Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 05:32, реферат
Термин «античность» происходит от латинского слова antiquus — древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н. э., времени становления античного общества в Греции и до V н. э. — гибели римской империи под ударами варваров.
.
Введение
1 Культура эпохи античности
2 Римское искусство
Список рекомендуемых источников
Содержание
Введение
1 Культура эпохи античности
2 Римское искусство
Список рекомендуемых источников
Введение
Термин
«античность» происходит от латинского
слова antiquus — древний. Им принято
называть особый период развития древней
Греции и Рима, а также тех земель и
народов, которые находились под их культурным
влиянием. Хронологические рамки этого
периода, как и любого другого культурно-исторического
явления, не могут быть точно определены,
однако они в значительной мере совпадают
со временем существования самих античных
государств: с XI-IX вв. до н. э., времени становления
античного общества в Греции и до V н. э.
— гибели римской империи под ударами
варваров.
Общими
для античных государств были пути
социального развития и особая форма
собственности — античное рабовладение,
а также основанная на ней форма производства.
Общей была их цивилизация с общим историко-культурным
комплексом. Это не отрицает, конечно,
наличия в жизни античных обществ бесспорных
особенностей и различий. Главными, стержневыми
в античной культуре били религия и мифология.
Мифология была для древних греков содержанием
и формой их мировоззрения, их мировосприятия,
она была неотделима от жизни этого общества.
Затем — античное рабовладение. Оно было
не только основой экономики и общественной
жизни, оно было и основой мировоззрения
людей того времени. Далее следует выделить
в качестве стержневых явления в античной
культуре науку и художественную культуру.
При изучении культуры древних Греции
и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться
на этих доминантах античной культуры.
Античная
(или древняя) Греция была колыбелью
европейской цивилизации и
Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:
— эгейский или критомикенский (III — II тыс. до н. э.),
— гомеровский (XI — IX вв. до н. э.),
— архаический (VIII — VI вв. до н. э.),
— классический (V — IV вв. до н. э.),
— эллинистический
(вторая половина IV — середина I вв.
до н. э.).
Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период.
1 Культура эпохи античности
Греческая
религия складывалась в эгейскую эпоху
и несомненно испытала влияние крито-микенских
культов с их женскими божествами. Как
у всех древних народов, у греков были
местные общинные культы, боги-покровители
отдельных городов-полисов, земледельческие
боги. Но уже в глубокой древности наметилась
тенденция поглощения местных богов великими
богами Греции — Олимпийцами. Эта тенденция
получила окончательное завершение в
македонскую эпоху и была отражением культурного,
политического и экономического объединения
греческих полисов. Но уже в гомеровскую
эпоху культурная общность греков отчётливо
ими осознавалась, что и отразилось в почитании
общегреческих богов. Немалую роль в оформлении
общегреческого пантеона сыграли эпическое
творчество и его творцы аэды. В этом смысле
старое изречение, что «Гомер создал богов
Греции», отражает какую-то историческую
реальность.
Вопрос
о происхождении великих богов
олимпийского пантеона чрезвычайно
труден. Образы этих богов очень
сложны, и каждый из них пережил
длительную эволюцию. Основными богами
греческого пантеона являются: Зевс, Гера,
Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес,
Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес,
Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой
религии был антропоморфизм — обожествление
человека, представление о богах, как о
сильных, прекрасных людях, которые бессмертны
и обладают вечной молодостью. Жили боги,
по представлениям греков, на горе Олимп,
расположенной на границе Фессалии и Македонии.
Формы
культа у греков были сравнительно
просты. Наиболее обычной частью культа
было жертвоприношение. Другими элементами
культа были возложение венков на алтари,
украшение статуй богов, их омовение, торжественные
процессии, пение священных гимнов и молитв,
иногда религиозные пляски. Отправление
общественного культа рассматривалось
как дело государственной важности. Помимо
общественного культа существовал и частный,
домашний культ, обряды его, более скромные,
совершались главами семей и родов. Жречество
в Греции не составляло особой корпорации
или замкнутого сословия. Жрецы просто
считались служителями при храмах; в некоторых
случаях они занимались гаданием, прорицанием
и врачеванием. Должность жреца была почётной,
но не давала непосредственной власти,
так как зачастую официальным культом
руководили гражданские должностные лица.
