Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 19:53, реферат
Первые попытки дать общее описание жизни древних народов Северной Африки и Передней Азии возникли в Древней Греции. Наиболее полный очерк истории и культуры Древнего Египта сохранился у Геродота, который посвятил вторую книгу своего большого труда Египту. Геродот не знал древнеегипетского языка и иногда был вынужден пользоваться сведениями малоосведомленных лиц. Некоторые свидетельства Геродота подтверждаются египетскими источниками, а те легенды и рассказы, которые он используется в своем историческом повествовании, являются ценными обломками греко-египетского фольклора и исторических сказаний того времени.
История изучения культуры и искусства Древнего Египта
Мифологические представления как важнейший элемент древнеегипетского искусства. Особенности религии древнего Египта. Отношение египтян к смерти, бессмертию, культу фараона.
Наиболее важные виды архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта и их особенности. Создание монументального стиля зодчества. Астральная и религиозная символика пирамид.
Отрасли знания, которые наиболее эффективно развивались в Древнем Египте.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
ПЛАН:
Диодор, живший в I в. до н. э., не смог собрать столько ценных сведений о Египте, как Геродот, однако, он использовал многие труды своих предшественников, книги которых лишь отчасти сохранились до наших дней.
Большой историко-географический труд Страбона (I в. до н. э. – I в. н. э.) содержит множество сведений о Египте, главным образом о природе и населении Египта и соседних стран. Подобно Геродоту и Диодору, Страбон отметил то влияние, которое культура Древнего Египта оказывала на Грецию. По словам Страбона, такие известные греческие ученые и философы, как Евдокс и Платон, долго жили в Египте и учились у египетских жрецов.
Плутарх Херонейский (46 – 120 гг. н. э.) в своей книге «Об Изиде и Озирисе» сохранил единственное дошедшее до нашего времени описание широко распространенного в Египте и во всем античном мире мифа и культа божеств природы – Изиды и Озириса. Плутарх описывает египетскую религию в ее поздней форме. Многие свидетельства Плутарха, как, например, о том, что Озирис считался богом первородной влаги и олицетворением Нила, подтверждаются египетскими надписями.
Особое место среди античных авторов, писавших о Египте, занимает египетский жрец Манефон, живший в IV – III вв. до н. э., когда Египет находился под культурным влиянием греков. К сожалению, труд Манефона сохранился лишь в краткий выдержках, в частности в трудах Иосифа Флавия (I в. н. э.) и Евсевия (IV в. н. э.).
Египет, оказавший значительное влияние на развитие античной цивилизации, в течение веков привлекал к себе внимание европейских путешественников и ученых.
Этот интерес особенно остро проявился в эпоху Возрождения, когда в Египте стали изучать культуру Древней Греции Рима, столь тесно связанных с Древним Востоком. Прогрессивный философ XVI в. Джордано Бруно отметил значение культуры древних египтян, которые по его мнению были учителями греков, римлян и древних евреев.
В середине XVIII в. Покок, Норден и Брюс, посетившие Египет, оставили описания сохранившихся памятников страны пирамид, в частности царских гробниц, скрытых в «Долине царей» близ Фив. Но только после военной экспедиции Наполеона в Египет в 1798 г. в Европе стало возможным более серьезно изучать культуру Древнего Египта. После этой экспедиции был издан много томный труд – «Описание Египта», снабженный таблицами с рисунками развалин древнеегипетских храмов, с копиями надписей и изображениями многочисленных древностей.
Некоторые ученые с большим увлечением взялись расшифровывать древнеегипетские надписи. Среди них французский физиолог Ф. Шампольон (1790 – 1832 гг.), нашедший ключ к чтению египетских надписей. Этим открытием он заложил основы египтологии.
В середине XIX в. большие археолого-разведывательные экспедиции были предприняты немецкими египтологами Лецсиусом, а затем Бругшем, которые обследовали не только весь Египет, но и прилегающие области Синайского полуострова Палестины и Нубии. Находки Лепсиуса и его сотрудников, снабженные рисунками и копиями с надписей, были изданы в монументальном труде «Памятники из Египта и Эфиопии».
