Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:32, доклад
История Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых древних цивилизаций у
Месопотамии и Египте (IV - III тыс. до н э). Она вызывает особый интерес благодаря возникновению своеобразных и знаменитых памяток культуры, которые накопило человечество от неолита к бронзовому и железному веку.
Переход от родоплеменной культуры к первым цивилизациям проходил в первую очередь там,
где были благоприятные природные условия. Именно благоприятные природные условия
субтропической зоны Ближнего Востока стали причиной того, что именно в долинах рек Тигру, Евфрату и Нилу сформировались раннеклассовые цивилизации и их первые государства. Со временем они возникали в долинах рек Хуанхэ, та Янцзы в Китае, Инду и Гангу в Индии. .
Культура Древнего Востока
История
Древнего Востока берет свое начало от
возникновения самых древних цивилизаций
у
Месопотамии
и Египте (IV - III тыс. до н э). Она вызывает
особый интерес благодаря возникновению
своеобразных и знаменитых памяток культуры,
которые накопило человечество от неолита
к бронзовому и железному веку.
Переход от родоплеменной
культуры к первым цивилизациям проходил
в первую очередь там,
где были благоприятные
природные условия. Именно благоприятные
природные условия
субтропической
зоны Ближнего Востока стали причиной
того, что именно в долинах рек Тигру, Евфрату
и Нилу сформировались раннеклассовые
цивилизации и их первые государства.
Со временем они возникали в долинах рек
Хуанхэ, та Янцзы в Китае, Инду и Гангу
в Индии. .
Культура Древнего Египта
Цивилизация
Древнего Египта насчитывает более
3000 лет. В конце ІУ тис до н э
в Юго- Восточной Африке, в низовьях
реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое
государство Египет, которое стало
одним с самых великих (больших)
центров мировой культуры.
Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта
принято делить на три периода: первый
- Древний (2800 - 2250 гг. до н.э.) , второй - Среднее
Царство (2050 - 1700 гг. до н.э.) , третий - Новое
Царство (1580 - 1070 гг. до н.э.). Соответственно
выделяют и три периода в развитии его
культуры. Уже в древнем и Среднем царствах
были созданы уникальные памятки культуры
гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та
Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе
и фараона Аменемхета ІІІ и множество
художественны достижений (скарбы) из
гробниц Хенеку и Хени. Пирамида Хеопса
по размерам не имеет себе равных среди
каменных сооружений целого мира (высота
146 м, длина основы каждой грани 230 м.). Это
действительно необыкновенный памятник
неограниченной власти фараона и каторжной
роботы рабов.
Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, отдавали им почести, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. Сохранялись целые кладбища баранов, кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался "сыном солнца" с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от власти времени и земной реальности.
В
Новом Царстве расцвела архитектура
храмов. В то же время широко проводилось
сооружение святилищ (храмов). Самыми известными
есть храмы
Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко
от Фив.
Собраний тысячелетиями опыт древнеегипетской
культуры через Грецию и Рим обогатили
Западноевропейскую и мировую цивилизацию.
Культура Месопотамии
Месопотамская цивилизация возникла на Ближнем Востоке на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат, в ІУ тыс. до н э. На юге Месопотамии, где широко проводилось с/х, развились древние города-государства Ур, Урук, Киш, Эриду, Ларса, Ниппур и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров. Это справедливо и в прямом и в переносно значении этого слова: здесь изготовлялись из золота предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие. Культура шумеров произвела большое впечатление на последующий прогресс на только в Месопотамии, а ай всего человечества. Шумерам принадлежит важные открытия: они первыми научились изготовлять цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система счисления (счеты).
Мир духовной культуры шумеров основан на мифологии. В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты.
Жрецы вычислили протяжность (длину) года (365 дней, 6 часов, 15 мин, 41 сек.). Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалось для укрепления власти над народом, составления религиозно- мистических ритуалов и организации руководства государством. Жрецы и маги использовали знания о движении звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение событий в государстве. Они были тонкими психологами, умелыми экстрасенсами, гипнотизерами. В духовной культуре шумеров осталось еще много неразгаданного.
