнейшее развитие человеческой цивилизации
в целом, фактически она легла в основу
последующего культурного развития пародов
Европы, будучи переосмысленной в свете
более чем тысячелетней работы христианской
мысли.
Греческие мыслители и ученые, использовав достижения древневосточной науки и во многом превзойдя своих учителей, заложили основы научных знаний и дали названия различным отраслям науки, например; грамматика — наука о правилах письма, арифметика - наука о числах, география — описание земли и т. д. Такие имена, как Платон, Сократ, Аристотель, Гераклит и др. обрели авторитет символов начала истории философии как науки, а их суждения продолжали влиять на эволюцию основных направлений философской мысли и после гибели античного общества. Сочинения греческих историков, географов, философов, поэтов переведены на многие языки мира. Во многих европейских языках латинский язык сохранился в терминологии. Б русском языке насчитываются тысячи древнегреческих и латинских слов. Греческая и латинская письменности легли в основу современной письменности. Из греческого алфавита возник славянский, а затем и русский Латинским алфавитом пользуются многие народы мира. Именно в античной Греции впервые возник театр. Бессмертны памятники греческой скульптуры и архитектуры. Искусство греков неразрывно связано с образом человека, с утверждением красоты п значимости его облика, с раскрытием его гармоничного начала. Римская поэзия оказала огромное влияние на многих поэтов европейских народов, в т. ч. и на таких выдающихся русских поэтов, как Г. Р. Державин, А. С. Пушкин и др. Без знания истории Древней Греции и Рима, без изучения той эпохи, в которой наиболее ярко выразились исторически неповторимые и наиболее значительные ценности античной художественной культуры, современный человек не может в полной мере понять и оценить вклад древних греков в культурную сокровищницу мира. От времени
расцвета древнегреческого искусства
нас отделяют две с половиной
тысячи лет. Но сила и слава античного
искусства оказалась вечной, Античность
остается и вечной школой художников.
Мастера снова и снова Древняя Греция - клочок земли в бассейне Средиземноморья, все население которого но превышало, вероятно, двухсот-трехсот тысяч человек. И в этом маленьком мирке риди лась и расцвела гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия. Еще в конце ХЖ—начале XX вв, считалось, что история Греции началась с XII в. до н. а И хотя в исторических сказаниях и песнях-поэмах начала I тыс. до н. э. рассказывалось и древних царствах и подвигах героев того времени, многие ученые считали это поэтическим вымыслом и относили их к области мифологии. Перелом произошел,
когда во многих местах Греции стали
открывать памятники более Как известно, история Древней Греции делится на несколько этапов. Первый этап — XII—VIII вв. до ь. э. — на смену общинно-родовым отношениям приходит рабство, когда зарождаются первые зачатки классового расслоения общества. Второй этап — VII—V и большая часть IV вв. до н.;'. — расцвет и кризис античного варианта рабовладельческого общества с его специфической формой государственности — античным полисом. Третий этап — конец IV—I вв. до н. э. — кризис рабовладельческого полиса; ликвидация или ограничении государственной независимости полисов, консолидация рабовладельческого общества, создание путем завоеваний на Востоке огромных монархий. Это так называемая эпоха эллинизма Центром раннего этапа античности (конец Ш — середина II тыс. до н. э.) был остров Крит, а несколько позже — та часть греческого материка, где находится город Микены. Б целом культуру этого периода (примерно XV в. до в э.) называют крито-микенской. В ней еще много неясного для историков Цо сих пор не до конца расшифрованы критские письмена.. Только предположительные ответы даются на вопросы: что это были за люди, к какой этнической группе они принадлежали, каков был их общественный строй И т. д. Часть ученых считает, что на Крите существовала рабовладельческая монархия. Другие полагают, что там было еще родовое, доклассовое общество типа военной демократии с вождем во главе. В 1900 г. выдающийся английский археслог А. Эванс приступил к раскопкам древнего города Кносса, где он обнаружил обширный дворец, построенный Б конце III тыс. до и. э. и полностью перестроенный около 1700 г. до н. э, КносскиЙ дворец заставил вспомнить греческий миф о Лабиринте. Согласно мифу, на Крите когда-то царствовал правитель Минас — царь, законодатель, глава морской державы. Пасифая, жена Миноса, воспылала безумной страстью к быку к навлекла на остров бедствия, породив чудовищного Минотавра. У Миноса был подземный дворец — Лабиринт, из которого найти выход было невозможно. Царь заключил ужасное чудовище в Лабиринт. Раз в девять лет Мииос отдавал