Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 09:00, реферат
Венскому психиатру Зигмунду Фрейду ( 1856- 1939) принадлежит честь создания нового направления в психологии медицине- психоанализа. Значение фрейдовской концепции человека выходит далеко за пределы медицины: философское обобщение психоанализа- фрейдизм- стало учением, вторгающимся в сферу философии и культурологи. И сходный пункт доктрины Фрейда- гипотеза о существовании бессознательного как особого уровня человеческой психики, отличающегося от сферы сознания и оказывающего на неё мощное, порой скрытое воздействие.
Реферат
по
Культурологи
Выполнил:
Культура и бессознательное начало
человека
Венскому психиатру Зигмунду Фрейду ( 1856- 1939) принадлежит честь создания нового направления в психологии медицине- психоанализа. Значение фрейдовской концепции человека выходит далеко за пределы медицины: философское обобщение психоанализа- фрейдизм- стало учением, вторгающимся в сферу философии и культурологи. И сходный пункт доктрины Фрейда- гипотеза о существовании бессознательного как особого уровня человеческой психики, отличающегося от сферы сознания и оказывающего на неё мощное, порой скрытое воздействие. Психика состоит из трёх слоев: Оно, Я и Сверх - Я.
Бессознательное Оно- “кипящий котел инстинктов”, унаследованных человеком, его безотчетные влечения и душевные движения.
Сознательное Я- посредник между бессознательным и внешним миром, содействующий влиянию этого мира на бессознательную деятельность индивида.
Сверх- Я -инстанция, олицетворяющая собой запреты и нормы социокультурного характера.
Я пытается подчинить себе Оно; если это не удается, то Я подчиняется Оно, создавая лишь видимость своего превосходства над ним. Сверх- Я тоже может господствовать над Я, выступая в роли совести или смутного чувства вины.
Сообразуясь с реальностью внешнего мира, Я вытесняет обратно в бессознательное неприемлемые желания и идеи ( сексуальные, агрессивные, антисоциальные), сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. Сохраняющие активность неразряженные желания все же пытаются сделать это, маскируясь посредством механизмов бессознательного и обманывая бдительность Я. Прежде всего это происходит через сновидения, а также обнаруживается в ошибках, обмолвках и т. п.; в отдельных случаях столкновения бессознательных импульсов с Я принимают характер неврозов и душевных болезней, с которыми Фрейд встретился на раннем этапе своей деятельности как психиатр- практик.
Позднее процесс психического развития человека стал рассматриваться им как биологически обусловленный механизм трансформации сексуальной энергии( либидо) , начиная с явлений детской сексуальности. Инстинктивный импульс либидо или разряжается в действии, или вытесняется обратно в бессознательное, или же гасится при переключении энергии с социально и культурно неприемлемых на приемлемые и одобряемые цели ( субституция). Первая мировая война и послевоенная анархия в Европе подтолкнули Фрейда к некоторой модификации своей концепции, и он вводит уже два инстинктивных “первичных позыва”: Жизнь, или Эрос, и Смерть ( Танатос),- проявляющих себя как в бытии космоса и общества, так и отдельного человека, стремящегося к созиданию и разрушению, удовлетворению и самоуничтожению.
Таким
образом, человеческое Я, по Фрейду, замкнуто
между двумя противоположными полюсами-
природной стихией и
Согласно
Карлу Юнгу(1875- 1961), бессознательное-
это необозримый резервуар
Однако это бессознательное уже нельзя было понимать как чисто природную силу, подобную фрейдовскому Оно. Открытое Юнгом бессознательное имеет не природный, а культурный характер и родилось на заре человеческой истории в коллективном психическом опыте. Юнг называет это бессознательное коллективным бессознательным, а его первичные формы (структуры)- архетипами коллективного бессознательного- это своего рода осадок первичного душевного опыта человечества. “Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих”2 . Сама история человека коренится в бессознательном, хотя и не все способны понять это. Зачастую люди живут в тех или иных традициях, не сознавая связи с архетипической символикой, что и порождает кризис культуры- кризис отношения сознания к бессознательному, силы которого всегда активны и обладают особой энергией, позволяющей им самоинтерпретироваться, вмешиваться в ситуацию.
Анализируя различные типы обществ, Юнг полагал, что если коллективное преобладает над индивидуальным, то это ведет к вытеснению индивидуального в бессознательное, где оно превращается в неуправляемое и скверное, и наступает нравственная деградации масс. Примером этого могут служить тотальные режимы которые Юнг сравнивал с “большим, глупым и свирепым первобытным чудовищем”. Но так же опасно общество и другого типа, где имеет место экспансия разума, так называемая гордыня знания. В итоге мы видим падение нравов и вкусов, исчезновение стимулов к творчеству, нарастание волн психозов. Чтобы этого избежать, нужно с помощью сознания осмыслить бессознательное. Только гармония сознания и бессознательного устраняет опасность, создавая здоровые и духовно богатые личности.
Информация о работе Культура и бессознательное начало человека