Достаточно высокая художественная культура шумеров. Отличаются красотой и художественным совершенством их архитектура и скульптура. В Уруке был построен комплекс священных сооружений - заккуратов, которые стали центром духовной культуры. В Шумере хорошо развилась скульптура, а также искусство пластики в металле: впервые золото использовалось в комбинации с серебром, бронзой и костью.
В словесном искусстве шумеры первыми применил способ беспрерывного рассказа о событиях. Это дало возможность создать первые эпические сочинения, самое известное из которых - эпическая легенда "Гильгамеш".
В
конце ІІ тыс. до н. э. шумеры ассимилировались
из вавилонянами. Расцветает древнее
рабовладельческое государство
Вавилон, которое просуществовало
до УІ в до н э. Вавилонская, халдейская
и ассирийская цивилизации
Культура Древней Греции
В
истории культуры древней Греции исследователи
выделяют следующие периоды:
• эгейский или крито-
• героический илигомеровский (
• архаический (VІІІ-VІ вв. до н.э.),
• классический (V-ІV до н.э.),
• эллинистический (период от начала
похода Александра Македонского на Восток
до завоевания Римом Египта
- последняя треть ІV-І вв. до н.э.).
В
12-13 вв. до н.э. в Греции состоялся
распад первобытного строя и появилось
патриархальное рабовладельчество, которое
в 8-6 вв. до н. э. стало основой экономической
и политической жизни общества. Возникло
товарно-денежное хозяйство, которое сосредоточилось
в рабовладельческих городах-государствах
(полисах). Ключевую роль в это время сыграли
два города-государства - Афины и Спарта.
Борьба между ними за власть окончилась
победой Спарты в Пеллопонейской войне
(431-404 до н.э.). В 146 г. до н.э. территория Греции
была включена в состав Римской империи.
В Древнегреческих полисах сформировалась
могучая духовная культура, которая оказала
большое влияние на развитие цивилизации
многих стран мира. Сегодня мы используем
слова, понятия, названия, имена, выражения
которые дошли до нас именно из культуры
Древней Греции.
Основой общественной жизни в античных
государствах был полис, то есть город-государство
который объединял город и окружающие
земли с селами.
Полис был самостоятельной политической,
хозяйственной и культурной единицей,
объединение свободных граждан. С 6 в до
н э у большинства полисов установилась
демократическая форма правления, которая
охраняла права всех граждан, делала их
сознательными и активными участниками
политической жизни.
Почти все граждане полисов были грамотными.
Городами-государствами управляли коллективно
их свободные граждане. Это была своеобразная
рабовладельческая демократия, она воспитала
у греков особенное мировосприятие, потому
что общественным идеалом стал свободный
и политически активный человек.
Именно
такой человек был главным
объектом и смыслом культуры. Герой
египетской, месопотамской или индийской
культуры сильный своей загадочностью,
сверхъестественностью, связью с небом
и его стихийными силами, герой же культуры
Древней Греции - реальный человек. Даже
греческие боги имеют человеческое подобие,
владеют человеческими достоинствами
и способностями: они ошибаются, ссорятся,
ревнуют, клевещут и т.п.
Отсюда отсутствие в греческом искусстве
желание вписывать сооружение и скульптуры
в природную среду. Образцом того удачного
вписывания в ландшафт есть комплекс Акрополя
в Афинах. Или же скульптура Афродиты Милосской.
За Гераклитом, в греческой культуре человек
рассматривается как смертный БОГ, а БОГ
- как бессмертный человек (антропоморфизм).
Такая
черта пронизывает не только искусство,
но и философию, науку, мифологию, все
мировоззрение. Уже ранние философские
системы Анаксилеандра, Парменида, Пифагора,
Демократа, Гераклита, "логосу", диалектики
в строении мира. Знаменитое выражение
Гераклита о том, что дважды невозможно
войти в одну и туже речку, стало со временем
исходной точкой разработки диалектики
как принципа философского мышления. В
древней греческой философии берут начало
материалистическая атомистическое учение
(Демократ) и идеализм (Сократ и Платон).