Греческие полисы в этом отношении сильно
отличались от восточных деспотических
государств с их засильем жречества.
Следующая
доминанта греческой культуры —
мифология. Греческая мифология
— это не только и не столько
мир религиозных представлений,
это мир греков вообще, это сложное
и обширное целое, куда входят наряду с
собственно мифами также и исторические
легенды и предания, сказочные сюжеты,
литературные новеллы, свободные вариации
на мифологические темы. Но так как эти
разнообразные элементы с трудом отделимы
друг от друга, следует рассматривать
эту широко понимаемую мифологию в целом.
В
числе мифов обнаруживается глубоко
архаический пласт
Греки
населили всю природу божественными
существами: в рощах жили дриады, нимфы,
козлоногие сатиры; в море — наяды и сирены
(птицы с головами женщин). Живы и красочны
мифы, отражающие историческую смену культов:
о борьбе между поколениями богов. о низвержении
Кроносом своего отца Урана, о поедании
им собственных детей и, наконец, о победе
над ним сына его Зевса.
Антропологический
мотив почти отсутствует в
греческой мифологии. Она не даёт
ясного ответа на вопрос о происхождении
людей. По одному мифу создателем человека
был титан Прометей. Во всяком случае
характерно то, что в греческой мифологии
боги не выступают в роли создателей мира
и человека.
Но
если идея бога — творца была чужда
мифологии греков, то образы культурных
героев занимали в ней видное место.
В качестве культурных героев выступают
боги, титаны и полубоги-герои, происходившие,
по мнению греков, от браков богов с людьми.
Особенно известен и почитался Геракл,
совершивший 12 подвигов. Это образ благородного
героя, борющегося со злом и побеждающего
его. Титан Прометей принёс людям благодатный
огонь, дал им разум, знания, чем навлёк
на себя гнев Зевса и подвергся страшной
тысячелетней казни, от которой много
лет спустя освободил его Геракл. Богине
Афине приписывалось введение культуры
оливкового дерева; Деметре — хлебных
злаков; Дионису — виноградарства и виноделия;
Гермесу — изобретение мер и весов, чисел
и письма; Апполону — обучение людей поэзии
и музыке и другим искусствам.
К
образам культурных героев близки и
иногда от них неотличимы полулегендарные
— полуисторические фигуры законодателей
и устроителей городов, великих певцов,
поэтов и художников. Таковым является
образ Гомера — легендарного автора «Иллиады»
и «Одиссеи». По гомеровскому вопросу
существует огромная литература, которую
можно разделить на три основные группы:
—
теория индивидуального творчества
(авторство Гомера);
—
теории народного эпоса;
—
синтетические теории (один человек
лишь собрал, обработал народный эпос).
Итак,
греческая мифология при всей
сложности и разнообразии входящих
в неё элементов имеет одну особенность
и доныне производящую столь сильное впечатление
на слушателя и читателя — высокая художественность
и гуманизм образов.
В
вопросе об античном рабовладении важную
роль играют работы таких античных
авторитетов, как Аристотель и Платон,
а также рассуждения о всеобщем рабстве
людей и богов ритора Либания, жившего
в VI в. н. э. Наличие и естественность рабства
в жизни античности привели к представлению
о космическом рабстве, поскольку всё
в космосе устроено так, что одно, безусловно,
подчиняется другому.
Во
времена общинно-родового строя
родственные отношения
Одним
из самых замечательных явлений
древнегреческой культуры является
театр. Он возник на основе народных песен
и плясок во время праздников в
честь бога Диониса. Из обрядовых
песен, которые пели, облачаясь в
козлиные шкуры, родилась трагедия (трагос
— козёл, ода — песня); из озорных и весёлых
песен родилась комедия.
