Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:05, реферат
Жизнь в древнем Египте кажется современному человеку примитивной, чем-то схожей с бедным деревенским бытом в современных деревнях. О том, что египетские жрецы могли работать с душой и телом человека, откладывая тело "на потом", чтобы иметь возможность его воскресить, знают не многие.
1. Особенности мировоззрения…………………………………….3
2. Письменность и литература……………………………………..6
3. Религия……………………………………………………………..13
4. Архитектура и живопись………………………………………...18
Список литературы………………………
Живописные портреты.
Согласно сообщению Плиния, живописный портрет был широко распространен в Древнем Риме еще во времена республики, однако ни одного такого произведения до нас не дошло. Зато в распоряжении искусствоведов имеется достаточно полная группа портретов из Фаюмского оазиса в Нижнем Египте. Этим мы обязаны сохранившемуся до времен Римской империи (а может быть и возродившемуся) древнеегипетскому обычаю прикреплять портрет умершего к его завернутому в ткань мумифицированному телу. Удивительная свежесть их красок объясняется тем, что они выполнены в отличающейся чрезвычайной долговечностью технике энкаустики, в соответствии с которой краситель разводится в жидком воске. Такую краску можно сделать матовой и густой, как масляная, и наоборот — заставить ложиться тонким, прозрачным слоем. Лучшие из этих портретов, такие как тот, что показан на илл. 101, отличаются непревзойденными смелостью, непосредственностью и уверенностью мазка. Изображенный на нем темноволосый мальчик кажется живым — столь осязаемо воплотили правду жизни лучистые краски художника. Особо выделены глаза. В какой-то мере стилизованы и некоторые другие черты, но к счастью, в данном случае это не сказалось на качестве портрета, а лишь подчеркивает детскую привлекательность безвозвратно утраченного родителями ребенка.
История
Египетская религия всегда привлекала пристальное внимание цивилизованных народов. Уже древние греки, соприкасавшиеся с Египтом, проявляли к ней интерес в своих трудах. Религии Древнего Египта уделяется большое место в произведениях "отца истории" Геродота, Диодора Сицилийского, Плутарха. Однако научное изучение египетской религии началось лишь после того, как в 1822 г. гениальный француз Франсуа Шампольон, "отец египтологии", сделал решающий шаг на пути дешифровки египетских иероглифов и тем самым раскрыл для науки новые, поистине необъятные сферы исследования.
"Тексты пирамид" - древнейшие заупокойные молитвы и гимны, описания деяний усопшего, начертанные на стенах царских усыпальниц в эпоху Древнего Царства, в первой половине III тыс. до н.э.,- позволяют утверждать, что известный в настоящее время египетский пантеон в то время в целом уже сформировался. Начало Древнего Царства, когда из множества мелких княжеств образовались сначала два царства (Верхний и Нижний Египет), а затем единое централизованное государство, большинство ученых относит к рубежу IV-III тыс. до н. э. С этого времени и начинается история единой египетской религии. Испытав определенный упадок во времена Среднего Царства (конец III - начало II тыс. до н. э.), она расцвела в эпоху Нового Царства и дожила до середины I тыс. н. э.
Разумеется, религия не могла оставаться неизменной на протяжении столь длительного времени. Менялось многое. Египетский пантеон в разные эпохи возглавляли разные божества, соответственно приходили в упадок одни святилища и воздвигались другие. Видел Египет в середине II тыс. до н. э. и попытку вести единобожие (знаменитая реформа Эхнатона - Аменхотепа IV). И все-таки это была одна и та же религиозная система. Даже завоевание Египта другими народами не изменяло основу богопочитания. После того как Египет в IV веке до н. э. стал частью империи Александра Македонского, а в I в. до н. э. был завоеван римлянами, богам завоевателей и местным божествам пришлось уживаться вместе, нередко передавая свои функции друг другу (это вообще характерно для эпохи эллинизма).
Лишь когда христианство стало преобладающей религией во всем Средиземноморье и на Ближнем Востоке, мир египетских богов уступил место новой вере.
Фараон - бог на земле.
Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести, как царь, король или император. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом. Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились, как к богу. Его имя не произносилось всуе. Сам термин "фараон" появился из словосочетания двух египетских слов пер-аа, что означало "дом великий". Так говорили о фараоне иносказательно, чтобы не называть его по имени.
По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплощением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора. Полное имя фараона состояло из пяти частей, так называемая титулатура. Первой частью титулатуры было имя фараона как воплощение бога Хора. Второй частью было имя фараона как воплощения двух владычиц - богини Верхнего Египта Нехбет (изображалась в образе коршуна) и богини Нижнего Египта Уаджет (в образе кобры). Иногда здесь добавлялось "устойчивое явление Ра". Третьей частью имени было имя фараона как "золотого Хора". В четвертую часть входило личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта.
К примеру, личное имя фараона Тутмоса III было Мен-Хепер -Ра. И, наконец, пятой частью титулатуры было то, что можно примерно перевести, как отчество. Оно предварялось словами "сын Ра", а затем следовало второе имя фараона, например Тутмос-Нефер-Хепер. Именно оно обычно и служило официальным именем фараона.
