Культура Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:01, творческая работа

Описание

Китайская культура - одна из древнейших. Еще в 3-м тыс., до н. э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры.
Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования первого государства Шан - Инь, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ. Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины. Входы в подземные Захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов).

Работа состоит из  1 файл

Культура Др. Китая.docx

— 670.69 Кб (Скачать документ)

      Министерство  спорта, туризма и молодежной политики РФ.

      Чайковский  государственный институт физической культуры.

      Кафедра философии и социально - гуманитарных наук. 
 
 
 

      Доклад  на тему:

      «Культура Древнего Китая» 
 
 
 
 
 
 

      Выполнил: студент 43 гр., СОТ

      Щукин С. А.

      Проверил: ст., преподаватель

      Батакова  Н. В. 
 
 

      Чайковский 2011

      Китайская культура - одна из древнейших. Еще в 3-м тыс., до н. э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры.

      Наиболее  древним периодом китайской цивилизации  считается эпоха существования  первого государства Шан - Инь, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ. Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины. Входы в подземные Захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов).

      Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь.

      

      Рис.1. Китайская письменность.

      Широкие улицы городов государства Чжоу (где могли проехать девять колесниц) протянулись с севера на юг и с  запада на восток. Появилась первая картина на шелке: женщина, над которой  дерутся дракон и феникс; В XI-VI вв. до н. э. формируется поэтическое собрание народных песен и ритуальных гимнов "Шицзин". Правительственные чиновники собирали народные песни как информацию о качестве правления. В собрание включены и произведения, показывающие, как небо наказывает неумелого правителя (последнего царя Шан-Инь) и возводит на трон достойного, просвещенного Вэнь-вана -- первого царя династии Чжоу Этический канон, который складывается в "Шицзин", вполне оформляется в конфуцианстве. 

      Во  время ранней императорской эпохи  Древний Китай внес в мировую  культуру такие открытия как компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно в Китае в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной  технике - пушки и стремена. Были изобретены механические часы и произошли  технические усовершенствования в  области шелкоткачества.

      

      Рис.2. коконы тутового шелкопряда

      В математике выдающимся китайским достижением  было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа р, открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Древние китайцы были образованными астрономами, составили одну из первых в мире звездных карт.

      Поскольку древнекитайское общество было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные в первую очередь с  использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития в Древнем Китае достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических  прогнозов, математика, физика и гидротехника в их инженерном использовании.

      Важным  оставалось также строительство  фортов, направленное, прежде всего  на охрану внешних границ империи  от вторжений воинственных кочевников с Севера. Китайские строители  прославились грандиозными сооружениями - Великой китайской стеной (IV--III вв. до н. э.), протянувшейся сначала  на 750, затем на 3000 км. и Великим каналом. Стена высотой от 5 до 10м и шириной 5--8м сооружалась из дерева и тростника и лишь позднее была облицована камнем.

      Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла значительных результатов. В Древнем Китае впервые была написана «Фармакология», впервые стали  проводить хирургические операции с применением наркотических  средств, впервые применили и  описали в литературе методы лечения  иглоукалыванием, прижиганием и  массажем. Древнекитайские мыслители  и лекари разработали оригинальное учение о «жизненной энергии». На основе этого учения была создана философско-оздоровительная система «ушу».

      

      Рис.3. Оздоровительное (лечебное) ушу.

      Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится, прежде всего к тому хорошо известному феномену, который на уровне обыденного сознания давно уже получил достаточно точное название -- «китайские церемонии». Конечно, в любом обществе и тем более там, где существуют восходящие к глубокой древности традиции, немалое место занимают жестко сформулированные стереотипы поведения и речи, исторически сложившиеся нормы взаимоотношений, принципы социальной структуры и административно-политического устройства. Но если речь идет о китайских церемониях, то все отступает в тень. И не только потому, что в Китае сеть обязательных и общепринятых норм поведения была наиболее густой.

      

      Рис.4. Китайская чайная церемония.

      Только  в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения  уже в древности были решительно выдвинуты на первый план и так  гипертрофированны, что со временем заменили идеи религиозно-мифологического  восприятия мира, столь характерные  почти для всех ранних обществ. Демифологизация  и даже в немалой степени десакрализация этики и ритуала в древнем  Китае имели следствием формирование уникального социокультурного «генотипа», бывшего на протяжении тысячелетий основным для воспроизводства и автономного регулирования общества, государства и всей культуры древнего Китая.

      Это имело для Китая далеко идущие последствия, В частности, место  мифических культурных героев заняли искусно демифологизованные легендарные  правители древности, чье величие  и мудрость были теснейшим образом  связаны с их добродетелями. Место  культа великих богов, прежде всего  обожествленного первопредка Шанди, занял культ реальных клановых и семейных предков, а «живые боги» были вытеснены немногими абстрактными божествами-символами, первым и главным среди которых стало безлично-натуралистическое Небо. Словом, мифология и религия по всем пунктам отступали под натиском десакрализованных и десакрализующих этико-ритуальных норм на задний план. Этот процесс нашел свое наиболее полное и яркое завершение в учении Конфуция.

      Рис.5. «Есть смысл изменять только себя. Я ЕСМЬ Конфуций».

Информация о работе Культура Древнего Китая