В Древней Греции возникла новая отрасль
знаний - история. "Отец истории" Геродот
зачал летописно-описовую форму изучения
общества. Аристотель в научной работе
"Политика" сформировал первую теорию
государства. Греческий ученый Эвклид
заложил основы геометрии, Архимед - механики.
Древняя Греция - это родина европейского
театра. В конце 5 начало 4 века до н.э. театры
были уже во все больших греческих городах.
"Театр" - греческое слово, в переводе
обозначает "Место для зрелищ".
В Греции один раз в 4 года проводились
всенародные спортивные соревнование
- игры (в г. Олимпии). За легендой, Олимпийские
игры основал знаменитый герой Геракл.
Первые игры - 776 г. до н. э. Они проводились
с тех пор 1000 лет, к тому времени когда
их запретили по требованию христиан (4
в. н. э.). Возобновили их в 1896 г. С тех пор
они стали всемирными и проводятся в разных
странах по очереди.
В архитектуре греки славились колоннами
или статуями-колонами.
Известные греческие скульпторы - Физий,
Мирон, Поликлет и др. Греки никогда не
изображали некрасивых людей, они считали
изображать нужно лишь красоту. Самые
известные статуи "Дискобол" Мирона,
"Афродита Милосская" неизвестного
скульптора, статуя Аполлона Бельведерского
и "Геракл с львом" Лиссиппа.
Культура Древнего Рима
Во 2-м веке до н. э. (146 г.) Греция оказалась под властью Рима. Прежде всего Рим позаимствовал весь пантеон греческих богов, сменил их имена на римский лад, скульптуры и художники старательно копировали греческие образцы, поэты и драматурги переписывали сюжеты неповторимой греческой поэзии и драмы. Влияние греческой культуры было настолько сильное, что сначала, после завоевания Эллады, римская наука стала двуязычной. В римских образованных семьях принято было разговаривать наряду с латинским еще и греческим языком. Только со временем римские филологи разработали лексическую и синтаксическую системы латыни настолько, что ей можно было передавать все тонкости всесторонне развитого греческого языка.
В
развитии культуры Древнего Рима можно
выделить такие основные периоды:
1. этрусский VІІІ-ІІ в до н. э.
2. "царский" VІІІ-УІ в до н. э.
3. Римской республики 510-31 гг. до н. э.
4. Римской империи 31 гг. до н. э. - 476 г
н. э.
В
1-2 в.в. постепенно расцветает римская
культура, в первую очередь гражданское
строительство.
В 75-80 гг. н. э. в Риме был построен знаменитый
Колизей, который стал известной памяткой
староримской архитектуры. За назначением
- это большой амфитеатр (высота 48,5 м, в
плане - эллипс, оси которого 190 и 156 м) для
проведения гладиаторский сражений, цирковых
зрелищ.
В
первой четверти 2 века н. э. создана
еще одна памятка архитектуры - Пантеон.
Активно строили и другие сооружения:
арки, лазни, термы, форумы, палацы, крепостные
стены. Рим обрел солидного и роскошного
вида.
Значительного развития обрели санитария,
гигиена, право, которые стали гордостью
Рима. Расцвели живописное искусство,
поэзия, театр.
Для
укрепления своей власти римские
императоры широко использовали разнообразные
массовые зрелища. Цезарь в 46 году приказал
выкопать на Марсовом поле озеро, на котором
было организовано сражение между сирийским
и египетским флотами. В ней брало участие
2000 гребцов и 1000 матросов. А император
Клавдий устроил на Фуцинском озере битву
Сицилийского и Родосского флотов с участием
19000 человек. Эти зрелища впечатляли своими
масштабами и пышностью, убеждая зрителей
в могуществе правителей Рима.
В 476 году Рим был захвачен вестготами
и вандалами. Так отошла в историю Римская
империя и ее культура.
Искусство древнего Рима как продолжение древнегреческого искусства
Информация о работе Культура Древнего Рима, Древней Греции, Египта и Месопотамии