Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:09, контрольная работа
В данной контрольной работе рассмотрено становление культуры России, культура древних, восточных славян и языческой Руси, а также каковы были верования древних славян
Введение
1. Становление культуры России
2. Культура древних славян и языческой Руси
3. Культура восточных славян
4. Верования древних славян
5. Список литературы
4. Верования древних славян
Древние славяне - это язычники, обожествлявшие силы природы. Их основными богами являлись: Бог Рот - бог неба и земли; Перун - бог грома и молнии, а также войны и оружия; Волос или Велес - бог богатства и скотоводства; Дажь бог (или Ярило) - солнечное божество света, тепла и расцветающей природы. Очень важны были божества, связанные с теми силами природы, влияющими на земледелие.
Так же древние славяне очень почитали души предков, думая, что они находятся где-то в среднем небе «аере» - «Ирье» и очевидно, содействуют всем небесным операциям (дождь, туман, снег) на благо оставшимся потомкам. Когда в дни поминовения предков их приглашали на праздничную трапезу, то «деды» представлялись летающими по воздуху.
Готовые же продукты - каша и хлеб испокон веков были ритуальной пищей и обязательной частью жертвоприношения таким божествам плодородия, как рожаницы. Существовали специальные виды каши, имевшие только ритуальное назначение: «кутья», «коливо» (из пшеничных зерен). Варилась кутья в горшке и в горшке же или в миске подавалась на праздничный стол или относилась на кладбище в «домовину» при поминовении умерших. Имелись дома мертвых, как место общения с благожелательными предками.
В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.
Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера». Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам.
Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга.
Созданный при Владимире Святославовиче языческий пантеон – собрание основных языческих богов – также нельзя назвать общеславянским, в основном он состоял из южнорусских божеств, причем их подбор не столько отражал действительные верования киевлян, сколько служил политическим целям.
Список литературы
1. Алпатов М. В. Сокровища русского искусства. XI-XVI вв. Л., 1971;
2. Древнерусское искусство. Рукописная
книга. М., 1983;
3. История русской литературы X-XVII веков
/ Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1980;
4. Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики
и фрески XI-XV вв. М., 1973;
5. Лазарев В. Н. Русская иконопись. От истоков
до начала XVI в. М., 1983;
6. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М.,
1974;
7. Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура.
СПб., 1993;
8. Рыбаков Б. А. Из истории культуры Древней
Руси. М., 1984;
9. Скворцова Е. М. Теория и история культуры.
М., 1999;
10. «Слово о полку Игореве» и его время
/ Под ред. Б. А.Рыбакова. М., 1985;
11. «Слово о полку Игореве». 800 лет / Альманах
библиофила. М., 1986. Вып. 21.