Культура Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:54, контрольная работа

Описание

Славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, которое включает в себя такие народы как германские, балтийские, романские, греческие, иранские, арийские, занимавшие всю территорию от Индийского океана до Атлантического и от Ледовитого океана до Средиземного моря. Центром этого массива была территория нынешней Малой Азии. Примерно 4000 – 3500 лет назад произошло отделение праславянских племён от родственных им индоевропейских и расселение их на север. Славяне заняли значительные территории к северу от Чёрного моря. С запада на восток их территория простиралась полосой от Одера до низовий Дона.

Содержание

Введение
1. Культура Древней Руси
1.1 Религия Древних славян
1.2 Письменность и просвещение
1.3 Книгописание на Руси
1.4 Темы и жанры литературы
1.5 Архитектура и строительство
1.6 Живопись
1.7 Музыка
1.8 Декоративно-прикладное искусство
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контр ДрРусь.doc

— 902.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение

1. Культура Древней Руси

1.1 Религия Древних славян

1.2 Письменность и просвещение

1.3 Книгописание на Руси

1.4 Темы и жанры литературы

1.5 Архитектура и строительство

1.6 Живопись

1.7 Музыка

1.8 Декоративно-прикладное искусство

Заключение

Список использованной литературы

3

4

4

5

6

7

9

12

13

15

20

22

 

 

\


 

 

Введение

 

Славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, которое включает в себя такие народы как германские, балтийские, романские, греческие, иранские, арийские, занимавшие всю территорию от Индийского океана до Атлантического и от Ледовитого океана до Средиземного моря. Центром этого массива была территория нынешней Малой Азии. Примерно 4000 – 3500 лет назад произошло отделение праславянских племён от родственных им индоевропейских и расселение их на север. Славяне заняли значительные территории к северу от Чёрного моря. С запада на восток их территория простиралась полосой от Одера до низовий Дона.

 

 

 

1. Культура Древней Руси

1.1 Религия древних славян

 

В культуре древних славян центральное место занимала языческая религия. Она проявлялась в фольклоре, в мотивах северной вышивки, в скульптуре, в зодчестве (коньки на крышах домов), в узелковой письменности славян. Язычество – это, прежде всего, форма освоения человеком природы. Выделяют три этапа в развитии языческой культуры на Руси: сначала славяне поклонялись упырям и берегыням, затем - Роду и Роженицам, в последствии таким богам, как Перун, Хорс, Мокша, Велес и др.

Упыри – злые духи (вампиры, оборотни, ожившие мертвецы), подстерегают и нападают на людей по ночам, сосут у них кровь и причиняют прочие неприятности.

Берегыни – добрые духи, помогающие людям и ведущие постоянную борьбу со злыми духами.

Род и Роженицы – божества плодородия (появление подобных божеств говорит о переходе древних славян от кочевой жизни к оседлой). Род – творец вселенной, повелитель дождей, неба, огня и подземного царства. Вместе с ним 2 роженицы – богини плодородия. Каждый год 9 сентября отмечался праздник День Рода и Рожениц (праздник урожая). У Рода были помощники – Ярило и Купала. Ярило – молодой юноша на белом коне, бог весны. Купала – «плодотворящее божество лета».

Со временем на смену старым богам пришли новые:

Сварог – властитель неба и вселенной.

Сварожич (сын Сварога) – бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела.

Волос (Велес) – покровитель скота и скотоводов, праздник отмечался в начале января. К празднику выпекали печенья в виде зверей и надевали звериные маски и шкуры. Надо отметить, что, несмотря на кажущуюся незначительность, Велес являлся одним из центральных богов у славян.

Перун – повелитель грома и молний, покровитель воинов, а затем и главный бог. Каждый четверг считался его днём, по этому все работы старались начинать в четверг [1, c. 400].

 

1.2 Письменность и просвещение

 

Письменность существовала на Руси еще в дохристианский период. Доказательством наличия дохристианской письменности у славян является обнаруженная в 1949 г. в Гнездовских языческих  курганах под Смоленском разбитая глиняная корчага, на которой сохранилась надпись «гороухща» (горушна – сосуд для пряностей). Также обнаружены фрагменты надписей и цифровых расчетов на амфорах и других сосудах X в. в Тамани (древней Тмутаракани), Саркеле и причерноморских портах. Письменность на основе различных алфавитов (греческого, кириллического, рунического) использовало разноплеменное население древнейших городов, находившихся на важных торговых путях. Торговля стала той почвой, которая способствовала распространению по всей территории Руси приспособленной для славянской речи и удобной для письма кириллицы. Кириллица была разработана в IX в. Кириллом-Философом. Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его шипящими звуками древнееврейского алфавита и некоторыми буквами, созданными индивидуально (б, ж, ь, ы). Кириллический алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию к греческим. Буквы обозначали не только звуки, но и цифры. «А» - цифру 1, «В» - 2, «Р» - 100. И только в XVIII в. арабские цифры вытеснили буквенные [2, c. 52].