ему на съедение семерых юношей и девушек. Афинскому герою Тесею удалось убить Минотавра и выйти из ЛабириЕ1та с помощью клубка ниток, который дала ему Ариадна. Это могло бы быть сказкой, если бы раскопки на Крите не показали, что Лабиринт действительно существовал. Сказание о чудовищном быко-человеке Минотавре тоже имело историческую основу: на покрытых Фресками стенах Лабиринта, а также на каменных и золотых сосудах дворца постоянно встречаются изображения этого существа. Разумеется, Минотавр не результат экспериментов древних первопроходцев в области генной инженерии, а отражение их представлений о грозном божестве, являвшемся в образе гигантского быка, в чьей власти был подземный мир. Этот бык в гневе колебал земную твердь и вздымал огромные волны, захлестывавшие сушу. Крит -остров вулканического происхождения, и частые землетрясения породили миф о быке-колебателе, которого нужно было умилостивить, принося человеческие жертвы. На фресках, в скульптурных изображениям сохранилась информация о священном танце с быками, который исполнялся специально отобранными и обученными юношами и девушками - таврополами. Их жизнь была очень короткой - в 14— 15 лет они отдавали силы в последнем танце, где кх партнерами были быки, выращенные в особых храмовых стадах. Таврополы погибали, принесенные в жертву хтоническим подземным божествам. Позднее дворцы, подобные кносскому, были обнаружены и в других местах Крита. Можно было сделать заключение, что уже с ХХП в. до н. а на Крите существовали раннеклассовые государства. Особенного могущества и культурного расцвета критское общество достигло в XVIII—XV вв. до н. э. Раскопки на Крите и в Микенах показали связь двух культур. Возникло такое понятие, как крито-микенская культура. Стало ясно, что это была цивилизация эпохи бронзы с развитым общественным строем, с высоким уровнем техники и культуры. В 1952 г. удалось прочитать и часть найденных при раскопках документов. Это сделали английские ученые М. Вентрис и Дж. Чэдвик. Оказалось, что они написаны на одном из ранних диалектов греческого языка. Открытие этой письменности составило целую эпоху в изучении: древнейшей цивилизации Греции, показав, как много правды таилось в легендах и преданиях. Критские города и дворцы были разрушены в середине II тыс. до н. э. в результате извержения вулкана на острове Санторин в Эгейском морс и вызванного им землетрясения. Господство в
Эгейском бассейне перешло к ахейцам,
жившим в городах-крепостях Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. |
КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА
условное название культур племен Крита, Эгейского архипелага и материковой Греции 3-2-го тыс. до н. э. Названа по наиболее известным находкам на Крите и в Микенах. Гл. центры К.-м. к. были обнаружены раскопками Г. Шлимана в Микенах (в 70-е гг. 19 в.) и А. Эванса в Кноссе (1900-20). С тех пор раскопано несколько сот мест обитания носителей К.-м. к. (археологич. работы интенсивно ведутся и до сих пор). Памятники всего указ. р-на, а также вост. побережья М. Азии вплоть до Троады свидетельствуют о единстве К.-м. к., гл. обр. с сер. 2-го тыс. до н. э. Еще в 19 в. была установлена многослойность и, следовательно, длительность заселения Трои, Микен, Филакопи (о. Мелос). В нач. 20 в. Эванс предложил разделить историю Крита в 3-2-м тыс. до н. э. на 3 периода (раннеминойский (РМ) - ок. 3000 - ок. 2200, среднеминойский (СМ) - ок. 2200 - ок. 1600, позднеминойский (ПМ) - ок. 1600 - ок. 1200), датируя их на основании хорошо изученных критских предметов, найденных в Египте, и египетских - на Крите. Каждый из них был в свою очередь подразделен на I, II и III субпериоды. Периодизация Эванса с небольшими изменениями, касающимися гл. обр. PM I и II, принята и ныне. На ее основе разработаны параллельные хронологич. схемы для элладской (материковой греческой) и кипро-минойской (на Кипре) культур.
Открытие блестящей дворцовой кносской культуры на Крите привело к своеобразному критоцентризму. Эванс считал материковую Грецию лишь провинцией Кносса, а всю ее культуру сводил к заимствованиям с Крита. Между тем преобладающее влияние Крита на материк неоспоримо только для СМ и для ПМ I периодов (т. е. вплоть до 1450). Для последующего же времени амер. ученый К. В. Блеген и англ. А. Дж. Б. Уэйс доказали неоспоримое влияние материковой культуры па Кносс. Расшифровка англ. ученым М. Вентрисом в 1952 линейного письма Б (датируемого ПМ II и III) как греческого нанесла окончат. удар критоцентристской концепции Эванса.
Для РМ культуры характерен переход от энеолита к использованию бронзы (примерно с 2600), возникновение поселений гор. типа, распространение скотоводства и развитие мореплавания. Это был период относительно быстрого имуществ. расслоения и разложения родового строя.
