Культура Ахеменидского Ирана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 18:46, реферат

Описание

В распоряжении современной науки имеется весьма мало данных о культуре ранних иранцев, почти ничего не известно об их верованиях, обычаях и обрядах. Больше информации дают археологические исследования различного рода культовых комплексов и изобразительных памятников, однако при их анализе главная трудность состоит в доказательстве объективности интерпретации сюжетов или отдельных образов. Например, изображения птиц и зверей, реальных и фантастических, а также различных божеств на ритуальных предметах из Луристана (юго-западный Иран), в особенности на бронзовых поясах, серебряных, золотых и бронзовых пластинах, булавках истолковываются рядом ученых на основе авестийских мифов. Хотя такой сравнительный анализ и позволяет получить определенные сведения о раннем этапе развития древнеперсидской культуры, следует отметить, что интерпретация многих этих памятников как иранских по существу начинается словом "неизвестно"

Работа состоит из  1 файл

Культура Ирана при Ахеменидах.docx

— 35.92 Кб (Скачать документ)

Общеизвестно, что Зороастр не изобрел совершенно новую религию, а лишь кардинально  реформировал существовавшую до него. Если учесть, что в его учении культ огня и в особенности  культ опьяняющего напитка занимают главное место, то здесь, очевидно, имеется  культово-религиозная преемственность. Другое дело, что Зороастр видоизменил  старые традиции и в том числе  отказался от пышных храмов, до предела  упростив культовые сооружения и  обрядность. Доказано, что у зороастрийцев богослужения проходили не в храмах, а под открытым небом перед небольшими, нередко естественными возвышениями, покрытыми одной лишь циновкой, на которой, по представлениям древних, восседали их божества.

Зороастризм — древнеперсидская религия, творцом  которой является Заратустра, живший в промежутке между 1000 и 500 гг. до н.э. Отличительной чертой этой религии  является ее практически-этический  характер. Так, даже благочестие здесь  состоит не в освобождении от мирского зла и от самого мира, а в уничтожении  зла и всего дурного в мире, не в бегстве от мира или в уничтожении  своего Я, а в утверждении себя в мире. Для зороастризма характерен дуализм, а именно: изначально в мире существуют два бога — Ормузд, покровитель  добра, и Ариман, стоящий во главе  зла. В мире идет борьба между силами добра и силами зла, которая должна, в конечном счете, закончиться победой  бога Ормузда. Религия Заратустры сыграла  исключительную роль в истории культуры и религии, так как весьма трудно без учета древне-персидских верований и представлений, особенно без присущего этим .верованиям дуализма, выяснить до конца генезис иудаизма, христианства и ислама, их дальнейшее развитие, появление демонологии и ангелологии и многих других проблем. Исходно зороастризм развил ряд доктрин, существующих в современной христианской теологии: доктрина о конце мира, о воскрещении мертвых и страшном суде, доктрина о спасении, доктрина о последней битве между богами добра и зла, заканчивающейся победой Ормузда. ::

Проблемой зороастризма является дуализм. В одном из его  вариантов — зерванизме, который является философской разработкой учения "борьбе добра и зла, данная проблема решается путем введения концепции бесконечного времени — вечного божества. Именно Время — Зерван сотворило как Ормузда, так и Аримана. Культ Времени, обожествление Зервана является одним из последствий древнеперсидского дуализма, который приобрел ипостась пантеизма. Зороастризм ожил в III в. н.э. в виде манихейства, типично синкретической религии, сплавляющей в одно целое элементы религии Заратустры, гностицизма, буддизма и христианства.

Несомненный интерес представляет повседневная жизнь, нравы и обычаи древних  персов. В середине VI в. до н.э., когда персы вышли на арену мировой истории, у них сохранялись сильные пережитки родовых отношений. В то время персы славились своим умеренным образом жизни, воздержанностью, храбростью и сплоченностью.

