Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 22:32, творческая работа
Описание
Для египетской религии характерно длительное существование первобытных представлений.Многочисленные божества, почитавшиеся в различных местностях, олицетворяли различные природные силы и общественные явления. Некоторые боги в древности почитались египтянами в виде животных или птиц. Одним из наиболее почитавшихся животных в Египте был бык. Он издревле воспринимался как олицетворение производящей силы и плодородия. Большое распространение получил культ навозного жука, которого античные писатели называют скарабеем.
Для
египетской религии
характерно длительное
существование первобытных
представлений.Многочисленные
божества, почитавшиеся
в различных местностях,
олицетворяли различные
природные силы и
общественные явления.
Некоторые боги в
древности почитались
египтянами в виде
животных или птиц. Одним
из наиболее почитавшихся
животных в Египте
был бык. Он издревле
воспринимался как
олицетворение производящей
силы и плодородия.
Большое распространение
получил культ
навозного жука, которого
античные писатели называют
скарабеем. В процессе
осмысления явлений
природы возник образ
жука, толкающего перед
собой солнечный
диск. С различными
богами были связаны
священные кошки,
обезьяны, змеи, ихневмоны.
После смерти трупы
священных животных
и птиц мумифицировали,
затем укутывали
в пелены и помещали
в гробы с изображением
погребенного животного
на крышке. Во многих
местах Египта найдены
обширные кладбища животных.
Особое
место занимали культ
правящего царя и
официальное обожествление
царской власти -
одна из важнейших
черт египетской религии.
С древнейших времен
фараон считался богом
во плоти.Уже в
Древнем царстве
фараона начинают
считать сыном
Ра, а его имя
в надписях и на
папирусах окружать
защитным кольцом. Смерть
и состояние после
смерти считали продолжением
земного существования,
причем толковали
это настолько
буквально, что существовали
специальные заклинания,
которые должны были
отвратить в загробном
мире смерть от человека,
уже умершего на земле.
Общение живых
с покойными происходило
не только во время
жертвоприношений и
молитв, но и в
виде письменных обращений
к умершим с
различными жалобами
и просьбами. Возможность
вмешательства мертвых
в дела живых считалась
делом обыденным.
Существовала твердая
вера в то, что
умерший может
помочь в несчастье
или навлечь бедствия.
АРХИТЕКТУРА
Каменная
архитектура Египта,
о чем свидетельствуют
дошедшие до нас памятники
древней египетской
цивилизации, служила
в первую очередь потребностям
религии. Жилые дома,
в том числе и дворцовые
сооружения, строились
из легких и недолговечных
материалов, только
храмы богов и комплексы
гробниц возводились
из камня, были сделаны
очень прочно, строились
на века. Естественно,
что именно эти каменные
сооружения выдержали
испытание временем
и дошли до наших дней,
иногда почти в первозданном
виде. Именно эти памятники
Древнего Египта сохранили
особенности древнеегипетской
архитектуры.
Скульптура
Скульптура
Древнего Египта имела
ритуальное значение
и была связана
с культом мертвых.
Основные черты скульптуры
сложились в эпоху
Древнего царства: симметрия
и фронтальность
в построении фигур,
четкость и спокойствие
поз наилучшим
образом соответствовали
культовому назначению
статуй. В пирамидах,
в специальном
помещении — сердабе,
обязательно помещали
статую умершего на
случай, если что-то
случится с мумией. Непременным
условием было изображение
фигуры целиком, либо
стоящей с выдвинутой
вперёд левой ногой —
поза движения в вечности,
либо сидящей на кубообразном
троне, либо в позе «писца»
со скрещенными ногами
на земле. У фараонов
были мощные тела и бесстрастные
лица, сохранявшие, однако,
портретные черты. Мужские
фигуры окрашивали в
кирпично-красный цвет,
женские — в желтый.
Волосы на прямо поставленных
головах всегда были
черными, а одежды белыми.
Исключение составляли
так называемые "гизехские
головы",
отличающиеся от канона.
В
статуях поражает
техника изготовления
глаз. Египтяне фиксировали
на них особое внимание
путём сильного подкрашивания
пастой, в которую
добавляли толчёный малахит.
Глаза статуй, делали
из разных материалов:
в бронзовую оболочку,
соответствующую по
форме орбите и образующие
края век, вставляли
кусочки алебастра,
имитирующего белок,
и горного
хрусталя —
для зрачка. Делалось
это египтянами для
того, чтобы скульптура
выглядела живой, ведь,
скульптура, исходя
из религиозных представлений
египтян, была воплощением Ка изображаемого человека.
В древнем Египте существовало 3
типа рельефов: 1.Слегка
выпуклый. 2.Слегка углубленный. 3.Врезанный
контур при нетронутом
фоне.
Рельеф
От
Древнего царства
дошло большое
число гробничных
изображений. В это
время окончательно
складываются тематика,
схемы расположения
сцен, основные композиции.
Происхождение главных
сюжетов связано
с культовыми потребностями.
Изображение мертвого
перед жертвенным
столом и перечисление
жертв как бы подкрепляло
и увеличивало
те действительные дары,
которые приносились
в гробницу. Со временем
рельефы занимают
все больше места,
расширяется тематика.
Постоянны сцены
принесения даров, заклания
жертвенных животных;
как расширение этих
сюжетов появляются
сцены земледелия,
рыболовства, охоты
на Ниле и в пустыне.
