Культура Древнего Востока. Индобуддийский тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:19, контрольная работа

Описание

На протяжении многих веков Индия привлекает внимание европейских историков, философов, этнографов, оставаясь при этом едва ли не самой загадочной и экзотической страной со сложной и самобытной культурой, в которой соединились различные политеистические и монотеистические религии, сложные этнические и общественные отношения, художественные практики. Может показаться, что культура Индии не заслуживает особенного внимания, потому что в ней общественное неотделимо от духовного, духовное от политического.

Содержание

Введение 3

Раздел 1 Индобуддийский тип культуры

1.1. Индоарии. Ведическая культура индоариев. Комментарии к Ведам 4

Раздел 2 Социальная структура варны и касты. Мир и человек в системе ценностей брахманизма, буддизма и индуизма (понятия «сансары», «кармы», «нирваны»)

Заключение 12

Список литературы 13

Работа состоит из  1 файл

Культурология.docx

— 45.70 Кб (Скачать документ)

Индуизм

Как   религиозный   феномен   индуизм    отличается    сложностью    и

противоречивостью, если не сказать больше -  запутанностью  и  хаотичностью.

Серьезную  историко-культурную  проблему  представляет   собой   уже   самое

определение  термина  "индуизм".  До   сих   пор   нет   удовлетворительного

определения и  даже  объяснения,  что  же  относить  к  собственно  индуизму,

каково содержание и границы этого понятия.

      За несколько тысячелетий своей  истории  индуизм  сложился  как  синтез

социальной  организации,  религиозно-философской  доктрины  и  теологических

воззрений.   Он   пронизывает   все   сферы   жизни   своего    приверженца:

мировоззренческую, социальную, юридическую, поведенческую  и т.д., вплоть  до

глубоко интимных сфер жизни. В этом смысле, индуизм  является не только и  не

столько  религией,  сколько  образом   жизни   и   целостным   поведенческим

стандартом.

      Сложнейшая религиозная система  индуизма гибко и податливо   сочетает  в

себе самые  противоположные  крайности  и  умело  приспосабливается  к  самым

разнообразным общественным и  политическим  условиям,  сохраняя  необычайную

пестроту,  яркость  и  жизнестойкость.   Умея   соединять   несоединимое   и

облекаться  в  самые  причудливые  формы,  индуизм   обладает   удивительной

способностью  порождать новые секты и течения, которые при этом  не  вступают

в  противоречие  с  его  основным  мировоззренческим  ядром,   и,   как   бы

возрождаться  из самого себя.

      Однако вся эта пестрота и,  казалось  бы,  несовместимые   противоречия

существуют в  единых общих рамках, которые  позволяют  говорить  об  индуизме

как   о   самостоятельной   и   цельной   религиозной   системе   с   общими

мировоззренческими   установками.   При   всей   кажущейся   аморфности    и

расплывчатости, индуизм всегда оставался исключительно  стабильным.  Подобно

магниту, он втягивал в свое поле другие культы, поглощал,  в  той  или  иной

форме, чужих  богов, приспосабливал к своим  нуждам  и  взглядам  иные  мифо-

ритуальные воззрения  и, тем самым, обеспечивал себе  прочное  и  долговечное

существование,  выдержав  конкуренцию  с  буддизмом  и  другими   религиями,

существовавшими на территории индийского субконтинента.

      Для  западного  понимания   и  чувств,  индуизм   остается   чуждым   и

непривычным многими чертами и особенностями: он не отвечает нашим привычным

стереотипам, выработанным иудео-христианскими религиями.

      Прежде   всего,   он   не   является    конфессиональной,    логически

организованной   системой,   специфические   черты   которой   можно   легко

перечислить и, тем самым, выявить его  своеобразие.  Индуизм  -  конгломерат

самых разнообразных  идей, течений, сект, направлений,  которые  сосуществуют

в пределах некоего  целостного образования и радикально не  противоречат  его

базовым установкам. В индуизме нет и  не  может  быть  еретических  форм  (в

привычном нам  христианском смысле), противостоящих  истинной  ортодоксальной

вере. В нем  нет и доктринальных ересей, так  как нет  четкой  зафиксированной

единой центральной  доктрины. Каждая форма и каждый культ обладает  известной

этической ценностью.

      Как  религиозному  мировоззрению,  индуизму  присущ  плюрализм,  и  он

проявляется  не  только  в  духовных  дифференциациях,  но  и  в  социальных

(кастовая система), а также в пространственных и временных: они сказываются

во множестве  локальных традиций и в приурочивании  религиозной жизни ко  всем

возрастам человека. Множественные характеристики объединяютсяя общим руслом

традиционной  культуры и принципами жизни, обязательными  для всех индусов.

      Политеистический   характер   индуизма   демонстрируется   не   только

многообразием  культов,  объектов  почитания   и   обилием   мифо-ритуальных

комплексов, но и совершенно особым отношением  индуизма  к  другим  культам.

При соприкосновении  с ними, он, подобно зыбучим  пескам,  поглощал  их,  тем

самым обеспечивая себе  широкое распространение и в пространстве,  и во

времени.