По словам Геродота (1, 171; IX, 122), они носили одежду из шкур животных и войлочные тиары, не употребляли вина, ели не столько, сколько хотели, а сколько имели. По свидетельству Исаии (XIII, 17), иранцы в ранний период не ценили серебра  и не были пристрастны к золоту.

Вскоре простота и скромность в пище и одежде превратились в идеологический пережиток, сохранявшиеся  лишь во время обряда коронации персидских царей, когда вступающий на престол  Ахеменид Должен был надеть одежду, которую носил, не будучи царем, Кир II, съесть немного сушеных фиг и выпить чашу кислого молока, имитируя таким образом основателя династии. Даже во время военных походов цари и знатные персы теперь возили с собою палатки, полные золотых и серебряных лож, столов, умывальников, ваз, чаш, дорогих ковров и т.д. Кроме того, знатных персов сопровождало множество рабов-лекарей, евнухов и поваров, которые прислуживали им даже во время походов. Персы стали одеваться в роскошные мидийские одежды, носить золотые ожерелья, гривны, браслеты и т.д. К столу персидских царей и знати доставляли в свежем виде рыбу из отдаленных морей, фрукты из Вавилонии и Сирии.

Семья у древних  персов не была моногамной, разрешалось  иметь много законных жен, а также  наложниц, можно было жениться также  на близких родственницах, например, на племянницах и даже на единокровных сестрах. Заветное желание каждой персиянки  — иметь детей, для этого она  совершает ворожбу и молится  о даровании ей мальчика, ежегодно царь даровал подарки многодетным  родителям (Страбон XV, 3, 17). Сохранились  некоторые сведения и о свадебных  обычаях. Во время пиршества невеста, вкусив вина, садилась к жениху, который  обнимал и целовал ее. Новобрачные  ели от одного и того же хлеба, разрубленного  мечом на две части.

Древнеперсидские  обычаи запрещали женщинам показываться посторонним, не случайно среди многочисленных рельефов в Персеполе нет ни одного женского изображения. Плутарх пишет, что персам свойственна дикая ревность не только по отношению к женам, нр даже рабынь и наложниц они держат взаперти, чтобы посторонние не видели их, а во время поездок возят их в закрытых повозках. Широко известен библейский рассказ о том, что персидский царь во время приема велел своей жене Вашти явиться на пиршество, чтобы показать ее народу. Она отказалась подчиниться приказу мужа, чтобы не нарушать обычаи, и за это была лишена сана царицы и превращена в обычную наложницу.

Нравы и обычаи древних персов излагаются в сочинениях удивляющихся им народов. Соответственно могучему росту и физическому  развитию персы обладали энергичной волей, закаленной в борьбе с суровым  климатом и в опасностях кочевой  жизни в горах и степях. Они приобрели там бодрость и серьезный взгляд на вещи, а также робость по отношению к мрачным, неприветливым сторонам существования, которая то и дело проявляется в их нравах, обычаях и религии, и которая могла бы стать роковой для всего их духовного развития, если бы в них не жило столь же сильное стремление к свету, мощи и к покорению зла.

Интеллектуальная  одаренность древних персов состоит  в ясном и трезвом рассудке; им чужда выспренняя фантазия индийцев. Их священные стихотворения обладают красотой, что в древности случается  редко, и энергией. Даже богословские спекуляции являются скорее практическим анализом управляющих бытием сил, чем  углублением и созерцанием. Поэтому  религиозные культы их, как бы они  ни были ценны в воспитании народа, носят неприятный оттенок со своими сухими гимнами и утомительными  обрядами. Однако у персов отнюдь не было недостатка в силе воображения, они обладали фантазией, необходимой  для великих дел и великих  мыслей. Не случайно их взгляд на существование  был необычайно широк: добро и  зло, бог и человек, земная и загробная  жизнь, мистика и логика — они  воспринимали все это в форме  резкого противопоставления, но они  умели сочетать эти представления  в определенную, законченную картину  мира.

