Культура и контркультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:42, реферат

Описание

Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока.

Работа состоит из  1 файл

культура и контркультура.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

     Молодые бунтари, выступив против  державных установок западной  культуры, противопоставили им собственные ценности, и что же? С одной стороны, есть основания говорить о том, что новые ориентации растворились в лоне господствующей культуры. Но, с другой стороны, сама культура, вобрав в себя множество новых компонентов, предстала во многом иной. [7,215]

     На развитие культуры влияют самые разные факторы. Скажем, некоторые ее зоны отражают социальные или демографические особенности ее развития. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка. Как раз по отношению к субкультурным явлениям родилась характеристика особой ментальности как специфической настроенности определенных групп. Люди реагируют на жизненные впечатления своеобразно. Их собственное поведение выстраивается по специфическим лекалам. Это какой-то сплав рассудочности, ценностного отношения, здравого смысла, стихийного самосознания и практики, -- сплав нередко парадоксальный. Субкультуры в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Мы можем говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса..

     И тем не менее в истории культуры, судя по всему, складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собственной культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае можно говорить уже не о субкультурах, а скорее, о контркультурных тенденциях. [7,227]

       В качестве иллюстрации рассмотрим такой исторический пример. В Европе вплоть до эпохи Возрождения подростки воспринимались господствующей культурой как маленькие взрослые. Им шили точно такие же кафтаны, как и для родителей, надевали такую же обувь. Мысль, что мир ребенка радикально отличен от мира взрослых, еще не родилась. Так было и во времена Шекспира. Однако позже детей как бы отделили от людей зрелого возраста. Появилась своеобразная субкультура, которая и сохраняла, и воспроизводила себя. Но она вовсе не стремилась превратить взрослых в детей -- контркультурных тенденций в ней не было.

     В своем трехтомном сочинении «Иллюстрированная история нравов» немецкий ученый и писатель Эдуард Фукс приводит многочисленные примеры субкультурных феноменов. Живописуя нравы аристократии эпохи Ренессанса, автор не забывает подчеркнуть своеобразие крестьянской и монашеской жизни. Рассказывая о галантном XVIII веке, о нравах абсолютизма, Фукс вспоминает и субкультурные привычки и нормы, скажем, мещанства. Однако, если следовать логике рассуждении Фукса, то закономерно возникает вопрос: отчего субкультуры обладают стойкостью и в то же время не оказывают воздействия на генеральный ствол культуры? Почему они рождаются, живут и устраняются, а ведущий строй культуры при этом сохраняется? Когда К. Мангейм обратился к этой проблеме, он осмыслил ее в традиционных рамках философии жизни. Культурные цели он уподобил жизненным, биологическим, и потому признал, что субкультуры суть следствия тех различий, которые характерны для разных поколений людей. [9,114]

     В культурологии проблема субкультуры рассматривается, как правило, в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры -- процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву. Так, по мнению многих культурологов, рождаются определенные культурные циклы, обусловленные, в общем, сменой поколений.

     Конечно, юношество воплощает в себе новую историческую реальность. Оно творит собственную субкультуру. Но означает ли это, что молодое поколение обязательно преобразует культуру как таковую? По мнению Мангейма, чаще бывает так, что ценностные искания, духовные веяния неизбежны в силу возрастной адаптации. Однако минует возраст брожений, и культура снова устремляется в свое основное русло. Иначе говоря мангеймовская концепция разъясняет, почему люди создают особый мир ценностей, жизненных ориентации.

Вместе  с тем немецкий социолог констатирует: субкультуры, хотя и возобновляются постоянно в истории, все же выражают процесс приспособления к господствующей культуре. [7,238]

     В такой системе рассуждении субкультуры лишаются своего преобразовательного статуса. Они являются эпизодом в историческом становлении бытия. Следовательно, субкультуры интересны только тем, что выражают некое преходящее отклонение от магистрального пути. При этом социолог фиксирует обстоятельства, не позволяющие молодежи влиться в поток наличной культуры. 

                 

                           
 
 
 
 
 
 
 

      

                      ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОВРЕМЕННОЙ КОНТРКУЛЬТУРЫ 

Существуеют несколько черт, присущих неформальным объединениям. Ниже приведены признаки, которые видно "невооруженным" глазом, с точки зрения дилетанта.Основные внешние признаки неформалов:

1) Неформальные  коллективы не имеют официального  статуса.

2) Слабо  выраженная внутренняя структура.

3) Большинство  объединений имеет слабо выраженные  интересы.

4) Слабые  внутренние связи.

5) Очень  сложно выделить лидера.

6) Не  имеют программы деятельности.

7) Действуют  по инициативе небольшой группы  со стороны.

8) Представляют  альтернативу государственным структурам.

9) Очень  тяжело поддаются упорядоченной  классификации.

     За период с 2000 по 2005 год количество неформальных объединений выросло с 12% до 38% т.е. в три раза.

Причины возникновения.

1) Вызов обществу, протест.

2) Вызов  семье, непонимание в семье.

3) Нежелание  быть как все.

4) Желание  утвердится в новой среде.

5) Привлечь  к себе внимание.

6) Не  развитая сфера организации досуга  для молодежи в стране.