С принятием христианства начался письменный период культуры древней Руси. После крещения киевский князь Владимир приказал обучать детей писать и читать. Из жизнеописания игумена Киево-Печерской обители Феодосия известно, что в 1023 г. существовала школа для подготовки священнослужителей в Курске. В 1086 г. княгиня Анна Всеволодовна открыла при Андреевском монастыре в Киеве первую женскую школу на Руси, где ученицы обучались «писанию, ремеслам, пению, швению». В домонгольской Руси существовали школы во Владимире-на-Клязьме, Ростове, Полоцке, Галиче. В них изучали богословие, философию, риторику, грамматику на основе произведений античных авторов, византийской литературы, болгарских источников.

 

1.3 Книгописание на Руси

 

Первое упоминание о  книгописании на Руси относится ко второй четверти XI в. «Повесть временных лет» (1037 г.) сообщает об организации Ярославом Мудрым при киевском Софийском соборе работ по переводу богослужебных книг с греческого на старославянский язык и их переписке. Из рукописных книг XI-XII вв. сохранились единицы. Сенсационная находка в Новгороде фрагмента древнерусской Псалтыри, написанной на восковых дощечках (кодексах), историками датируется началом 990-х - концом 1010-х гг., хотя сама не содержит прямых данных о времени ее изготовления.

Переписка книг, по крайней  мере, до середины XVI в., оставалась исключительной прерогативой церкви. В XI-XIII вв. книжным делом занимались в основном представители среднего и низшего звена духовенства и их дети. Частое употребление в источниках конца XIII в. слова «писец» может свидетельствовать о том, что в это время происходило оформление книгописания как ремесленной специальности. Материалом для письма, книг и грамот на Руси в тот период служил пергамент – специально выделанная коровья, телячья или свиная кожа. Поскольку на изготовление одного пергаменного листа уходила одна шкура, производство книг, объем которых нередко превышал 200 листов, было делом весьма дорогостоящим.

Рукописные книги нарядно  оформлялись (рисунок 1). Перед текстом обязательно делали заставку – небольшую орнаментальную композицию в форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в тексте – «инициал» – украшали орнаментом, обычно инициал был красным. С тех пор говорят – «писать с красной строки». Завершался раздел «концовкой» – небольшим рисунком, например, изображением двух птиц, похожих на павлинов. Самым сложным видом иллюстрирования книги были миниатюры. Миниатюры писали художники на свободных от текста листах книги кистью. Чаще всего это были портреты заказчиков или авторов книги, иллюстрации к тексту. В XI-XIII вв. на Руси в обращении находилось около 130-140 рукописных книг, до нашего времени дошло около 80 [2, c. 347].

 

 
Рисунок 1 – Рукописные книги

 

1.4 Темы и жанры литературы

 

Книги в древней Руси читались обычно вслух, и принцип нормативности распространялся на все жанры литературы. Выбор жанра диктовался не столько индивидуальным замыслом автора, сколько целью его высказывания. Для богослужебного использования создавались торжественная или обличительная проповедь, поучение, гимнография (кондак, канон, тропарь), евангелие («Остромирово евангелие», «Мстиславово евангелие» и др.). Для благочестивого домашнего чтения – патерик, представлявший собой сборник коротких нравоучительно-занимательных рассказов (самый известный из них «Киево-Печерский патерик», составленный в ХШ в.), а также притчи («Притча о человеческой душе» епископа Кирилла Туровского. Если же книга была предназначена для отдыха от молитвенных и других трудов, то книжник прибегал к одному из менее строгих жанров – повести: о военных подвигах князей, о сказочных приключениях древних героев и проч. Свою специфику имели апокрифы – рассказы о видениях загробного мира («Хождение Богородицы по мукам»), о посещении земного рая («Сказание отца нашего Агапия»), о сотворении мира («Сказание, как сотворил Бог Адама»). Этот жанр древнерусской словесности – результат религиозной народной фантазии, представлений о Божественном космосе [3, c. 160].

Особое место в духовной культуре занимали летописи. Появление их относится к XI в., а составлялись они вплоть до XVII в. и являлись одним из самых ярких проявлений древнерусской культуры. Традиционно летописью в широком смысле слова называют историческое сочинение, в котором изложение велось строго по годам, начиналось словами «В лъто» и сопровождалось годовыми, календарными, а иногда и часовыми датами.

Подлинники первых летописей  не сохранились, но они восстанавливаются с определенной степенью достоверности на материале более поздних летописных сводов. В настоящее время в научный оборот введено более 200 летописных списков, которые включают в себя «погодные» записи, документы, фрагменты литературных произведений. Отдельные записи о памятных событиях велись на Руси с X в., перерастая в княжеские хроники и летописи монастырей. На основе этих сведений в конце XI в. в Киево-Печерском монастыре был составлен летописный свод «Временник», включавший в себя информацию об истории древнерусского государства, некоторые факты всемирной истории и данные о Киево-Печерском монастыре. Можно предположить, что автором «Временника» был инок монастыря Никита Печерский, ставший впоследствии митрополитом Киевским.