Марриэт, продолжая работу своих предшественников, первый сделал попытку по мере возможности полностью раскопать отдельные археологические комплексы на территории Египта. Он открыл огромный склеп с погребениями священных быков (Серапей) и гробницы Древнего Царства в Саккара, в районе древнего Мемфиса, затем храмы XIX династии в Абидосе и приступил к раскопкам на территории другой столицы Египта – древних Фив, где сохранились развалины грандиозных храмов (Карнак).
Работу Шампольона и Марриэта продолжал французский египтолог Гастон Масперо (1846-1916 гг.)_, сочетавший энергию археолога с глубокими знаниями филолога и широким кругозором историка. Ему удалось проникнуть в пирамиды V – VI династий в Саккара. На стенах внутренних комнат этих царских гробниц он обнаружил древние религиозные тексты. В тайнике около Фив Масперо нашел мумии самых знаменитых фараонов Нового Царства. Ему удалось хорошо организовать дело охраны, изучения и издания древностей в Египте.
В конце XIX в. был создан специальный «Фонд обследования Египта». Де-Морган открыл памятники архаического Египта. Навилль тщательно обследовал пещерный храм в Дейр-эль-Бахри, английский археолог Флиндерс Петри произвел ряд больших раскопок во многих местах в Египте. Он нашел царские гробницы додинастической эпохи в Абидосе, обнаружил развалины города эпохи Среднего Царства около фаюмского оазиса, остатки греческих колоний в Дафне и в Навкратисе.
В
ХХ в. изучение культуры Египта прибрело
более систематический
Раскопки стали давать все больший материал для изучения политический, культурной и социальной истории Древнего Египта. Так, Фейрмен обнаружил развалины укрепленного города времени XVIII – XIX династий Сесеби (Судан). Несколько лет тому назад английский археолог Эмери нашел в Бухене остатки египетской крепости, бывшей оплотом египетского могущества в течение длительного времени. Чешский археолог З. Жаба раскопал в Абусире гробницу вельможи Пташепсеса. Польский археолог К. Михайловский открыл в Телль-Атрибе виллу греко-римского времени.
Много
ценных археологических работ
Советская археологическая экспедиция под руководством Б.Б. Пиотровского производила раскопки в районе Нубийской долины, обнаружив в ущелье Вади-Аллаки интересные надписи.
Крупнейшим достижением было изучение письменности и языка древних египтян. В XVII в. А. Кирхер написал ряд трудов, где признал коптский язык потомком древнеегипетского. Де-Гинь, цоега и другие, правильно установили, что египетские иероглифы отчасти обозначали звуки и что в картушах (овальных рамках) содержались собственные, очевидно, царские имена. Томас Юнг установил наличие фонетических знаков в египетской письменности, правильно определил значение ряда иероглифов и иероглифических групп и, следуя за своими предшественниками, разобрал несколько имен. Однако окончательную дешифровку сумел сделать Франсуа Шампольон. Упорно работая над изучением известных ему надписей, он сделал попытку составить грамматику и словарь египетского языка.
В отношении изучения языка и письменности особенно большой вклад в египтологию сделали де Руже, Шаба, Масперо, Лепсиус, Бругш, Эрман, Зете, Гардинер и русский ученый В.С. Голенищев. Наиболее успешно над дешифровкой демотических надписей, сделанных упрощенной скорописью, работали Бругш, Ревию, Шпигельберг, Гриффиз и чехословацкий ученый Ф. Лекса.
В
настоящее время отчасти
Крупнейшим русским египтологом большими знаниями и широким историческим кругозором, был академик Б.А. Тураев (1868 – 1920 гг.). Тураев создал школу египтологов, продолжавших его научную работу (Волков, Коцейовский, Струве, Филиттнер, Франк-Каменецкий, Гесс). Заслугой Тураева является организация отдела древневосточных памятников в Московском музее изящных искусств и тщательное изучение и издание коллекций египетских древностей, хранящихся в русских музеях.
Русский
египтолог В. С. Голенищев (1856-1947 гг.)
