Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 16:05, реферат
С точки зрения историков, Новое время — это понятие, имеющее строгие хронологические рамки. Его начало было ознаменовано событиями первой Английской буржуазной революции и бегством из Лондона Карла I (1640-1642), а завершение — франко-прусской войной и образованием Германской империи (1870-1871). Впрочем, по мнению отдельных историков, эпоха Нового времени завершилась несколько позднее, после окончания Октябрьской революции в России и Первой мировой войны (1917-1918). С точки зрения культурологов, Новое время как понятие не столь жестко конкретизировано и не связано с определенными историческими событиями. Оно начинается как минимум двумя десятилетиями ранее «исторического» Нового времени, в 1620-х гг. (а по некоторым данным — уже в конце XVI в.), и завершается на рубеже XIX-XX столетий либо продолжается до сих пор.
«Естественный
порядок» культуры Нового
времени
Культура Нового времени, готовая сознательно принять разумный «естественный порядок» вещей, имела, однако, далеко не однозначное представление о нем. В XVI-XVIII веках в европейских странах преобладающим было представление об «абсолютной монархии» как о наиболее естественной форме государственного устройства. В этом случае внимание общества сосредотачивалось на фигуре монарха, от которого ожидали твердого и справедливого волеизъявления, и на фигурах государственных сановников, вельмож, придворных, т. е. тех, чья воля служила исполнению воли государя. Такая модель государства имела вертикальную (иерархическую) структуру, в которой большинство населения, состоявшее из крестьян и бедных горожан, было охвачено законопорядком, но лишено социальной инициативы.
Классический пример монархии такого типа сложился во Франции в эпоху Людовика XIV, которому приписывают формулу «Франция – это я». Развитие абсолютизма шло по пути «просвещенной монархии», предполагавшей усиление роли образованного слоя общества в формировании воли монарха. Русская императрица Екатерина II может быть примером монарха, стремившегося к такому стилю правления.
Параллельно
с этой «придворно-аристократической»
формой культуры Нового времени, в XVII-XVIII
веках развивалось представление об иной
модели – «естественно-правовой», которая
опиралась на принцип равенства всех граждан
в их «естественных» правах на жизнь, свободу
и собственность. По этой модели власть
вырастала из самого общества в силу необходимости
согласовать частные и потому противоположные
интересы граждан. «Закон есть выражение
общей воли. Все граждане имеют право участвовать
лично или через своих представителей
в его образовании», – записано в историческом
документе эпохи Нового времени – «Декларации
прав человека и гражданина», принятой
Национальным собранием Франции 26 августа
1789 года. Делегируя правительству полномочия,
граждане брали на себя обязательство
подчиняться созданной ими власти. Закон
«должен быть равным для всех как в тех
случаях, когда он оказывает свое покровительство,
так и в тех случаях, когда он карает»,
– читаем мы в том же параграфе
Культура Нового времени исходит из
предположения, что вся Вселенная организована
законами, неотъемлемо присущими ей по
природе, познанными или еще не познанными
человечеством. Это предположение, правда,
не могло быть ни доказано, ни опровергнуто,
ибо никакой открытый и сформулированный
закон не может служить доказательством
существования не открытых еще законов.
В рамках анализируемой культуры предположение
о законосообразности мироздания было
предметом веры, принималось за очевидную
истину – единственно возможную и необходимую,
потому что для мира, мыслимого теперь
без единоправного управителя (Бога), с
человеческой точки зрения, необходим
был все-таки надежный источник порядка,
способный оградить мир от губительного
хаоса. Этим источником была, по представлениям
эпохи, всеобщая подчиненность мироздания
лежащим в нем самом законам.
С другой
стороны, сама эта принципиальная возможность
познавать истинное положение вещей, познавать
«законы Вселенной», усматривалась в том
обстоятельстве, что человеческий мозг,
порожден той же природой, подчинен ее
же законам и обладает разумом – способностью
усматривать свойства вещей и их взаимосвязи
независимо от собственного положения
и интереса, бескорыстно и объективно.
Эта способность разумного суждения врожденная
человеку и свойственная только ему, считалась
свойством, возвышающим человека из мира
живого, где поведение принижено тем, что
подчинено всегда конкретному практическому
интересу.
