Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 08:18, реферат
Древнейшей мировой цивилизацией является Месопотамия (Междуречье), земли которой расположены между Тигром и Евфратом. Много народов прошло через Месопотамию. На юге обитали шумеры, вавилоняне, халдеи, на севере и западе – ассирийцы, арамеи. В отдельных районах Месопотамии удалось обосноваться и племенам-завоевателям. Это – кутии, семиты, касситы. Центр древнейшей цивилизации находится в древней Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, южная – Шумер. В северной части Месопотамии расположена Ассирия.
Содержание
1. Особенности культуры Месопотамии
2. Религиозно-мифологические представления.
3. Космогонические и антропогонические представления
4. Культ и его особенности
5. Письменность
7. Литература
8. Научные знания
9. Зикураты
В начале 1 тыс. до н.э. стали использовать деревянные таблички, покрытые воском. Такой метод существовал и в греко-римской традиции. Обнаружили и своего рода книги – соединенный ремнями набор таких табличек.
Писцы. Покровительницей этого ремесла была первоначально богиня Нисаба, потом бог – Набу. Искусство писцов передавалось от поколения к поколению. Образование и упражнения подготавливали писца к умению читать и писать любой вид текста. В учебную программу школ-академий эддуба входило большое количество предметов. Существовала специализация писцов. Процесс обучения начинался с изучения и написания простых знаков и групп знаков с постепенным переходом к более сложным словосочетаниям. Учащийся должен был копировать и учить наизусть произношение и чтение различных рядов и комбинаций знаков. Иногда ученик копировал таблички не только в учебных целях (для себя или учителя). Некоторым писцам с помощью учеников удалось собрать личное собрание табличек. Писцы школ, которые существовали при дворцах и храмах, были обеспечены и располагали свободным временем, это позволяло им интересоваться и заниматься различными темами. Так создавались коллекции табличек по различным научным темам – своего рода библиотеки. Библиотеки существовали в Ашшуре, в Султантене, в различных местах южной Месопотамии.
Наиболее известная библиотека находилась в Ниневии – библиотека Ашшурбанапала (669–633 гг. до н. э.). Она обнаружена в 1853 г. при раскопках деревни Куюнджик. Ашшурбанапал специально направлял людей в Вавилонию для поиска текстов. Некоторые тексты копировались по определенному стандарту. Некоторые тексты составлялись в нескольких экземплярах. Сохранились тексты, составленные на 150 табличках, на каждой такой табличке поставлен порядковый номер, заглавием служат начальные слова первой таблички. В библиотеке содержалось около 25 тысяч табличек. На полках книги размещены по определенным научным областям. Имелись тексты: исторического содержания (анналы, хроники); судебники; эпические поэмы; «научные тексты».
Интерес представляют созданные для учебных целей особые тексты, своеобразные словари-справочники. Эти тексты состоят из знаков, групп знаков, слов, расположенных на табличках вертикально узкими колонками. Такие списки знаков предназначались для обучения писцов написанию знаков и одновременно заполнению их произношения. Если знак имел несколько значений, то он упоминался такое количество раз, сколько значений насчитывал.
Эти древние списки оказывали помощь при расшифровке клинописи, установлении аккадской лексики и грамматики. Начали их публиковать еще в начале XX в. Значительная роль в публикации материалов такого рода принадлежит Бенно Ландсбергеру. Он систематизировал материалы, исследовал их форму, функции.
7. Литература
Для литературы Месопотамии нет такого четкого определения времени создания произведений как для египетской, поэтому целесообразно остановиться на наиболее значительных памятниках и распространенных жанрах.
Шумерская литература дошла до нас в основном в записях XIX–XVIII вв. до н.э. В 60-е годы XX в. американскими археологами был обнаружен большой архив источников, которые датируются XXVII–XXV вв. до н.э. (гимны, мифы, поучения). Это наиболее древние клинописные документы.
