Культура и контркультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание

Cравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы подключились не только культурологи, но и культурофилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что решение данной проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознанию механизмов её обновления и преображения. Отсюда своеобразный исследовательский бум, первые признаки которого обнаруживаются еще в конце 80-х годов.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие культуры. 4
1.1 Раскрытие понятия культура. 4
1.2 Культура запада во 2-ой половине ХХ века. 10
Глава 2. Понятие контркультуры. 13
2.1 Раскрытие понятия контркультура и
соотношение ее с субкультурой 13
2.2 Развитие контркультуры и её закат 16
Заключение 21
Список используемой литературы 22

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 79.00 Кб (Скачать документ)

соотношение ее с субкультурой.

 

В современной культурологии и  социологии понятие контркультуры  используется в двух смыслах:

во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре, и во-вторых, оно отождествляется с западной молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов». Молодежная субкультура общее обозначение разнородных по идейно-политической ориентации ценностей определенных групп молодежи ("новые левые", хиппи, битники, йиппи и др.), противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских.

Понятие «контркультура» появилось в  западной литературе в 1960 г., отразив  либеральную оценку ранних хиппи  и битников. Слово принадлежит  американскому социологу Теодору  Роззаку, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен — контркультуру.

Термин «контркультура» используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих принципам «базовой» культуры.

Cовременных  культорологов на проблеме контркультуры  удерживает тот парадокс, что  ценности и идеалы, рожденные  на гребне антибуржуазных выступлений  60-х годов, не растворились  в общественном мировосприятии  последующих десятилетий. Сами  молодежные движения после своего пика вскоре пошли на убыль, лево-радикальный тип сознания стал утрачивать массово-социальную опору, приобрел неожиданные модификации.

На  развитие культуры влияют самые разные факторы. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены. Субкультуры в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Мы можем говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, к примеру, не считают зазорным воровать у «чужих», однако воровство внутри табора оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями, собственным разумением и жизненным опытом. На Кавказе, например, непочтительное отношение к старому человеку не будет воспринято как добродетель. В фильме «Мимино» есть замечательная реплика. Когда Мимино уезжает из поселка, старик говорит ему: «Если увидишь обидчика, не вздумай его убивать. Могут неправильно понять». Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды. Подобные феномены мы и называем субкультурами, фиксируя таким обозначением герметичность данного явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных и практических установок. Напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь свои собственные законы в противовес господствующим в культуре, которую они воспринимают как «чужую». То же можно сказать о криминальном мире. Субкультура призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от «иных» культурных слоев и не превращаться в официоз. И тем не менее в истории культуры, судя по всему, складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собственной культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае можно говорить уже не о субкультурах, а скорее, о контркультурных тенденциях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Развитие контркультуры и её  закат.

 

Развитие контркультуры начинается с молодежных движений запада.

Одним из первых молодежных движений было движение битников.

Родиной “поколения разбитых” стала Калифорния, самая благодатная часть Америки.

C самого  начала битничество оформилось  не столько как литературное  или художественное течение, а  как довольно агрессивно настроенная  идеологическая группировка, питавшая известные - только входившие снова в моду - симпатии к марксизму, русскому анархизму, русской Октябрьской революции (дедушка Ленин? Почему бы и нет!) и троцкизму одновременно. Если к этому прибавить протест (активный протест) против американской внешней политики, американского “общественного мнения” и “общественной морали”, а также против святая святых - американского образа жизни, то можно представить, как заманчиво выглядела эта “ левацкая” идеологическая мешанина в глазах интеллектуальной молодежи.

Это была идеологически агрессивная  группировка, которая пыталась отыскать в концептуально разнородной  теоретической литературе обоснование  новому жизнепониманию.

Молодого  человека 50-х прельстил бунт, ну конечно  же бунт! Это же так весело!

Бунт  начался тогда же, в 50-х годах. Он обозначился как поиск собственных  субкультурных ориентации. Сексуальный  протест выразился в гомосексуальных  экспериментах, которые стали модны  в кругах интеллектуалов. Так возникла в эстетике битников поэтизация мужского, мужественного, бунтарского характера.

 

Битничество привило интерес к ориентальной культуре, в которой, как они считали, альтернативность выражена манифестально. Это бесконечный и лишенный смысла побег от благополучия буржуазного  общества, от пуританства и ханжества "общей морали», от традиций цивилизации потребления. Это побег в никуда...

Следующим движением стали «новые левые». Новые левые- совокупность идейно-политических течений 60 — начала 70-х гг. в капиталистических странах, представители которых выступали с критикой теории и практики “старых левых” — коммунистических и рабочих партий, обвинявшихся в недооценке роли вооруженного насилия и устаревших представлениях о движущих силах современного революционного движения.

"Новые  левые" исходят из возможности насильственного переформирования социальной материи, поэтому им близок дух "революционного мессианства" 20-х годов. "Ныне нас объединяют не какие-то отвлеченные исторические теории, а экзистенциальное отвращение к обществу, которое разглагольствует о свободе, но изощренно и жестоко подавляет элементарные запросы и потребности как личности, так и народов, борющихся за свое социально- политическое освобождение". Этот протест выражается прежде всего и в основном в духовно-психологической и культурно-эстетической сфере, все надежды возлагаются на новое сознание, на возникновение новой культуры, создании "контркультуры", "Новое сознание" пренебрегает материальными благами, не доверяет существующим институтам и учреждениям. Забюрократизированное, тоталитарное по своей сути общество породило определенный тип сознания, которому нужно противопоставить иное сознание, обществу - контробщество, культуре - контркультуру, конформизму - нонконформизм. Надо положить конец практике управления, манипуляции массовым сознанием.