посвятил большинство своих трудов
изданию, переводу и комментированию
различных египетских надписей, литературных
произведений и религиозных текстов, как,
например, «Стэлы Меттерниха» с поздним
религиозно-магическим текстом, «Сказки
о потерпевшем кораблекрушение», «Путешествия
Уну-Амона в Сирию». Наиболее крупный труд
Голенищева, посвященный египетскому
синтаксису, полностью до сего времени
не опубликован.
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ИСКУССТВА. ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. ОТНОШЕНИЕ ЕГИПТЯН К СМЕРТИ, БЕССМЕРТИЮ, КУЛЬТУ ФАРАОНА.
Устное народное творчество способствовало появлению художественной литературы и мифов древних египтян. Большое количество сохранившихся благодаря наличию письменности произведений египетской литературы свидетельствуют о высоком уровне развития культуры, о таланте египетского народа.
Изобразительное искусство, так же как и литература, было сильно проникнуто религиозной идеологией. Возникнув в глубокой древности, в архаическую эпоху, оно развивалось вплоть до позднего упадка египетской культуры, когда Египет находился под властью римлян.
Боги для древних египтян – не только творцы городов, номов, правителей, собственного культа, порядка и закона, но и создатели ремесел и искусств, письма и счета, науки и магии. Иероглифическое, т. е. Священное, письмо понималось как «слово бога», и важнейшая роль здесь принадлежала богу мудрости Тоту – Владыке слова бога, создателю письменности, покровителю литературы и писцов. Его называли также Владыкой счета и Исчислителем лет, он был покровителем лекарей и магов. Согласно преданию, некоторые важнейшие ритуально-магические тексты были найдены у подножия статуи этого бога в Гермополе еще в эпоху Древнего царства. С Тотом часто ассоциировались богини Маат и Сешат, ведавшая счетом, письмом, составлением летописей и строительством. Патрон древнейшего центра египетского художественного творчества Птах считался творцом искусств и ремесел.
Роль храмов в духовной жизни эпохи Древнего царства несомненно была велика. Уже тогда, вероятно, в тесной связи с ними возникали особые скриптории «дома жизни», где составлялись религиозно-магические, литературные, медицинские и другие тексты. Здесь находились библиотеки, архивы, велись записи по годам правления царей, на основе которых составляли летописи.
Чувствуя свое бессилие перед природой, древний египтянин наделял явления природы и отдельные предметы сверхчувственной силой, пытаясь в то же время, использовать эту силу в своих интересах. Культ фетишей восходит к эпохе архаики. Остатки первобытного фетишизма долго сохранялись в египетской религии. К глубокой древности восходит в Египте культ священного камня, возникший, очевидно, в пустыне. С культом камня связано применение обелисков в архитектуре. В форме священной гробницы царя – пирамиды – возможно, сохранилось далекое воспоминание о культе гор и скал.
С ростом земледельческого хозяйства в религию египтян начали проникать представления о «священной земле», «богине – матери природы» и исконно древнем боге земли Гэбе. В условия долины Нила земледелие было возможно только на основе искусственного орошения. Поэтому в воде египтяне видели великую первородную стихию, которая дает жизнь и пропитание человеку. Культ божественной воды находил свое выражение в сложном ритуале очищений и возлияний, которые должны были совершать все жрецы вплоть до первосвященников и самого фараона.
С надеждой и страхом смотрел египтянин на стихию огня, которая необходима и полезна для людей. Особые магические заклинания должны были охранить человека от силы огня и дать ему власть над огненной стихией.
Египтянин населял весь растительный и животный мир духами, богами и богинями, видя в отдельных растениях, деревьях и зверях обиталище и воплощение определенного божества. Культ животных – одна из форм древнего тотемизма – был широко распространен начиная с архаической эпохи. В древних столицах Египта – в Мемфисе и Гелиополе – поклонялись священным быкам Апису и Мневису. Образ священного быка впоследствии слился с образом обоготворенного царя, как бы наделенного сверхъестественной силой. Бог творческой силы Хнум изображался в виде барана. Распространение получил культ священной коровы – богини Хатхор. Поклонение священным животным отразилось в культе и титулах царя. Покровителями царской власти считали священного сокола, пчелу, коршуна и змею. Самого царя часто изображали в виде могучего льва с головой человека (сфинкса).