Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:01, аттестационная работа
Античная культура и цивилизации развивались в рамках истории «вечного Рима» - государства, прошедшее путь от крестьянской общины на р. Тибр до мировой державы – владыки всего мира. Наивысшего расцвета античная культура достигает во времена Римской цивилизации.
Тот
же принцип проявлялся и в скульптуре.
Пластичные формы греческих атлетов
всегда представлены открыто. Образы,
подобные молящемуся римлянину, набросившему
на голову край одеяния, большей частью
заключены в себе, сосредоточены.
Римские мастера в скульптурных
портретах концентрировали
Система
римских архитектурно-
Осознавшаяся римлянами утрата цельности
художественных форм нередко заставляла
их создавать постройки громадные по размерам,
порой грандиозные, чтобы хоть этим восполнить
противоречивость или ограниченность
образов. Возможно, именно в связи с этим
римские храмы, форумы, а нередко и скульптурные
произведения значительно превосходили
размерами древнегреческие.
Важный
фактор, воздействовавший на характер
древнеримского искусства, - огромное
пространство его поля действия. Динамичность
и постоянное расширение территориальных
рамок древнеримского искусства
со включением в его сферу уже
в V веке до н.э. этрусских, италийских,
галльских, египетских и других форм,
с особенным значением
Средиземноморье дали о себе знать тенденции
к сближению различных эстетических принципов,
в значительной степени определившие
культурное развитие раннего средневековья.
Конец
римского искусства формально и
условно может быть определен
падением Империи. Вопрос же о времени
возникновения римского искусства - весьма
спорный. Распространение на территории
Апеннинского полуострова в I тысячелетии
до н.э. высокохудожественных произведений
этрусков и греков способствовало тому,
что только начинавшее формироваться
римское искусство оказывалось незаметным.
Ведь долгое время, c VIII до VI в.в. до н.э.,
Рим был небольшим поселением среди множества
других италийских, этрусских и греческих
городов и поселений. Однако даже из этого
отдаленного прошлого, куда уходят истоки
римского искусства, сохраняются фибулы
с латинскими именами, цисты и такие монументальные
бронзовые изваяния, как Капитолийская
волчица. Вряд ли поэтому правомерно начинать
историю искусства древнего
Рима, как это иногда делают, с I в. до н.э.,
не учитывая хотя и небольшой количественно,
но очень важный материал, который со временем,
нужно думать, будет возрастать.
Периодизация римского искусства -- одна из самых сложных проблем его истории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время расцвета -- классикой и кризисные века -- эллинизмом, историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий.
Однако
далеко не всегда смена династий или
императора влекла за собой изменение
художественного стиля. Поэтому
важно определить в развитии римского
искусства границы его
Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих чертах их можно представить так. Древнейшая (VII - V вв. до н.э.) и республиканская эпохи (V в. до н.э.-I в. до н.э.) -- период становления римского искусства. В этих широких временных границах медленно, часто в противоборстве с этрусскими, италийскими, греческими влияниями формировались принципы собственно римского творчества. Из-за недостатка вещественных материалов, весьма слабого освещения этого длительного периода в древних источниках дифференцировать более детально этот этап невозможно. В VIII - V вв. до н.э. римское искусство еще не могло соперничать не только с развитым художественным творчеством этруссков и греков, но, очевидно, и с достаточно отчетливо заявлявшей о себе художественной деятельностью италиков.
Расцвет
римского искусства приходится на I
-II вв. н.э. В рамках этого этапа
стилистические особенности памятников
позволяют различить: ранний период
-- время Августа, первый период -- годы
правления Юлиев -
Клавдиев и Флавиев, второй -- время Траяна,
поздний период -- время позднего Адриана
и последних Антонионов. Времена Септимия
Севера, как ранее Помпея и Цезаря, при
этом, очевидно, следует считать переходными.
С конца правления Септимия Севера начинается
кризис римского искусства.
Все художественное творчество Европы от средневековья до наших дней несет на себе следы сильного воздействия римского искусства. Внимание к нему всегда было очень пристальным. В идеях и памятниках Рима многое поколения находили нечто созвучное своим чувствам и задачам, хотя специфика римского искусства, его своеобразие оставались нераскрытыми, а казались лишь позднегреческим выражением античности. Историки от Ренессанса до ХХ века отмечали в нем различные, но всегда близкие их современности черты. В обращении итальянских гуманистов XV - XVI вв. к древнему Риму можно видеть социально-политические (Кола ди Риенцо), просветительско-моралистские (Петрарка), историко-художественные (Кирияк Анконский) тенденции. Однако сильнее всего воздействовало древнеримское искусство на архитекторов, живописцев и ваятелей Италии, по-своему воспринимавших и трактовавших богатейшее художественное наследие Рима. В XVII в. древнеримским искусством заинтересовались ученые других европейских стран. Это было время интенсивного сбора художественного материала, период "антикварный", сменивший гуманистический, ренессансный. Революция XVIII в. во Франции пробудила внимание французских ученых и художников к римскому искусству. Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию. И.Винкельман, в отличие от деятелей "антикварного" периода, выступил представителем просветительской философии своего времени, создателем истории древнего искусства. Правда, он еще относился к римскому искусству как к продолжению греческого. В конце XVIII - начале XIX в. древнеримским искусством начали заниматься уже не частные лица, а государственные учреждения Европы. Финансировались археологические раскопки, основывались крупные музеи и научные общества, создавались первые научные труды о древнеримских произведениях искусства.
Попытки философского осмысления сущности и специфики древнеримского искусства были сделаны в конце XIX в. Ф.Викгофом и А.Риглем.
Заключение.
Итак, в своей работе я попытался проследить основные вехи развития римской культуры и ответить на вопрос о роли заимствованней. Мне кажется, что говорить о римском наследии как о заимствованном не справедливо. Слишком много своего было привнесено римской цивилизацией, в противном случае не был бы так велик интерес к ней сегодня. Что же касается кризиса империи, то мы видим, что основные причины скрывались внутри самого общества, а, следовательно, частично и в культуре, им насаждаемой. Искусство, вслед за обществом нуждалось в коренных переменах, в притоке новых сил и идей для своего возрождения и обновления, но ход истории нельзя изменить, и некогда могущественная империя пала от рук варваров. Захватчиков активно поддержали порабощенные народы рабы, что лишний раз подтвердило глубокий кризис внутри общества. В ходе работы я узнал много новых интересных фактов, которые и попытался отразить наиболее полно.
Так
или иначе, искусство Древнего Рима
оставило человечеству громадное наследие,
значимость которого трудно переоценить.
Великий организатор и
Латынь, язык древних римлян и всех подвластных им народов, сделалось основой романских языков, а также языком науки и католической церкви. Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лег в основу славянских языков. Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции, Италии. Восхищаясь своими современными писателями, скульпторами, полководцами мы и сейчас сравниваем их с великими античными героями.
Использованная литература:
1. Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998г.
2. Парандовский Я. Мифология. М., 1971
3. Герман Н. Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990
4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1992
5.
Интернет энциклопедия «