Разумное начало, или Разум – вот что в
культуре Нового времени считалось основанием
единства мира, объединившим живую и неживую
природу, человека и мир. «Природа разумна,
разум естественен» – таков символ веры
эпохи Нового времени. Пространство в
культуре Нового времени законосообразно,
разумно и естественно, т.е. зависимо только
от самого себя.
В пространстве культуры Нового времени,
где деятельность познания приобрела
небывалую в предшествующих культурах
значимость, возникла особая область –
наука, а «человек познающий» становится
героем культуры. Ученый, с его исходным
реализмом в отношении к миру, с его позицией
открытости и независимости суждений
ради установления истины путем эксперимента
и доказательства, как единственного ее
критерия, становится образцом трезвого
и практичного отношения к жизни для людей
любого рода занятий – в политике и военном
деле, в суде и в хозяйстве аристократа-землевладельца,
в войне, в мореплавании и торговле – даже
мелкой, лавочной. Не только ученый, но
каждый, кто действует по собственному
почину, на свой страх и риск, нуждается
в том, чтобы знать истину, т.е. действительное
положение дел, в которые он внедряется.
«Если под свободомыслящим, Вы понимаете
человека, свободно пользующегося своим
разумом и доискивающегося истины без
пристрастия и предубеждений, неизменно
приверженного к ней, Вы имеете в виду
мудрого и честного человека, и я стремлюсь
им быть», – писал в первой половине XVIII
века молодой английский аристократ лорд
Боллингброк в письме к Джонатану Свифту,
писателю, автору «Путешествий Гулливера».1Обособление познавательной
деятельности не отделяло ее от деятельности
созидательной, по крайней мере, в представлениях
классической поры Нового времени (XVII-XVIII
вв.), поскольку, в рамках этой
культуры
созидание мыслилось как
порядка. Герой этой культуры – в первую очередь самодеятельный индивид, осознающий свой долг и действующий ради установления разумного, значит, наилучшего, порядка жизни. Мир, в котором он действует, существует независимо от него, но этот мир открыт его разуму и чувствам и потому доступен человеческим усилиям усовершенствовать его. Таков приблизительно смысл, заключенный в образе победоносного героя Нового времени.
Этот
персонаж полон воодушевления, свойственного
людям, освободившимся от сковывающих
традиций, и берет теперь на себя инициативу
и ответственность за свое и общее будущее,
руководствуясь в деяниях своих разумом
и «разумной страстью – волей».
1 См: Барг М. А. Эпохи и
идеи: Становление историзма. – М. 1987. –
С. 314.
«Чувство самостоятельной деятельности побуждает человека трудится и творить, и самая сладкая награда за труд – ощущение, что ты сам начал и кончил все, что сделано тобою», – формулировал выдающийся немецкий философ XVIII века Иоганн Готфрид Гердер. 2 Иерархия деятельностей в культуре, считающей,
что «закон правит миром», выдвигает на высшие уровни значимости деятельность законодательную. В странах, в которых
установилась абсолютная монархия, законодателем является глава государства – монарх. Его долг установить такой порядок в государстве, который соответствовал бы законам человеческой природы. Король, император, царь – на троне или на коне впереди
войска, государственный советник, министр, канцлер-устроитель государства в своем рабочем кабинете – вот наиболее распространенный портретный образ деятеля эпохи Нового времени. Важнейшая проблема, с которой в этой связи властителе соединяются частное лицо – с его личными, качествами, интересами и временными целями и лицо державное – источник и сталкивается общественная мысль эпохи, порождена тем, что в
гарант «общего блага» – с другой.
Суть этой проблемы заключается в том, что обе эти позиции не всегда совпадают, и тогда, в условиях абсолютизма, т.е. власти, ничем не ограниченной извне, граница своеволию может быть положена только моральным сознанием субъекта власти.
Поскольку мотивами деятельности монарха – как образцовой по отношению ко всякой общественно значимой деятельности – считаются, с одной стороны, чувство «долга», порожденное разумным осознанием своего естественного предназначения в мире, и столь же естественные личные «чувства»– с другой, то их слияние или борьба, составляют основное содержание внутреннего
мира
человека, каким понимала его эпоха
Нового времени.
