Культорологическая мысль 30-50 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание

Культурология изучается сегодня практически во всех вузах России, вне зависимости от того, позиционируют они себя как классические или технические университеты либо подчеркивают профессиональную направленность в рамках академий и школ. Это обусловлено не только тем, что культурология формально присутствует в перечне учебных дисциплин государственного образовательного стандарта; изменения, происходящие в современном обществе, так сложны и многослойны, так динамичны и разноплановы, что их постижение требует выхода за пределы ситуативного анализа, поиска глубинных, универсальных оснований культурного разнообразия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
1. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ 30-50Х ГОДОВ XIX ВЕКА. 2
2. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ: БУДДИЗМ, ХРИСТИАНСТВО, ИСЛАМ. 5
2.1. БУДДИЗМ 6
2.2. ХРИСТИАНСТВО 8
2.3. ИСЛАМ 10
3. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ЯЗЫКОВ КУЛЬТУРЫ. ПОНЯТИЕ МЕТАЯЗЫКА. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Работа состоит из  1 файл

культурология.docx

— 70.93 Кб (Скачать документ)

Третий класс составляют вторичные языки, или вторичные  моделирующие системы. Это коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естественно-языковым уровнем: миф, религия, искусство. Эти  структуры сосредоточивали и  сохраняли на протяжении тысячелетий  идеи и ритуалы.

Поскольку сознание человека есть сознание языковое, все виды надстроенных над сознанием моделей могут  быть определены как вторичные моделирующие системы.

Функции языка.

Функции языка в том  и состоят, что он служит людям, во-первых, как средство мышления, и, во-вторых, как средство общения.

1. Когнитивные  функции языка (язык как средство мышления)

В процессе мышления язык выполняет  три основных функции (их называют когнитивными функциями языка).

• Номинативная функция. Мышление всегда есть мышление о чем-то. Нельзя "мыслить ни о чем". То, о чем мы мыслим, называют предметом мышления. Им может быть что угодно - как отдельные единичные вещи, события, идеи, ощущения, эмоции и т.д., так и их классы или типы. Слова естественного языка выступают в процессе мышления как имена предметов мышления. В этом и заключается выполняемая языком номинативная (от латинского nomina - имя) функция. В процессе мышления мы можем заменять предметы их именами и оперировать не мысленными образами предметов, а заменяющими их словами. Это во многих случаях (особенно когда краткое имя заменяет собою сложный и громоздкий предмет) способно повысить скорость и эффективность мышления.

• Конструктивная функция. В ходе мышления слова-имена связываются  в предложения, описывающие свойства и отношения предметов. Переходя по правилам логики от одних предложений к другим, люди строят различные вербальные конструкции, с помощью которых описывают и объясняют реальность, а, манипулируя конструкциями, - и предвосхищают ее.

• Аккумулятивная функция. Язык представляет собою тот материал, в котором результаты мышления - различного рода знания - фиксируются и сохраняются. Этой цели служат не только языковые тексты, но и лексический состав языка, и его. До появления письменности аккумуляция знаний шла через устную речь. В течение долгих веков люди посредством нее сохраняли, передавали от поколения к поколению и таким образом накапливали народный опыт. Письменный язык стал еще более мощным орудием аккумуляции знаний.

2. Коммуникативные функции языка.

Язык выполняет свои коммуникативные  функции тогда, когда он реализуется  в речи. Акт речевой коммуникации предполагает наличие, по крайней мере, следующих компонентов.

 

Схема 2.

 

В соответствии с этой схемой можно выделить следующие коммуникативные  функции языка:

• Референтная функция направлена на предмет сообщения. Она заключается в передаче информации о нем. Предметом сообщения может быть и описание какого-то феномена (как реального, так и вымышленного), и предложение, и повеление, и вопрос. В любом случае задача автора здесь состоит в том, чтобы средствами языка, возможно, более адекватно сформулировать смысл своего сообщения.

• Экспрессивная функция  связана с отражением в сообщении  личности автора. Речь выступает как  средство самовыражения личности. Автор "высказывается", "изливает душу", передает свои чувства, переживания и эмоции, свое отношение к тому, о чем идет речь.

• Импрессивная функция ориентирована на адресат сообщения. Реализация этой функции предполагает воздействие на его состояние. Благодаря ей адресат получает не только информацию о предмете сообщения, но и эмоциональные впечатления - как об этом предмете, так и об авторе. Эта функция позволяет вызвать у адресата определенные настроения, чувства, желания и побудить его к каким-то действиям.