В Ахеменидской державе царила атмосфера, способствующая развитию культуры, в том числе и науки, и такие великие ученые, как философ Гераклит из Эфеса, вавилонский астроном Кидинну и многие другие (в том числе и историк Геродот, часть жизни которого прошла в Галикарнаспре), были подданными персидских царей. Такие произведения искусства, "как храм богини Дианы в Эфесе и Галикарнасский мавзолей, причислявшиеся древними к семи чудесам света, также были созданы подданными Ахеменидов. Продолжала существовать и развиваться древняя культура египтян, вавилонян, эламитов и других народов.

Общеизвестны  достижения египетской и вавилонской  медицины — мумификация, хирургия, стоматология, офтальмология, терапия  и др. вместе с тем необходимо учитывать, что медицина в древности  была неизбежно связана с магией, с различными суевериями, и люди считали, что болезнь вызывается злыми духами, проникшими в человеческий организм. Чтобы вылечить болезни, врач стремился изгнать злого духа из тела больного молитвами и магическими  заклинаниями. Часто врачи лепили из глины изображения злых духов  и разбивали их, полагая, что от этого больной может выздороветь. Сохранилось также много своеобразных рецептов для профилактики болезней — руководства для предотвращения или удаления зла. Иногда для этого  предлагается приносить жертвы богам, стихийным силам природы, домашним духам и т.д., а также запрещается есть рыбу в определенные дни. Один из ритуальных текстов гласит: "Если кто-нибудь увидит змею в первый день месяца нисанну или аяру, будь это днем или ночью, [этот] человек умрет; если жизнь ему дорога, он должен нанести себе глубокую рану на голове [и] побрить щеки; в течение трех месяцев его будет одолевать боль, но [затем] он выздоровеет". Можно сказать, что во врачебной деятельности переплетались суеверия и элементы научной медицины. Органическую часть науки составляла философия, которая, однако, на древнем Востоке в отличие от античной Греции, не выделилась в самостоятельную, отдельную от религии отрасль знаний. Уже Гаты Эороастра содержат абстрактные философские воззрения, согласно которым борьба добра со злом и их противоборство заложены в человеке, и он должен нести ответственность за свои поступки. Гераклит, живший в конце VI в. до н.э., считал основным законом мироздания вечное движение (ему принадлежит знаменитое изречение: "все течет") и основой всех веществ — вечно живой огонь, который не был создан никем из богов или людей.

Еще со школьной скамьи все знают о великих  достижениях египетской и вавилонской  математики, особенно в области решения  геометрических задач по измерению  площадей и в развитии арифметики в алгебраическом направлении. Время  персидского владычества, особенно с последней четверти V в. до н.э. до завоевания страны войсками Александра Македонского, было самым творческим периодом вавилонской математической астрономии. В это время существовали астрономические школы в Уруке, Сиппаре, Вавилоне и Борсиппе. Из сообщений Плиния Старшего и Страбона известно имя великого вавилонского астронома Набуриманна, который, не имея телескопа, механических часов и современной математической техники, вычислил 24 века назад лунные фазы, солнечные и лунные затмения, что под силу только современным астрономам, вооруженным сложными оптическими приборами и компьютерами. Другой вавилонский астроном Кидинну, составитель многих астрономических текстов V—IV вв. до н.э., различал солнечный год от тропического и вычислил последний с ошибкой 7 мин 17 сек. Он же еще до Гиппарха открыл солнечную прецессию. Однако при всех своих успехах вавилонская астрономия была неразрывно связана с астрономией, пытавшейся предсказать будущее по звездам. Астрономические тексты, в частности, содержат указания о связях между звездами и теми или иными болезнями. К тому времени, когда настал конец персидскому владычеству в Вавилонии и других странах древнего Востока, местная наука в основном уже исчерпала возможности своего развития. Закостенелые формы древних традиций, многовековое господство религиозных представлений без каких-либо заметных изменений, отсутствие новых методов познания природы мешали развитию науки. Однако прежде чем древневосточная наука сошла со сцены истории, многие ее крупные достижения были заимствованы древними греками.