Итак, политик (монарх-законодатель, полководец,
государственный
советник, министр, судья) и ученый (математик-астроном,
естествоиспытатель, философ) – вот две основные фигуры эпохи, к которым тяготеют все остальные. Каждый придворный на государственной службе чувствует себя политиком, почти каждый
аристократ, отошедший от дел, организует лабораторию и мастерские, философствует, пишет книгу. Третья крупная фигура
2 См: Философия истории. Антология. - М.1995.- С.49.
эпохи
– «капиталист» – банкир, крупный торговец,
владелец мануфактуры, фабрики, заводчик
– очень долго не становится вровень с
ними; нетрадиционно хозяйствующий субъект,
«делец» считается авантюристом, обманщиком,
игроком. В системе представлений, ориентированных
на разумный закон и порядок, он кажется
либо мало значимым для культуры, либо
даже ее разрушителем.
Культура Нового времени располагала
векторы предпочтений так, что высшим
достоинством в ней наделялась деятельность,
направленная на обнаружение и утверждение
в жизни естественного порядка, запечатленного
в разных формах – в законах государств
и в законах природы, сформулированных
в различных науках, в разнообразных или
в строгом придворном этикете.
Авторитетным образцом «правильного»
отношения к миру и человеку в нем служила
тогда быстро развивавшаяся наука о природе.
Значение науки для культуры Нового времени
определялось в целом не столько даже
ошеломляющими практическими результатами
научных открытий, сколько распространением
самого научного метода. Научный подход,
который к этим открытиям привел – с характерной
для него разумной отстраненностью и целесообразностью,
– проникал в самые разные сферы жизни,
в такие, где их, казалось бы, трудно ожидать.
Вспомним, что А. С. Пушкин назвал умение
актерски хладнокровно разыгрывать роль
влюбленного, которым владел его герой
Евгений Онегин, «наукой страсти нежной».3 И это не исключение.
Даже сады и парки в эту эпоху предпочитали
видеть такими, в которых бы ясно ощущался
отпечаток организующей человеческой
воли: парковое пространство должно было
быть разумно разбито симметричными аллеями,
украшено скульптурами и соразмерными
им архитектурными сооружениями, а растения
распределены правильном порядке, устроенном
рукой человека (Версаль, 1662; Петродворец,
1725). Такого рода парк так и назывался «регулярным
парком». Разумеется, что враждебным духу
времени считался и
3 См.: Пушкин А.С. Евгений
Онегин. Глава I, строфы VIII-XI
беспорядок
в мыслях, чувствах и поведении
отдельных людей и человеческих
коллективов.
Он должен
был быть преодолен или хотя
бы скрыт от посторонних.
Еще примеры. В XVII веке француз Жан Шаплен,
убеждая своих читателей в том, что ради
большей достоверности следует строить
действие пьесы так, чтобы изображаемые
на сцене события были сконцентрированы
в одном месте действия и в продолжении
не более чем 24 часов, аргументирует в
научном духе: "Думается, что высказанное
выше положение извлечено из самой природы".4
Влияние научного подхода сказалось и на развитии самого языка – литературного и бытового – тем, что направило его в сторону его большей лексической и стилистической точности, необходимой
там, где общим требованием становится убедительная ясность аргументов. «Свет человеческого ума – это вразумительные слова,
однако предварительно очищенные от всякой двусмысленности", – писал английский философ Томас Гоббс» 5.
Таким образом, в эпоху Нового времени естественная наука заняла
почетное место «локомотива культуры» и в целом стала служить
образцом
для решения жизненных и
Иначе осмыслена в Новое время роль религии.
Рассказывают, что когда знаменитый французский
астроном Пьер Лаплас изложил Наполеону
свою гипотезу о происхождении Солнечной
системы, Новая эпоха не стала безрелигиозной,
но в ней христианство уже не
было
основным средством понимания и
описания мира. Новая эпоха как
будто увидела вечность с противоположной
точки зрения: Средневековье считало определяющим
момент творения мира Богом, Новое время
– момент постижения мира человеческим
4 См: Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М., 1980. – С. 267.
5 См: Соколов В.В. Средневековая философия. – М.,1979 – С.284.