• Поэтическая (эстетическая) функция. Она касается эстетических свойств сообщения. Эта функция языка становится особенно важной, когда речь (устная или письменная) выступает как художественный текст, как произведение искусства.

3. Культура речи

Умение наиболее эффективным  образом использовать коммуникативные  функции языка образует то, что  называют культурой речи. Культура речи — оценочное понятие: оно  характеризует степень, в которой человек владеет языком и способен реализовать его выразительные возможности для того, чтобы придать своей речи форму, соответствующую ее содержанию и целям. Культура речи определяется двумя основными факторами: 1) соблюдением общепринятых языковых норм; 2) особенностями индивидуального стиля речи.

1. Общепринятые языковые  нормы — это вошедшие в традицию, закрепленные в литературных  образцах, словарях, учебниках правила  грамматики, стилистики, произношения, словоупотребления и словообразования. Культурная речь должна быть "правильной", "грамотной", "литературной", то есть удовлетворять этим нормам. Однако в реальной жизни разговорная речь далеко не всегда соответствует им. Существуют разнообразные формы отклонений от "правильной" речи.

2. Индивидуальный стиль  речи характеризуется свойственными  данному индивиду предпочтениями в использовании тех или иных выразительных средств языка, его манерой изложения мыслей и построения своих высказываний, набором излюбленных слов и выражений, ритмикой, фонетикой, и так далее. Если следование нормам литературного языка обеспечивает правильность речи, то совершенствование индивидуального стиля ведет к речевому мастерству, к развитию искусства речи.

Понятие метаязыка.

Текст не сводим к речевому акту, в этом качестве могут рассматриваться любые знаковые системы: иконографические, вещные, деятельностные. В таком понимании языка культуры проявляется стремление к преодолению лингвистического плена. Это стремление получило новое осмысление с появлением теоремы Геделя о неполноте. Применительно к проблеме понимания это означает, что в любом языке, рассматриваемом изолированно, в любой знаковой системе заключены противоречивые основания, которые не позволяют адекватно и исчерпывающе описывать реальность. Для этого необходим "метаязык", восполняющий неполноту. Часто эту функцию выполняет язык из другой знаковой системы, хотя для культуры XX века характерно стремление к языку интегративному.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Все методы сочетают наблюдение с рассуждением: разница лишь в  том, как именно они сочетаются. Однако простое наблюдение и описание не могут дать научного знания; они  не порождают идей, а лишь направляют поиск тех, у кого есть эти идеи.

Различия между религиями  проявлялись и в разнице в  типах человека, выступавшего носителем  той или иной религиозной традиции и соответствующей картины мира. И хотя в современном светском обществе сама религия отходит на второй план, тип человека, появившийся  в ее рамках, сохраняется, как сохраняется  и деление на основные типы цивилизаций  на Земле — по религиозному признаку. Здесь надо понимать, что тип религии, в свою очередь, обусловлен особенностями  природной среды, что и транслируется  на человека, воспринимающего ее постулаты. Иными словами, все эти факторы  связаны между собой и выражены через особенности той или  иной культуры

Наиболее очевидным образом  способность человека наделять свои творения смыслом проявляется в языке: люди приписывают звукам своей речи смыслы, которыми они физически — как колебания воздуха — сами по себе не обладают. Но смысл имеют не только слова и высказывания, им так или иначе проникнуто все, что человек делает и что составляет культурную среду его обитания: произведения искусства и правила этикета, религиозные обряды и научные исследования, учеба и спорт, и т.д. Эта культурная среда превращается в знаковую систему, которая становится коммуникативным средством, языком общения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. - М.: 1996
  2. Культурология / под ред. Радугина А.А. - М.: 1996
  3. Крёбер А., Клакхон К. Культура: образ концепций и определений. -М.: 1964
  4. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. - М.: Гардарика, 1998
  5. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. - СПб.: 1998
  6. Чертихин В.Е. Человек и культура. / Философия. Основные идеи и принципы: Попул. очерк /Под общ. ред. А.И.Ракитова. - 2-е изд., переработ, и доп. - М.: Политиздат, 1990
  7. http://culturologia.info

Информация о работе Культорологическая мысль 30-50 годов