В нач. СМ I периода ок. 2000, как полагают нек-рые ученые (напр., польский археолог-античник К. Маевский) в связи с борьбой против кратковрем. оккупации Крита войсками Саргона Ассирийского, возникло критское гос-во с центром в Кноссе. О его могуществе свидетельствуют размеры кносского дворца, богатство его отделки и монументальность стен. На Крите в этот период была распространена пиктографич. письменность, к-рая развилась в древнюю систему слогового письма (линейное письмо А).
В 1700-1450 кносские владыки укрепили свое влияние в вост. и центр. Крите. В это время Кносс превратился в мощную морскую державу, подчинившую не только Киклады, но, возможно, и часть материковой Эллады. Одновременно активизировались морские связи Крита с Египтом и южным побережьем М. Азии. Могущество критских царей - миносов (от имени легендарного царя Миноса) отразилось в греч. мифах о Минотавре, а сложный план кносского дворца в понятии Лабиринт. О значит. развитии на Крите гор. жизни этого периода свидетельствуют и данные раскопок в Гурнии, Врокастро, Тилис-сосе и др. В отличие от ближневост. дворцов, дворцы правителей в Кноссе и Гурнии были окружены жилыми кварталами.
Во 2-й пол. 15 в. до и. э. ахейские племена Пелопоннеса захватили Кносс. Местная письменность - линейное письмо А - была преобразована согласно потребностям завоевателей. Ок. 1400 до н. э. крупное землетрясение разрушило кносскнй дворец, после чего преобладание в Эгенде и во всем Восточном Средиземноморье окончательно перешло к Микенам. В отличие от неукрепленных критских дворцов, находившихся в центре поселений городского типа, для микенской культуры характерны прежде всего царские дворцы (напр., в Микенах и Тиринфе), сильно укрепленные стенами т. н. киклопич. кладки. Период расцвета Микен приходится на 16-13 вв. О баснословном богатстве местной династии ярко свидетельствуют раскопанные еще Шлиманом шахтовые и несколько более поздние купольные гробницы. Наличие сильной централизованной власти подтверждается также сетью мощеных дорог, связывавших Микены с различными местностями Пелопоннеса и даже Центр. Греции. Микены в эту пору имели активные связи со странами Ближ. Востока. В хеттских архивах сохранились упоминания о сношениях с ахейским царством Ахиява; поселение микенских ремесленников было раскопано и в далекой Рас-Шамре (Сирия). Кроме Микен, важными центрами на Пелопоннесе были Тиринф и Пилос.
В кон. 13 в. до н. э. начинается быстрый упадок микенской культуры. Прекращается новое строительство (кроме оборонного), ослабевают связи с внеш. миром. Возможно, эти явления были связаны с большим напряжением, вызванным Троянской войной. Окончат. удар обществам К.-м. к. нанесли крупные этнич. передвижения 12 в. до н. э., в частности переселение дорийцев, к-рые повсеместно разрушили дворцы (центры микенской культуры) и уничтожили раннерабовладельч. крито-микенские гос-ва.
Проблема характера социально-экономич. отношений в обществах К.-м. к. явилась предметом спец. рассмотрения в сов. историографии. В 30-е гг. Б. Л. Богаевский определял их как доклассовые, причем он постулировал матриархат на Крите и патриархат в Микенах. Однако широкая дискуссия 1940, проведенная Ин-том истории АН СССР, подтвердила концепцию В. C. Сергеева, доказавшего клас. раннерабовладельч. характер наиболее развитых р-нов К.-м. к. Впоследствии расшифровка надписей линейного письма Б полностью подтвердила этот вывод. В 50-60-е гг. активно включились в изучение К.-м. к. А. И. Тюменев, С. Я. Лурье, И. М. Тронский и др. Осн. интерес сов. исследователей сосредоточен вокруг проблемы рабства и агр. отношений в микенских обществах.
В обществах К.-м. к. рабовладельч. отношения складывались вокруг городов и царских дворцов. Волыним количеством рабов располагали только дворцовые х-ва, являвшиеся как бы островками в море поселений с родовым строем. Слабость социальной базы раннерабовладельч. обществ К.-м. к. предопределила их быстрое падение и возврат к родовому строю в нач. 1-го тыс. до н. э.
Осн. значение К.-м. к. состоит в том, что в р-не ее распространения впервые на терр. Европы возникли клас. общества и гос-ва, зародилась письменность, была создана высокая цивилизация. В обществах К.-м. к. достигли высокого развития архитектура (дворцы, укрепления, шахтовые и купольные гробницы), фресновая живопись, скульптура (каменные рельефы), расписная керамика, мелкая пластика из бронзы, камня, слоновой кости. Мн. достижения К.-м. к., заимствованные и развитые гомеровской и классич. Элладой, вошли в сокровищницу мировой культуры.