Для месопотамской традиции характерно наличие так называемых литературных каталогов. Наиболее древний из обнаруженных каталогов относится к I тыс. до н.э. Каталоги представляют собой списки, в которых зафиксированы названия произведений по первым строчкам текста. По всей вероятности там зафиксированы не все существующие литературные произведения, а те, которые являлись обязательным для чтения писцов. Грамотность в Двуречье была распространена не только среди представителей жреческих кругов. Литературные тексты найдены во многих частных домах. Шумерские каталоги отмечают 87 литературных произведений. Для некоторых из них указаны авторы, но часто в их качестве фигурируют полумифические личности, иногда божества.
До настоящего времени дошло 32 произведения из литературных каталогов. Всего исследователям известно около 150 памятников шумерской литературы. По жанрам это: стихотворные записи мифов; эпические сказания; молитвы; гимны царям и богам; псалмы; свадебно-любовные песни; плачи – погребальные, о народных бедствиях; из дидактических произведений – поучения, назидания; басни; пословицы и поговорки. Одним из древнейших поэтических произведений является "Эпос о Гильгамеше". Это первое литературно-художественное произведение в мире.
Вавилоно-ассирийская литература. Древнейшие памятники на аккадском языке датируются серединой 3 тыс. до н. э. Вытеснение шумерского языка аккадским не означало уничтожение шумерской культуры, происходило слияние культурных традиций. Это заметно и в мифологии. Все аккадские божества или шумерского происхождения, или отождествлялись с шумерскими.
Для вавилонской литературы также характерны литературные каталоги. В 1958 г. изданы У.Г. Лэмбертом. В каталогах иногда указывается и авторство текстов, но в некоторых случаях это далеко от правдоподобия – "записано из уст коня". В качестве примера авторского произведения является эпос "Об Этане", автором которого считается Лу-Нанна.
Наиболее значительное произведение – "Поэма о сотворении мира" («Когда вверху»), созданная на 7 табличках. Цель поэмы: оправдать возвеличение почти неизвестного до XIX–XVIII вв. до н.э. города Вавилона и его местного божества Мардука. Время создания поэмы – не ранее XVIII в. до н.э.
"Эпос о Гильгамеше". Эпос известен в различных списках: аккадских, вавилонских. Считается, что в образе Гильгамеша выступает историческая личность – царь города Урука. Но значительное внимание уделяется мифологическим сюжетам. Образ Гильгамеша оказал влияние на формирование образа Геракла, Самсона в Ветхом Завете. И вообще многое в библейских текстах становится понятным через шумерскую литературу: мифы и легенды в Библии связаны с древним Шумером, особенно первая книга Ветхого Завета "Бытие".
8. Научные знания
Медицина. По своему содержанию медицина в Месопотамии была народной. Использовали в основном различные местные травы, животные продукты (жир, кровь, кости, молоко). В текстах не упоминается о каких-либо редких и дорогостоящих веществах. Медицинские инструменты использовались только самые простейшие: шпатели, металлические трубки, ланцеты. Хирургические операции практически не производились (исключая кесарево сечение). В качестве медицинских направлений, подходах к лечению, к больному выделяются 2 направления: "практическое"; "научное". Жители Месопотамии верили в эффективность обоих способов, соединяющих и применение медикаментов, и использование магии. Между этими двумя способами не было четкого разделения: при использовании медицинского лечения использовали и магические процедуры, а при применении магических мер использовали и фармакопею. Магические элементы, применяемые практиком, состояли из коротких заклинаний, использовании магии чисел (7 капель лекарства).
Об уровне месопотамской медицины оставил свое свидетельство Геродот: "Вавилоняне выносили своих больных на рынок для того, чтобы узнать у прохожих, какие бы средства они предложили для лечения".
Математика. Существовало 2 вида математических текстов: математические таблицы и так называемые "проблемные тексты". Они получили распространение в старо-вавилонский и селевкидский периоды (4–1 вв. до н. э.). Математические таблицы предназначались для умножения и деления. Они также перечисляют квадраты и кубы, извлечение корня, использовались при вычислении сложных процентов.
"Проблемные тексты" содержат решение конкретных задач, либо перечислялось большое количество задач (число могло доходить до 200), перечисляются от простых до чрезвычайно сложных.