Ярчайшим примером древнерусского летописания по праву считается «Повесть временных лет», составленная около 1113 г. монахом Нестором.  Нестор-летописец был образованным человеком, он хорошо знал литературу разного происхождения, обладал обширными географическими познаниями. В своей летописи он использовал труды своих предшественников, а события конца XI - начала XII вв. описывал как очевидец. Летопись, наряду со сведениями о важнейших политических событиях, содержит много поэтических легенд и преданий: о призвании варягов, о походах князя Олега на Царьград и против хазар, о мести княгини Ольги древлянам за смерть князя Игоря и др.

 

1.5 Архитектура и строительство

 

Многообразная и богатая  русская архитектура надолго  сохранила силу художественного воздействия. Как и древнерусская литература, архитектура была связана с жизнью государства и важнейшие этапы ее развития в основном совпадают с периодизацией российской истории.

Дохристианская Русь имела древнюю традицию деревянного  зодчества. В жилищном строительстве  сложились два типа построек. На севере жилища были наземные, с деревянным полом, срубными стенами, двускатной крышей и большой печью, сложенной из камня. Южный тип жилища условно можно назвать полуземлянкой. Деревянные стены частично были присыпаны землей, печи были глиняные. Княжеские и боярские терема представляли собой несколько срубных помещений, соединенных крытыми переходами и покрытых высокими кровлями (рисунок 2). Парадную роль выполнял большой и светлый зал – гридница: место приема гостей и пиршеств князя и его дружины.

Рисунок 2 – Княжеский  терем в Древней Руси

 

Интенсивное развитие деревянного  зодчества было вызвано ростом городов в Киевской Руси. Летописи упоминают о постройке многочисленных городов, городцов, детинцев, кремлей. Если до середины XII в. археологами было обнаружено 37 городищ, то с середины XII - середины XIII в. было зафиксировано уже 425 остатков поселений. Резкое увеличение числа городских поселений происходило, прежде всего, за счет так называемых малых городов, площадь которых колебалась от 0,2 до 2 гектаров. Рост числа именно таких, укрепленных рвами и валами и обнесенных деревянными стенами, городов объясняется тем, что княжества, достигнув политической независимости, начинали укреплять свои границы. Так появились Москва, Тверь, Кострома, Нижний Новгород, Коломна, Полтава, первоначально не игравшие сколько-нибудь заметной экономической или политической роли, но выполнявшие функции порубежных крепостей.

С принятием христианства древнерусские мастера освоили  перенятую у византийских зодчих сложнейшую архитектурную конструкцию крестово-купольного храма. Одновременно шел процесс адаптации чужой культуры к местным традициям, начинались поиски собственной системы зодчества. Так, если первые каменные храмы Киева (Десятинная церковь, Софийский собор), Чернигова (Спасо-Преображенский собор), Полоцка (Софийский собор) техникой и особой нарядностью узорной кладки, образованной чередующимися рядами камня и плинфы, ступенчатой пирамидальностью напоминали образцы византийской архитектуры, то постройки, возведенные в XI-XII вв. в Новгороде, демонстрируют уже вполне оригинальный вариант древнерусского зодчества.

Монументальной простотой, суровой пластической мощью выделяются 5-нефный 5-главый новгородский храм святой Софии (рисунок 3) (неф – вытянутое помещение, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов), монолитной цельностью и строгостью композиции – 5-купольный Николо-Дворищенский собор, 3-купольные соборы Антониева и Юрьева монастырей. Во второй половине XII в. на смену монументальным соборам в Новгороде пришли сравнительно небольшие, компактные 1-главые церкви: Георгия в Старой Ладоге, Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице.

 

Рисунок 3 – Храм святой Софии в  Новгороде

 

В XII в. местные архитектурные школы складывались в Чернигове, Овруче, Галиче, Смоленске, Полоцке.

Одна из ярких школ древнерусского зодчества – владимиро-суздальская, появилась в середине XII в. Независимая политика владимирских князей (особенно Андрея Боголюбского), стремившихся превратить Владимир в административный и духовный центр Северо-Восточной Руси, стимулировала невиданную вспышку строительной активности. Статичность и суровая скупость декора ранних построек сменились новыми архитектурными формами, в которых органически слиты классическое совершенство конструкций и строительной техники, ясность пропорций, богатство резного белокаменного декора. Сходство с романским искусством Европы характерно для кафедрального Успенского собора и суровых крепостных Золотых ворот во Владимире, пышно декорированного княжеского дворца в Боголюбово, стройной и изящной церкви Покрова на реке Нерль, торжественно-монументального, в верхних частях сплошь покрытого белокаменной резьбой Дмитриевского собора во Владимире. Искусство белокаменной резьбы достигло своей вершины в изощренном декоре последнего памятника владимиро-суздальской школы – Георгиевского собора в Юрьеве-Польском: сплошь покрывавшие его стены орнаментальные и сюжетные рельефы, многофигурные композиции воссоздавали христианско-славянскую картину мироздания [4, c. 227].

Информация о работе Культура Древней Руси