Расцвет культуры в Ахеменидской державе связан и с тем, что персы широко использовали культурные достижения многих древневосточных народов. Еще Геродот отметил, что "обычаи чужеземцев персы перенимают охотнее всякого другого народа. Они носят даже мидийское платье, находя его красивее туземного, а для войны облачаются в египетские панцири". Древнеперсидская религия впитала в себя ассиро-вавилонские влияния. Легенда о мироздании и мировой катастрофе напоминает вавилонский миф о сотворении мира и всемирном потопе. Бог огня вступает в бой с драконом Дахакой совершенно так же, как вавилонский бог

Мардук с  чудовищем Тиамат. Персидского паря изображали в виде героя, поражающего фантастического зверя, подобно тому, как изображали древнешумерского царя и героя Гильгамеша, рассказ о подвигах кйторого получил столь широкое распространение во всей Передней Азии. Наконец, верховного бога Ахурамазду персы изображали в виде небесного царя, находящегося в крылатом солнечном диске, что живо напоминает аналогичное изображение верховного бога ассирийцев — Дшшура.

Много заимствовали древние персы и в искусстве  соседних народов. Рельефы, покрывающие  стены персидских дворцов, по своим  сюжетам, отчасти по художественному  стилю и по своей технике, очень  близки к рельефам ассирийской и  нововавилонской эпохи. Применение террас и лестниц, а также огромных статуй гениев — охранителей царского дворца в виде фантастических животных роднит архитектуру Персии с зодчеством народов древней Месопотамии. Наконец, очень широкое использование колонн было заимствовано персами в Египте. Заслугой персов является умение творчески перерабатывать все эти заемные элементы в едином монументальном художественном стиле, который особенно четко выражен в развалинах царских дворцов, сохранившихся в Персеполе, и особенно в прекрасных рельефах, изображающих данников персидского царя. В древнеперсидской религии и искусство Персов можно обнаружить некоторые следы греческого влияния. Так, на фасаде древнеперсидской гробницы, называемой "Кормилица и княжна, сохранились две протодорические колонны. С другой стороны, персы, несомненно, оказали некоторое влияние на развитие античной культуры. Очень характерен в этом отношении древнеперсидский религиозный дуализм, который объяснял влияние природы на жизнь людей извечной и постоянной борьбой бога света с богом мрака. Это религиозное учение оказало значительнее влияние на развитие греческой религиозной философии, в частности, на развитие позднегреческого гностицизма, и в некотором отношении легло в основу христианской религии. На восточных границах Персия соприкасалась с индийскими племенами, в частности с племенем, населявшим индийскую область Гандхара. Известно, что персидские цари совершали военные походы в области северо-западной Индии и поэтому сталкивались с племенами, населявшими эти индийские области. При раскопках в Индии были обнаружены скульптуры, явно свидетельствующие о проникновении древнегреческого искусства в эти отдаленные восточные области. Таким образом, древняя Персия выступала мостом, соединявшим далекий восточный мир и страны Передней Азии с миром античной культуры.

Ахеменидская Персия была первой в истории мировой державой, провозгласившей вполне терпимое и доброжелательное отношение к культурным традициям десятков народов и племен. Оживленные этнические контакты способствовали постепенному возникновению, по существу, новой культуры, в которую свою лепту внесли все народы Ахеменидской державы. Позднее эта культура способствовала победе эллинизма, являвшегося, в частности, результатом синтеза культуры греков и восточных народов. Терпимое и доброжелательное отношение к культуре соседних и далеких народов являлось логическим результатом существования древнеперсидской империи, в которой языком государственной канцелярии был арамейский, в политическом отношении ведущая роль принадлежала персам, но в то же время продолжали существовать и развиваться древние культуры вавилонян, эламитов, египтян, иудеев и других народов. Она сумела обеспечить в течение значительного времени относительный мир на огромной территории, начиная от Египта и кончая Северо-Западной Индией, а также создать благоприятные условия для расцвета международной торговли и развития культурных контактов народов различных стран.

Информация о работе Культура Ахеменидского Ирана