Астрономия. Что касается астрономии, то таких успехов как в математике месопотамцы достигли позже. Толчком для развития астрономии послужило введение в нее математических методов.
Еще в шумерских текстах появляются названия звезд и созвездий: Луна, Солнце, Сириус, Венера, Большая Медведица, Плеяды (звездное скопление в созвездии Тельца). Во II тыс. до н. э. велись астрономические наблюдения за исчезновением и появлением Венеры из-за Солнца, но в основном это было связано с составлением астрологических прогнозов. Позднее стали производиться и конкретные наблюдения: вычислялось положение планет, Луны, затмения; указывалось полнолуние и новолуние; составлен зодиак и разработаны правила для точного расчета лунно-солнечного календаря; изучались планеты – Юпитер, Венера, Меркурий, Марс, Сатурн.
Астрология. Основной источник астрологических текстов – библиотека Ашшурбанапала. Тексты подразделяются на 2 вида:
- астрологические отчеты. В соответствии с запросами царей изучались такие явления как гром, дождь, град, землетрясение, которые предвещали войну или мир, неурожай или потоп.
- гороскопы. Их наибольшее распространение относится к V–III вв. до н.э. Для человека с дня его рождения давался астрологический отчет и заканчивался предсказанием его будущего. Распространено было в основном в Вавилонии. Считается, что возник этот вид текстов без греческого влияния.
В целом для развития науки в Древней Месопотамии необходимо отметить: ее практическую направленность; использование магических ритуалов и действий.
9. Зиккураты
Впервые свидетельства о неповрежденной Вавилонской башне оставил Геродот – 5 в. до н. э. Разрушителем же ее считается Александр Македонский.
Изображалась Вавилонская башня по-разному. Одним из первых считается ее изображение в Салернском соборе, которое датируется XI в. В этом случае памятник представлялся в размере 2-х человеческих ростов. Питер Брейгель Старших в 1563 г., нарисовал Вавилонскую башню уже огромную по своим размерам. В дальнейшем башня в воображении, как обывателей, так и деятелей искусства продолжала увеличиваться в размерах, достигая небес.
В конце XIX в. в 1899 г. немецким археологом Колдевеем после 11-летних изысканий было обнаружено место, где находилась ранее Вавилонская башня – Э-Тэмен-ан-Ки («дом основы Небес и Земли»). Благодаря раскопкам английского археолога Леонарда Вулли зиккурата в городе Уре, а также на примере в Агар-Гуфе, стало возможным реконструировать действительный внешний вид Вавилонской башни. Считается, что по форме она являлась семи ступенчатой пирамидой. Первая ступень составляла 33 м, вторая – 18 м, остальные по 6 м, вверху располагался 15 м храм богу Мардуку. Общая высота составляет 90 м, которая равна длине стороны основания.
Литература
1. Мифы и легенды Древнего Двуречья. М., 1965.
2. Эпос о Гильгамеше. М.-П., 1961.
3. Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии / Сост. В.К. Афанасьева, И.М. Дьяконов. М., 1981.
4. Белицкий М. Забытый мир шумеров. М., 1980.
5. Государственные музеи Берлина. ГДР (Музеи мира). М., 1983.
6. Дандамаев М.А. Вавилонские писцы. М., 1983.
7. Дмитриева Н. Культура Древнего мира. М., 1979.
8. Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня: легенда и история. М., 1991.
9. Клима Й. Общество и культура древнего Двуречья. Прага, 1967.
10. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. Очерки. М., 1983.
11. Крамер С.Н. Мифология Шумера и Аккада // Мифология древнего мира. М., 1977.
12. Можейко И. 7 и 37 чудес. М., 1980.
13. Никольский Н.М. Культура Древней Вавилонии. Мн., 1959.
14. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. М., 1990.
15. Редер Д.Г. Мифы и легенды Древнего Двуречья. М., 1965.
16. Шамякiна Т. Культура Месопотамiї // Родна слова. 1997. № 1. С. 118–130; № 2. С. 127–143.
17. Якобсен Т. Сокровища тьмы. История религии. М., 1995.
Информация о работе Культура древних цивилизаций Мессопотамии