Культура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:01, аттестационная работа

Описание

Античная культура и цивилизации развивались в рамках истории «вечного Рима» - государства, прошедшее путь от крестьянской общины на р. Тибр до мировой державы – владыки всего мира. Наивысшего расцвета античная культура достигает во времена Римской цивилизации.

Работа состоит из  1 файл

введение.docx

— 53.41 Кб (Скачать документ)

     Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные формы греческих атлетов  всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину, набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе, сосредоточены. Римские мастера в скульптурных портретах концентрировали внимание на личных, индивидуальных особенностях человека.

     Система римских архитектурно-пластических образов глубоко противоречива. Компактность форм в них только кажущаяся, искусственная, вызванная, видимо, подражанием  классическим образцам эллинов. Отношение  римлян к форме, объему, пространству совершенно иное, нежели у греков, основанное на принципе прорыва границ и рамок, на эксцентрической, а не концентрической  динамике художественного мышления. В этом смысле римское искусство - качественно новый этап эстетического  освоения человеком реальности. Тяготение  римских художников к классическим эллинским формам, вызывающее ощущение двойственности римских памятников, воспринимается сейчас как проявление своего рода реакции на заявлявшие о себе новшества. 
Осознавшаяся римлянами утрата цельности художественных форм нередко заставляла их создавать постройки громадные по размерам, порой грандиозные, чтобы хоть этим восполнить противоречивость или ограниченность образов. Возможно, именно в связи с этим римские храмы, форумы, а нередко и скульптурные произведения значительно превосходили размерами древнегреческие.

     Важный  фактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства, - огромное пространство его поля действия. Динамичность и постоянное расширение территориальных  рамок древнеримского искусства  со включением в его сферу уже  в V веке до н.э. этрусских, италийских, галльских, египетских и других форм, с особенным значением греческих, -- не может быть объяснено только свойствами римского художественного  потенциала. Это процесс, связанный с развитием общеевропейского искусства, в котором римское начало играть роль особенную -- интерпретатора и хранителя художественного наследия античной эпохи при одновременном выявлении собственно своих римских принципов. В римском горниле сплавлялись различные художественные ценности, чтобы в итоге появилась совершенно новая, не исключавшая, однако, традиций античности, средневековая эстетическая практика. От пиренейских берегов Атлантического океана до восточных границ Сирии, от Британских островов до Африканского континента племена и народы жили в сфере влияния художественных систем, которые диктовались столицей империи. Тесное соприкосновение римского искусства с местным приводило к появлению своеобразных памятников. Скульптурные портреты Северной Африки поражают по сравнению со столичными экспрессивностью форм, некоторые британские -- особенной холодностью, почти чопорностью, пальмирские -- свойственной восточному искусству затейливой орнаментикой декоративных украшений одежд, головных уборов, драгоценностей. И все же нельзя не отметить, что к середине I тысячелетия н.э., в конце античности, в 
Средиземноморье дали о себе знать тенденции к сближению различных эстетических принципов, в значительной степени определившие культурное развитие раннего средневековья.

     Конец римского искусства формально и  условно может быть определен  падением Империи. Вопрос же о времени  возникновения римского искусства - весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н.э. высокохудожественных произведений этрусков и греков способствовало тому, что только начинавшее формироваться римское искусство оказывалось незаметным. Ведь долгое время, c VIII до VI в.в. до н.э., Рим был небольшим поселением среди множества других италийских, этрусских и греческих городов и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого, куда уходят истоки римского искусства, сохраняются фибулы с латинскими именами, цисты и такие монументальные бронзовые изваяния, как Капитолийская волчица. Вряд ли поэтому правомерно начинать историю искусства древнего 
Рима, как это иногда делают, с I в. до н.э., не учитывая хотя и небольшой количественно, но очень важный материал, который со временем, нужно думать, будет возрастать.

     Периодизация  римского искусства -- одна из самых  сложных проблем его истории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления  архаикой, время расцвета -- классикой и кризисные века -- эллинизмом, историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий.

     Однако  далеко не всегда смена династий или  императора влекла за собой изменение  художественного стиля. Поэтому  важно определить в развитии римского искусства границы его становления, расцвета и кризиса, принимая во внимание изменение художественно-стилистических форм в их связи с социально- экономическими, историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами.

