Культура и бессознательное начало человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 09:00, реферат

Описание

Венскому психиатру Зигмунду Фрейду ( 1856- 1939) принадлежит честь создания нового направления в психологии медицине- психоанализа. Значение фрейдовской концепции человека выходит далеко за пределы медицины: философское обобщение психоанализа- фрейдизм- стало учением, вторгающимся в сферу философии и культурологи. И сходный пункт доктрины Фрейда- гипотеза о существовании бессознательного как особого уровня человеческой психики, отличающегося от сферы сознания и оказывающего на неё мощное, порой скрытое воздействие.

Работа состоит из  1 файл

Культура и бессознательное начало.doc

— 34.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по  Культурологи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Культура  и бессознательное  начало

человека

Венскому психиатру  Зигмунду Фрейду ( 1856- 1939) принадлежит  честь создания нового направления  в психологии медицине- психоанализа. Значение фрейдовской концепции человека выходит далеко за пределы медицины: философское обобщение психоанализа- фрейдизм- стало учением, вторгающимся в сферу философии и культурологи. И сходный пункт доктрины Фрейда- гипотеза о существовании бессознательного как особого уровня человеческой психики, отличающегося от сферы сознания и оказывающего на неё мощное, порой скрытое воздействие. Психика состоит из трёх слоев: Оно, Я и Сверх - Я.

    Бессознательное Оно- “кипящий котел инстинктов”, унаследованных человеком, его безотчетные влечения и душевные движения.

    Сознательное  Я- посредник между бессознательным и внешним миром, содействующий влиянию этого мира на бессознательную деятельность индивида.

    Сверх- Я -инстанция, олицетворяющая собой запреты и нормы социокультурного характера.

    Я пытается подчинить себе Оно; если это  не удается, то Я подчиняется Оно, создавая лишь видимость своего превосходства  над ним. Сверх- Я тоже может господствовать над Я, выступая в роли совести или смутного чувства вины.

    Сообразуясь с реальностью внешнего мира, Я вытесняет обратно в бессознательное неприемлемые желания и идеи ( сексуальные, агрессивные, антисоциальные), сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. Сохраняющие активность неразряженные желания все же пытаются сделать это, маскируясь посредством механизмов бессознательного и обманывая бдительность Я. Прежде всего это происходит через сновидения, а также обнаруживается в ошибках, обмолвках и т. п.; в отдельных случаях столкновения бессознательных импульсов с Я принимают характер неврозов и душевных болезней, с которыми Фрейд встретился на раннем этапе своей деятельности как психиатр- практик.

    Позднее процесс психического развития человека стал рассматриваться им как биологически обусловленный механизм трансформации  сексуальной энергии( либидо) , начиная с явлений детской сексуальности. Инстинктивный импульс либидо или разряжается в действии, или вытесняется обратно в бессознательное, или же гасится при переключении энергии с социально и культурно неприемлемых на приемлемые и одобряемые цели ( субституция). Первая мировая война и послевоенная анархия в Европе подтолкнули Фрейда к некоторой модификации своей концепции, и он вводит уже два инстинктивных “первичных позыва”: Жизнь, или Эрос, и Смерть ( Танатос),- проявляющих себя как в бытии космоса и общества, так и отдельного человека, стремящегося к созиданию и разрушению, удовлетворению и самоуничтожению.

    Таким образом, человеческое Я, по Фрейду, замкнуто между двумя противоположными полюсами- природной стихией и требованиями культуры. Оба полюса предоставлены в соответствующих бессознательных структурах человеческого Я и сталкиваются в нем, пытаясь подчинить себе это Я и друг друга. И чем выше развита культура, тем плачевнее оказывается её, так сказать побочные эффекты. Если культура требует от человека больше чем он может,”то у индивида это вызывает бунт или невроз, либо делает его нечестным”1. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, человеческую агрессивность, однако плата за это- психическое здоровье человека, разрывающегося между природой психической стихией и культурными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью.

    Согласно  Карлу Юнгу(1875- 1961), бессознательное- это необозримый резервуар нашего Я, который связывает сознание со сферой инстинктивной  жизни. Когда  Оно вступает в область сознания, то воспринимается им как нечто неизвестное, непонятное, следовательно пугающее. Все неприемлемое для сознания, его “вытесненные” тенденции образуют верхний уровень- “тень” нашего разума, или бессознательное. И метод редукции Фрейда для проникновения в глубинный сверхличностный слой последнего оказывается недостаточным; требуется непосредственное “нисхождение” через поверхностные слои психики. Пройдя сквозь свою “тень”, человек опускается в коллективное бессознательное, которое состоит из ассоциаций и образов. Это открытая миру и равная ему по широте объективность, в которой Я находится в самой непосредственной связи со всем миром.

    Однако  это бессознательное уже нельзя было понимать как чисто природную  силу, подобную фрейдовскому Оно. Открытое Юнгом бессознательное имеет  не природный, а культурный характер и родилось на заре человеческой истории в коллективном психическом опыте. Юнг называет это бессознательное коллективным бессознательным, а его первичные формы (структуры)- архетипами коллективного бессознательного- это своего рода осадок первичного душевного опыта человечества. “Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих”2 . Сама история человека коренится в бессознательном, хотя и не все способны понять это. Зачастую люди живут в тех или иных традициях, не сознавая связи с архетипической символикой, что и порождает кризис культуры- кризис отношения сознания к бессознательному, силы которого всегда активны и обладают особой энергией, позволяющей им самоинтерпретироваться, вмешиваться в ситуацию.

    Анализируя  различные типы обществ, Юнг полагал, что если коллективное преобладает  над индивидуальным, то это ведет  к вытеснению индивидуального в  бессознательное, где оно превращается в неуправляемое и скверное, и наступает нравственная деградации масс. Примером этого могут служить тотальные режимы  которые Юнг сравнивал с “большим, глупым и свирепым первобытным чудовищем”. Но так же опасно общество и другого типа, где имеет место экспансия разума, так называемая гордыня знания. В итоге мы видим падение нравов и вкусов, исчезновение стимулов к творчеству, нарастание волн психозов. Чтобы этого избежать, нужно с помощью сознания осмыслить бессознательное. Только гармония сознания и бессознательного устраняет опасность, создавая здоровые и духовно богатые личности.

Информация о работе Культура и бессознательное начало человека