      С точки зрения  привычных   европейских  стандартов,  индуизм   выглядит

логически неорганизованным и бессистемным. Но, с точки  зрения  традиционной

индийской культуры,  он  имеет  системность  совершенно  особого  рода:  она

связана  с мифологическим  субстратом  и сохраняет   во   многом   колорит

архаической эпохи. Индуизм можно трактовать как  систему  знаков  и  символов

культуры, несущих  в себе древние традиции, развивающие  и  сохраняющие  их  в

разных исторических условиях.  В индуизме  не  были  "забиты"  последующими

культурными   традициями   и   наслоениями   многие   принципы   организации

архаической культуры с ее главным акцентом на  ритуально-магической  стороне

и приверженностью  к  мифологическому  мышлению.  Эта  особенность  индуизма

сквозит во многих его  чертах  и  проявляется,  в  частности,  в  его  ярком

игровом начале.

      Индуизм не знал, и по сию пору, не знает единой организации (наподобие

христианской  церкви) ни в  местном,  ни  в  общеиндийском  масштабе.  Храмы,

которые стали  строить в Индии, примерно, в  конце  периода  древности,  были

автономными образованиями  и не  подчинялись  какому-либо  высшему духовному

лицу, облеченному  саном. Разного  рода  жрецы,  учителя-ачарьи,  наставники-

гуру  обслуживали  и  сейчас  обслуживают  отдельные  семьи,  секты,  царей,

частных лиц  и т.п., но они никогда  не  были  организационно  связаны  между

собой; не являются таковыми и сейчас. За всю историю  существования  индуизма

никогда не созывались всеиндийские соборы, которые  устанавливали  бы  общие

нормы, принципы и правила поведения или кодифицировали тексты.

      Индуизм чужд и прозелитизма: стать индуистом нельзя, им  можно   только

родиться.  Главным  для  индуиста  было  и   остается   следование   древним

традициям, заповедям  предков  и  соблюдение  ритуально-поведенческих  норм,

которые, согласно преданиям, были возвещены богами, запечатлены  в  мифах  и

подтверждены авторитетом священных текстов.

      Знакомство с основными характеристиками  индуизма важно не  только  для

профессиональной  религиоведческой  подготовки.  Оно  раскрывает   некоторые

новые  теоретические  положения  и  дает  сведения  о  совокупности  фактов,

полезных и  необходимых  при  сравнительном  анализе  религий,  а  также  при

овладении искусством понимания людей с иным образом мыслей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Завершая работу можно прийти к выводу, что в  самом названии индо-буддийской культуры содержится указание на присущее ей соединение двух великих религий Востока: первобытной по происхождению, языческой религии индуизма и буддизма - одной из трех главных мировых религий, потерпевшей полное поражение в индийском обществе (хотя и оказавшей на него влияние), но овладевшей воображением многих народов к востоку от Индии.

В основе системы  ценностей индо-буддийской культуры лежит представление об Абсолютном духе, внешним выражением которого является земной мир. На первом месте стоит достижение мудрости и святости: быть брахманом, служить брахманам, учится у брахманов. На второй ступени - действие. Особенно ценятся люди, которые выполняют необходимые общественные функции. К величайшим ценностям индо-буддийской культуры относятся преемственность и следование традиции, отказ от насилия живому даже в мыслях, благоговение перед жизнью, преклонение перед природой.

Для индо-буддийской системы ценностей, картины мира характерно слияние религии, философии и научного знания. Она проникнута религиозно-философским раздумьем о внутреннем мире человека, реальности и нереальности его существования, поисками истины и ее значения для праведной жизни, смерти и бессмертия. Индийских ученых, мыслителей не интересовали логические основы построения научного знания, теоретизирования, их больше занимали тайны вселенной и практические вопросы вычисления, измерения, составления календаря и т.п. Поэтому особым почетом в Древней Индии пользовались такие области знания, как астрономия, математика и медицина.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Арнольдов  А.И. Введение в культурологию. - М., 1994.

2. Воскобойников  В.Н. История мировой и отечественной  культуры: Учебное пособие. - М., 1995.

3. Гуревич П.С.  Культурология. - М., 1996.

4. Ерасов Б.С.  Культура, религия и цивилизация  на Востоке. - М., 1990.

5. История мировой  культуры / Научная разработка и  сост.Ф.С. Капицы; Под ред. Л.В.  Кашинской, В.В. Славкина. - М., 1996.

6. Корнев В.П.  Буддизм - религия Востока. - М., 1990.

7. Культурология.  Основы теории и истории культуры / Под ред. И.Ф. Кефели. - СПб., 1996.

8. Рерих Н.К.  Мир через культуру. - М., 1991.

9. Розанов В.В.  Религия и культура. - М., 2001.

10. Росс Ф., Хиллс Т. Великие религии человечества. - М., 1999.

11. Эррикер К. Буддизм. - М., 1999.

12. Яковлев Е.Г.  Искусство и мировые религии:  Учебное пособие для студентов. - М., 1985.  
 
 

Информация о работе Культура Древнего Востока. Индобуддийский тип культуры