     Если  наметить основные этапы истории  древнеримского искусства, то в общих  чертах их можно представить так. Древнейшая (VII - V вв. до н.э.) и республиканская  эпохи (V в. до н.э.-I в. до н.э.) -- период становления  римского искусства. В этих широких  временных границах медленно, часто  в противоборстве с этрусскими, италийскими, греческими влияниями формировались  принципы собственно римского творчества. Из-за недостатка вещественных материалов, весьма слабого освещения этого  длительного периода в древних  источниках дифференцировать более  детально этот этап невозможно. В VIII - V вв. до н.э. римское искусство еще не могло соперничать не только с развитым художественным творчеством этруссков и греков, но, очевидно, и с достаточно отчетливо заявлявшей о себе художественной деятельностью италиков.

     Расцвет римского искусства приходится на I -II вв. н.э. В рамках этого этапа  стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период -- время Августа, первый период -- годы правления Юлиев - 
Клавдиев и Флавиев, второй -- время Траяна, поздний период -- время позднего Адриана и последних Антонионов. Времена Септимия Севера, как ранее Помпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует считать переходными. С конца правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства.

     Все художественное творчество Европы от средневековья до наших дней несет  на себе следы сильного воздействия  римского искусства. Внимание к нему всегда было очень пристальным. В  идеях и памятниках Рима многое поколения  находили нечто созвучное своим  чувствам и задачам, хотя специфика  римского искусства, его своеобразие  оставались нераскрытыми, а казались лишь позднегреческим выражением античности. Историки от Ренессанса до ХХ века отмечали в нем различные, но всегда близкие  их современности черты. В обращении  итальянских гуманистов XV - XVI вв. к  древнему Риму можно видеть социально-политические (Кола ди Риенцо), просветительско-моралистские (Петрарка), историко-художественные (Кирияк Анконский) тенденции. Однако сильнее всего воздействовало древнеримское искусство на архитекторов, живописцев и ваятелей Италии, по-своему воспринимавших и трактовавших богатейшее художественное наследие Рима. В XVII в. древнеримским искусством заинтересовались ученые других европейских стран. Это было время интенсивного сбора художественного материала, период "антикварный", сменивший гуманистический, ренессансный. Революция XVIII в. во Франции пробудила внимание французских ученых и художников к римскому искусству. Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию. И.Винкельман, в отличие от деятелей "антикварного" периода, выступил представителем просветительской философии своего времени, создателем истории древнего искусства. Правда, он еще относился к римскому искусству как к продолжению греческого. В конце XVIII - начале XIX в. древнеримским искусством начали заниматься уже не частные лица, а государственные учреждения Европы. Финансировались археологические раскопки, основывались крупные музеи и научные общества, создавались первые научные труды о древнеримских произведениях искусства.

     Попытки философского осмысления сущности и  специфики древнеримского искусства  были сделаны в конце XIX в. Ф.Викгофом и А.Риглем.

 

     Заключение.

     Итак, в своей работе я попытался  проследить основные вехи развития римской  культуры и ответить на вопрос о  роли заимствованней. Мне кажется, что  говорить о римском наследии как  о заимствованном не справедливо. Слишком много своего было привнесено римской цивилизацией, в противном случае не был бы так велик интерес к ней сегодня. Что же касается кризиса империи, то мы видим, что основные причины скрывались внутри самого общества, а, следовательно, частично и в культуре, им насаждаемой. Искусство, вслед за обществом нуждалось в коренных переменах, в притоке новых сил и идей для своего возрождения и обновления, но ход истории нельзя изменить, и некогда могущественная империя пала от рук варваров. Захватчиков активно поддержали порабощенные народы рабы, что лишний раз подтвердило глубокий кризис внутри общества. В ходе работы я узнал много новых интересных фактов, которые и попытался отразить наиболее полно.

     Так или иначе, искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель  современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части  мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме  того, искусство римского времени  оставило множество замечательных  памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры  и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает  спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках  народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в  грандиозной империи. Римское государство  очень сложно. Ему единственному  выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли  в основу христианского искусства  Нового времени.

     Латынь, язык древних римлян и всех подвластных  им народов, сделалось основой романских  языков, а также языком науки и  католической церкви. Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лег в основу славянских языков. Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции, Италии. Восхищаясь своими современными писателями, скульпторами, полководцами мы и сейчас сравниваем их с великими античными героями.

 

     Использованная  литература:

     1. Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998г.

     2. Парандовский Я. Мифология. М., 1971

     3. Герман Н. Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990

     4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1992

     5. Интернет энциклопедия «Википедия»

Информация о работе Культура Древнего Рима