Также считалось, что фараоны появляются от брака царицы, жены фараона с каким-либо божеством. Родство в династии фараонов велось по материнской линии. Правили не только мужчины-фараоны. В истории известна царица Хатшепсут. В всех египетских храмах живого фараона воспевали, как бога, молились за его здравие и благополучие. С молитвами к богам обращался и сам фараон. В представлении самих египтян фараон представлялся как богочеловек. Считалось, что между богами и фараонами существовал нерушимый договор. Согласно нему боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, а фараон со своей стороны обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и тому подобное. Единственный из смертных он имел доступ к богам. Иногда фараон лично участвовал в начале земледельческих работ, что носило священный характер. Он бросает в Нил свиток с приказом начать разлив, он начинает подготовку почвы для посева, первым срезает первый сноп на празднике жатвы и возносит благодарственную жертву богине урожая Рененут. В Египте постоянно велась борьба за престол Верхнего и Нижнего Египта. Важную роль в ней играли жрецы. Иногда они основывали новую династию фараонов. Часто фараоны были марионетками в руках верховного жреца. Борьба шла почти без перерыва. При ослаблении государства сразу поднимали голову сепаратистские настроения в различных областях Египта.
Царица Нефертити,
XIVв. до н.э.,
Германия, Музей Берлин-Далем Статуя фараона Аменемхета III,
XIXв. до н.э.,
ГМИИ, Россия Пирамиды Хефрена, Хеопса, Микерина,
зодчий Хемиун и др.,
2900-2800 до н.э.,
Египет, Гиза Жрец Аменхотеп и жрица Раннаи,
XVIв. до н.э.,
ГМИИ, Россия Тутмес III,
1480 до н.э.,
Британский музей
Лондон, Англия
Самая древняя пирамида — пирамида фараона Джосера — была воздвигнута около пяти тысяч лет назад. Ее строитель Имхотеп был архитектором, врачом, астрономом, писателем, советником фараона, на протяжении многих веков считался величайшим мудрецом древности, о нем складывали легенды, его труды и книги в течение тысячелетий имели огромный авторитет. Имхотепа считали магом и волшебником, а в поздние времена он был обожествлен, в его честь сооружались храмы и возводились статуи. Место, выбранное Имхотепом для строительства комплекса пирамиды Джосера, находится на краю плоскогорья, откуда открывался прекрасный вид на Мемфис. Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров. Стена была усилена башнями и разделена плоскими выступами, в ней было четырнадцать ворот, настоящими были только одни. Если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты...
Подробнее о шедеврах архитектуры и скульптуры древнего Египта...>
Зиккурат,
строители неизвестны,
III тыс. до н.э.
Ирак, Ур Царская охота, Рельеф Дворца Ашшурбанапала,
VIIв. до н.э.,
Ирак Зиккурат,
строители неизвестны,
III тыс. до н.э.
Ирак, Чога-Замбиле Зиккурат Этеменанки - Вавилонская башня (макет),
зодчий Арадаххеш
VII-VIвв. до н.э.
По-разному называли эту древнейшую страну, но одно имя оставалось у нее неизменным — Месопотамия. Так называли ее греки, и значит, это — Междуречье, то есть область между двух рек, Евфратом и Тигром. Обе реки для Месопотамии — то же самое, что плодородный Нил для Египта. С марта по сентябрь разливаются они, неся мощные потоки воды с гор, и увлажняют землю, испещренную каналами искусственного орошения. Так происходит сегодня, так происходило и много веков назад. С давних времен реки изменили свое русло, но когда-то они были ближе друг к другу, чем теперь. И в том месте, где они сближались больше всего, на левом берегу Евфрата стоял город Вавилон. Впервые упоминания о Вавилоне встречаются в легенде об аккадском царе Саргоне (2400 год до н.э.), подавившем восстание в подвластном ему городе. В древности местные жители называли Вавилон «Вабили» («Врата бога»), греки трансформировали это название в Вавилон, иракцы же до сих пор пишут и произносят это слово как «Бабилон»...
Подробнее о шедеврах архитектуры и культуры Месопотамии...>
Дворец-лабиринт,
зодчий Дедал(?)
нач. II тыс. до н.э.
Крит, Кносс Дворец Лабиринт Минотавра,
архитектор Дедал(?)
нач. II тыс. до н.э.
Крит, Кносс Дворец Лабиринт Минотавра,
архитектор Дедал(?)
нач. II тыс. до н.э.
Крит, Кносс Дворец-лабиринт,
зодчий Дедал(?)
нач. II тыс. до н.э.
Крит, Кносс
Миф рассказывает, что в этом лабиринте царь Минос скрывал тайну своей неверной жены Пасифаи, которая, воспылав страстью к священному белому быку, родила чудовище Минотавра — получеловека-полубыка. Дедал выстроил Лабиринт с такими запутанными ходами, что никто не мог найти из него выход. Каждые семь лет афиняне должны были присылать в жертву Минотавру семь юношей и семь девушек. Так было уже дважды, но в третий раз Тесей, сын Эгея, вызвался добровольно отправиться в Лабиринт, чтобы сразиться с чудовищем. Он победил Минотавра, а дорогу назад нашел благодаря прикрепленной у входа нити, которую дала ему Ариадна, дочь Миноса...
Подробнее о шедеврах архитектуры эгейской культуры...>
Список литературы:
1. Н.Г.Грибунина“История мировой художественной культуры”, Тверь , 1993 год.
2. В.И.Кузнецова“История Древнего Востока”,Москва ,“Высшая школа”, 1979 год.
3. В.Семенов “Культура Древнего Египта”, Москва , 1975 год.
4. Жданов В.В. Проблема времени в древнеегипетской мысли / В.В. Жданов // Вопросы философии. - 2003. - N2. - С. 152-160
5. Культурология: Курс лекций: Учеб. пособие / под ред. А.А. Радугина, 1996. - 398 с
6. Винкельман, И. И. История искусства древности: малые сочинения /Винкельман И.И. - СПб. : Алетейя, 2000. - 800 с.
7. История Востока: в 6 т. /. - М. : Восточная литература РАН, 2000 - Т.1 : Восток в древности: научное издание. - 688 с.