Древние
египтяне знали два
вида рельефа: выпуклый
и врезанный, углубленный
внутри контура. Все
фигуры и фон обычно
раскрашивались, так
что стены превращались
в ковры цветных
изображений. Все
изображаемые люди и
предметы мыслились
живущими и требовали
телесной полноты. Поэтому,
как правило, мастера
заботились о том,
чтобы избегать пересечений
хотя бы у главных
фигур, а отдельные
сцены располагали
поясами, одну над
другой. Со Среднего
царства художники
стали широко использовать
художественные возможности
росписи, а со временем
в некоторых случаях
даже отказывались от
контуров, добиваясь
этим особой живописности.
Письменность
В
Египте благодаря
хозяйственным требованиям
система письменности
сложилась уже
к Раннему царству.
Состав знаков показывает
этапы развития древнего
письма. Знаки египетского
письма были рисуночными
и звуковыми, выражавшими
один или более
согласных. Звуковыми
знаки становились,
когда рисунок
перестал передавать
лишь смысл слова,
но начал использоваться,
как в ребусе, и
для передачи самих
входивших в это
слово звуков. Хотя
для каждого отдельного
звука (согласного, так
как гласные не
выписывались) был
выработан знак, на
алфавитное письмо египтяне
не перешли никогда.
Как правило, пользовались
смешанной изобразительно-звуковой
системой, т.е. к рисуночному
знаку приписывали
знаки-"буквы",
которые содержались
в слове. В конце
слова ставили
знак, который не
читался, но пояснял
его смысл. Так, слово вн ("открывать")
передавали рисунком
зайца вн, знаком
водын и изображением
двери. Как определитель
абстрактных понятий
египтяне использовали
знак свитка папируса
Иероглифическое
письмо (как его назвали
греки, от слов "священный"
и "резать") чаще
всего использовалось
для монументальных,
резанных на камне надписей,
хотя иероглифы постоянно
встречаются и на других
материалах. Для хозяйственных
целей применялось скорописное -
иератическое ("жреческое";
так его называли греки)
письмо; этим же шрифтом
писали литературные
произведения и научные
книги. Внешний облик
знаков со временем
изменялся. В Позднем
периоде распространилось
демотическое письмо,
возникшее из беглой
поздней иератики. Оно
использовалось для
бюрократических нужд,
но перешло и в литературные
и религиозные папирусы
и даже на камень.
ЛИТЕРАТУРА
Наряду
с архитектурными
комплексами и
предметами декоративно-прикладного
искусства значительное
место в искусстве
Древнего Египта занимала
также и литература.
Основными литературными
жанрами были заупокойные
тексты, гимны, любовные
песни, дидактические
произведения и сказки.
Первым
образцом заупокойных
текстов были так называемые
«Тексты
пирамид».
Египтяне верили, что,
начертанные на стенах
пирамиды, обеспечат
благополучие и счастливую
жизнь фараона в загробном
мире. Первые записи
были сделаны по велению
фараона V династии Униса в XXII
веке до н. э. на стенах
его пирамиды, что положило
начало традиции. Иероглифы
окрашивали в зеленый
цвет. «Тексты
пирамид»
содержали также легенды
об Осирисе и Исиде,
о борьбе Ра со
змеем Апопом.
В Египте появились
и первые сказки, причем
притчи, изложенные
в Евангелиях,
по содержанию перекликаются
со «Сказками о верховных
жрецах Мемфиса»,
где рассказывается
о необычайных похождениях
старшего сына Рамсеса
IIСатни-Хемуасе,
верховном жреце бога Птаха,
и о его сыне Са-Осирисе.
НАУКА
Уже
в Древнем царстве (не
без связи с
практикой мумификации)
накопилось много
знаний в области
анатомии и медицины -
достаточно для появления
врачей различных
специализаций: глазных,
зубных, .хирургов и
т.дИз общественных
наук наиболее важными
были достижения в
области исторических
знаний: сохранились
записи последовательности
царствований и главнейших
событий. Существовали
специальные словники,
а также пособия,
по которым египетские
писцы учились
аккадскому языку.
В
Египте были созданы
специальные учебные
заведения, так называемые "дома
жизни", по мнению
некоторых ученых - нечто
вроде скрипториума,
где составлялись священные
книги и, по-видимому,
велись изыскания в
области медицины.
Древние
египтяне внесли существенный
вклад в астрономию,
создав солнечный
календарь, столь
совершенный, что
мы с некоторыми изменениями
пользуемся им и сейчас.
Год делили на три
сезона по четыре месяца.
Тридцатидневный
месяц делился
на декады. В году
было 36 декад, посвященных
особым божествам - созвездиям.
В конце года добавлялось
пять дней. Другой большой
вклад в астрономию -
это деление суток
на 24 часа. Уже во
время Нового царства
были известны водяные
и солнечные часы.
Египтяне создавали
карты неба, группируя
звезды в созвездия.
Велись наблюдения и
за планетами. Египетская
математика возникла
из потребностей делопроизводства
и хозяйственной
жизни. Египтяне пользовались
десятеричной непозиционной
системой счета, в
которой употребляли
специальные знаки
для обозначения
чисел 1, 10, 100 и т.д.
Оперировали простыми
дробями только с
числителем 1.
В
525 г. Египет стал частью
Персидской империи.
Затем страну завоевал
Александр Великий (356-323
до н. э.). Его
преемником стал один
из его военачальников -
Птолемей, чья династия
правила вплоть до 30
г. до н. э. Птолемеи оставались
греками по языку
и культуре, и этот
период отмечен постепенной
эллинизацией Египта.
Конец
независимости Египта
пришел со смертью Клеопатры,
и хотя некоторые египетские
культы оказали заметно
влияние на религиозное
брожение позднеримского
мира, старая египетская
цивилизация постепенно
угасла, и на смену ей
пришла греко-римская
культура.