Следующим движением стали хиппи. Хиппи [англ. hippie] – 1) группы молодежи в западных странах, отвергающие многие ценности и нормы общества на основе и в духе «контркультуры»; 2) человек с экстравагантным поведением, нарочито небрежно и претенциозно одетый.

Пpоблема "отцов" и "детей" вечна как  этот далеко не лучший из миpов. Меняются лишь фоpмы ее пpоявления. Hакал пpотивостояния тоже бывает pазным - от хлопания двеpью в собственном доме до теppоpизма в масштабах планеты. Hо итог, к  сожалению, постоянен: выpосшие "дети" сами пpевpащаются в бpюзжащих и моpализиpующих "отцов", забывших свою юность.

И все  же то, что пpоизошло в 60-х, выходило за pамки пpивычных пpоявлений детского непослушания. Десятки тысяч молодых  людей в Стаpом и Hовом свете одновpеменно поpвали демонстpативно с укладом жизни своих pодителей, попытались выpваться из клетки повседневного, одуpяющего своей монотонностью бытия, стенами котоpой были вполне мещанские добpодетели: Деньги, Благосостояние, Умеpенный консеpватизм, Каpьеpа.

Была  пpедпpинята попытка опpокинуть  сложившиеся ценности, возвестить о  наступлении новой эpы - Эpы Любви. Молодежь хотела иных взаимоотношений между людьми,отношений, где не было pасчета; она жаждала миpа, где человека пpинимали бы целиком, со всеми его достоинствами и недостатками, где его любили бы только за то, что он есть.

Западный  миp был ошаpашен масштабами нового "исхода". Гоpода и веси Запада наводнили юноши и девушки  стpанного вида и поведения: одетые в наpочито стаpую и pваную одежду, они тихо сидели на площадях и улицах, бpенчали на гитаpах и читали стихи. Beatles были их гимном, Кеpуак - философией, а битловское же "All you need is love" - девизом.

И называли они себя стpанно: хиппи.

 

...Хиппи  не создали своей литеpатуpы.  Они создали свою музыку, свой pитм, миp своих движений и pаскачали этим pитмом всю буpжуазную кваpтиpу.

- Hоpмальные люди пусть аплодиpуют, а вы, богачи, тpясите дpагоценностями! - сказал как-то Джон Леннон с эстpады в зал, и все задохнулись от смеха. Новая молодежь заставила иных богачей усомниться в ценностях долларового мира. Хиппи создали свою одежду, внесли в быт некую каpнавальность, обгрызли и выплюнули пуговицы сословных жилетов.

Явление контркультуры в странах западной Европы в 60 годы было направленно против стереотипов существовавших по отношению к молодым людям, против войн, против моды, против образа жизни «государства благоденствия»… самое главное для них был протест, быть против конформизма, вот главное.

Приверженцы контркультуры в 60-е годы добились каких-то послаблений и в моде – в моду вошел демократичный джинсовый стиль, университеты стали более демократичными, война во Вьетнаме закончилась.

Однако  перевернуть существующий строй  им не удалось. К тому же в 1974-75 годах  развился новый мировой экономический кризис. Бурный экономический рост прекратился. Возникли перебои в обеспечении стран Запада сырьем и, прежде всего, нефтью. Безработица стала расти: к концу 70 годов она достигла 16,8 миллиона человек. Прекратился рост реальной заработной платы.

Таким образом, общество, в том числе и молодежь стали привлекать не социально-культурная сфера жизни общества, а  социально-экономическая. Как результат появилось политическое движение, выступающее за ликвидацию «государства благоденствия». Это движение получило название «консервативная волна». Его представители, так называемые неоконсерваторы, в 80 годах пришли к власти в большинстве стран Запада и приняли меры к ослаблению государственного регулирования экономики, созданию более благоприятных условий для развития частного предпринимательства, поощряя частную инициативу.

В итоге достижения конткультуры влились  в культуру и стали её частью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Контркультура хоть и стоит в  оппозиции к господствующей культуре, культуре политической, социальной, даже элитарной, но в итоге лучшее в конткультуре вливается в общий поток не проходящей культуры и становится в один ряд с вечными, классическими ценностями.

Однако  я задаюсь вопросом: а не являются ли достижения контркультуры, достижениями массовой культуры, не относящиеся к элитарной культуре? Ответить на этот вопрос можно следующим образом. Если рассматривать контркультуру 60-ых годов и её достижения, то на мой вопрос надо ответить утвердительно, но если брать другие периоды, поскольку контркультура существовала и в другие времена, это например веяния и достижения в культуре нового времени или искусство Пикассо и т.д., то мы увидим что эти достижения по истечении какого-то времени стали элитарной культурой.

Таким образом, контркультура это сочетание парадоксального: классической музыки с джазом, классической картины с современным искусством фотографии и т.д., но именно сочетания, поскольку через некоторое время талантливая новизна становится классикой. Кстати так было и с великим нашим стилем Пушкина А.С., который объединил просторечную русскую речь с возвышенной французской, тогда это была контркультура, а теперь…

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1. Гуревич П.С. Культурология.- М.:Гардарики,1999.-с.153-157.

2. Баталов Э.Я. Философия бунта. М., 1973;

3. Кепеци Б. Идеология "новых левых". М., 1977;

4. Кепеци Б. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М., 1980

5. Штейгервальд. Третий путь Герберта Маркузе. М., 1971

6. Давыдов Ю. Н. Эстетика нигилизма (искусство и новые левые). М., 1975

7. Уоддис Дж. “Новые” теории революции (Критический анализ взглядов Ф. фанона, Р. Дебре, Г. Маркузе). М., 1975.


Информация о работе Культура и контркультура