Театральные
представления считались школой
воспитания, и государство уделяло
им большое внимание. Представления
шли несколько раз в год
по большим праздникам и продолжались
несколько дней подряд. Ставились 3 трагедии
и 2 комедии. Смотрели с утра до вечера,
а чтобы все жители смогли посетить театр,
выдавались из казны специальные театральные
деньги.
В
период расцвета греческой культуры
(VI — V вв. до н. э.) в Афинах жили и творили
самые выдающиеся греческие трагические
поэты, классики не только греческой, но
и мировой литературы: Эсхил, которого
по праву называют отцом трагедии за его
бессмертные произведения («Прикованный
Прометей», «Персы»); Софокл, создавший
трагедии «Царь Эдип», «Электра», и др.;
Еврипд — автор «Медеи», «Ипполита», «Ифигении
в Авлиде». Классиком в греческой комедии
является Аристофан, написавший комедии:
«Мир», «Женщины в народном собрании»,
«Всадники» и др.
Древнегреческое
изобразительное искусство прочно вошло
в художественное развитие последующих
времён. Его элементы живут в настоящее
время. Ведущими архитектурными сооружениями
классической Греции были храмы, театры,
общественные здания. Основным архитектурным
сооружением является храм. Самые знаменитые
образцы греческой архитектуры — сохранившиеся
до нашего времени в афинском акрополе
храмы Парфенон и Эрехтейон. В древнегреческой
архитектуре последовательно сменились
три архитектурных стиля: дорический,
ионический и коринфский. Отличительной
особенностью названных стилей является
форма колонн — непременного атрибута
древнегреческих сооружений.
Греческая
скульптура первоначально уступала
скульптуре древнего Востока. Но с V в.
до н. э. достигла небывалого расцвета.
Передаётся не только фигура и лицо, но
и движение и даже чувства изображаемых
людей. Особой известностью и славой пользовались
скульпторы: Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель,
Скопас, Лисипп.
Живопись
была широко распространена в древней
Греции в виде фресок и мозаик, которыми
украшают храмы и здания, но они почти
не сохранились до нашего времени. К образцам
сохранившейся живописи относятся знаменитые
греческие чернофигурные и краснофигурные
вазы.
Эллинизм
(эллинистическая эпоха III — II вв. до
н. э.) принято рассматривать прежде
всего как культурное явление, как распространение
греческой культуры в завоёванных Македонией
странах. Культура эллинистического мира
была сложна и многообразна. Она была синтезом
и разными сочетаниями греческой культуры
и культуры стран Ближнего и Среднего
Востока. Для эллинистической культуры
характерно её греческое оформление и
глубокие местные традиции. В этот период
получил широкое распространение в эллиническом
мире общегреческий язык — койне, ставший
средством межнационального общения.
Греки — воины, чиновники, ремесленники,
торговцы, рассеянные на обширных территориях
эллинистического мира, преодолевали
полисную ограниченность своих взглядов.
В их среде получило широкое распространение
новое мировоззрение — космополитизм
(от греческого слова «космополитес» —
«гражданин мира»).
Знания,
накопленные в Греции и на древнем
Востоке, в сочетании с успехами
и практическим освоением обширных
пространств способствовали быстрому
развитию наук. В эпоху эллинизма
углублялась дифференциация и происходила
систематизация наук. Благодаря исследованиям
Стратона (III в. до н. э.) появилась наука
физика. Выдающийся вклад в развитие математических
наук внесли Евклид и Архимед; в развитие
астрономии — Аристарх; в создание географии
— Эрастофен. Сочетание греческой медицинской
теории и практики с древневосточным опытом
дало расцвет медицинских знаний в александрийской
школе. Её основатель Герофил создал описательную
анатомию человека. Из всех эллинистических
обществ наиболее известна история Египта
благодаря сохранившимся на египетской
почве папирусам. В Александрии была собрана
огромная для того времени библиотека
(до 700 тыс. папирусных свитков). При дворе
царей Египта Птоломеев был организован
Мусейон — научное учреждение с общежитием
для учёных, которых Птоломеи приглашали
сюда со всего эллинистического мира.
Здесь им были созданы условия для занятий
наукой, философией, литературой.
Информация о работе Культорология. Культура эпохи античности