7) Копирование  западных структур, течений, культуры.

8) Религиозные  идейные убеждения.

9) Дань  моде.

10) Отсутствие цели в жизни.

11) Влияние  криминальных структур, хулиганство.

12) Возрастные  увлечения.[3, 154]  

     Объединения неформалов нигде  не зарегистрированы, своего устава  или положения не имеют. Условия членства в них неоговорены, численность группировок колеблется.

     Однако неформалы существуют. Они  могут успешно вписываться в  процесс демократизации общества, а могут стать дестабилизирующим  фактором, выступая с позиций  голого критиканства и открытого противостояния правоохранительным органам и органам власти. Рассмотрим некоторые из них, с моей точки зрения типичных объединений такого рода. Рассмотрим поподробнее каждый тип неформальных групп.

1) Асоциальные

Стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу общества. В основном выполняют рекреационные функции. Примеры: панки девиз “живем здесь, сейчас и сегодня”, мажоры - это люди которые проповедуют теорию хайлайфизма “высокий уровень жизни” - это люди которые умеют зарабатывать деньги, их привлекает западный образ жизни. Среди мажоров американцы, фины; рокоббили - это поклонники рок-н-ролла - девиз» сочетание изящества со свободным поведением” байкеры, хиппи, системы.

Эти молодые  люди часто привлекают внимание прохожих. Кто экстравагантной прической, кто разрисованной джинсовой курткой, кто серьгой в ухе, а порой и не одной. Они стоят около входов в популярные молодежные кафе, толпятся у входа в метро, сидят на газонах городских скверов, слоняются с отрешенным видом по улицам городов. Себя они называют“пиплами”, “хайрастами” и считают себя свободными людьми, независимыми от родителей и общества.[1,132]

2) Антисоциальные.

Антисоциальность - ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других, нравственная глухота.

Однако  действия описанных выше групп блекнут  по сравнению с

“деятельностью” молодежных “банд”.

“Банды” - это объединения (чаще всего подростков) по территориальному признаку. Город  делится “бандами” на зоны влияния. На “своей” территории члены банды являются хозяевами, с появляющимися “чужаками” (особенно из другой банды) расправляются крайне жестоко.[1, 136]

     В “бандах” свои законы, свои  нравы. “Законом” является подчинение  вожаку и выполнение поручений  банды. Процветает культ силы, ценится умение драться, но, скажем, защитить “свою” девушку во многих бандах считается позором.

К представителям банд относят «фашистов», «гопников», «футбольных фанатов».

3) Просоциальные.

    Просоциальные неформальные клубы или объединения – это социально- положительные, приносят пользу обществу. Эти объединения приносят пользу обществу, и решают социальные проблемы культурно-защитного характера

(защита  памятников, памятников архитектуры,  реставрация храмов, решают экологические  проблемы).

     Зеленые - называют себя различные, существующие почти повсеместно объединения объединения экологической направленности, активность и популярность которых неуклонно растет.

     Среди наиболее острых проблем,  проблема охраны окружающей среды  занимает не последнее место. За ее решение и взялись “зеленые”. Экологические последствия строительных проектов, размещение и эксплуатация крупных предприятий без учета их влияния на природу и здоровье людей. Различные общественные комитеты, группы, секции развернули борьбу за удаление таких предприятий из городов или их закрытие.[1,39]

4) Неформалы  художественной направленности.

Говорят, у каждого поколения своя музыка. Ели это положение верно, то возникает  вопрос: музыкой какого поколения  является рок.

     Рок исполнители пели о проблемах, волновавших бунтующую молодежь: о нарушении гражданских прав обездоленных, о расовых предрассудках и преследовании инакомыслящих, о необходимости социальных реформ, о расширении антивоенного движения в связи с агрессией США во Вьетнаме и о многом другом. Их слушали, их понимали, им подпевали. Рок - исполнители пели о том, что было близко и понятно их слушателям.

     Не меньшей популярностью у  молодежи пользуются самодеятельные  художники.Однако с ними дело  обстоит не так уж благополучно.

     Эта подгруппа контркультуры напрямую связана с субкультурой и по содержанию является самой многочисленной.

      К представителям этой группы  относят панков, металлистов, хиппи,  эмо, готов, «кислотников», «электронщиков» и т.д.[8,94]

5) Компьютерный  андеграунд.

     Переходя к рассмотрению конкретного сообщества людей связанных с практической математикой, можно сказать, что и данная группа (объединение людей, связанных одной идеей) так же неоднородна. Внутри группы (системы) существует достаточное количество подгрупп объединенных (скованных цепями) более или менее обобщенными идеями.

     Субкультурный мир компьютерного  андеграунда, так же как и  другие субкультурные образования,  обладает собственным способом  и языком общения, из-за того, что субъекты не имеют постоянного личного контакта друг с другом. Как и в обычном мире, написание писем друзьям, знакомым входит в ритуал обмена информацией, так и в описываемом сообществе существуют аналогичные средства. Но, как следствие отсутствия постоянного непосредственного контакта, написание писем (в данном контексте – электронных) стало одним из постоянных способов общения. Более того, появились возможности и средства общения не только между двумя конкретными субъектами, но и в и между группами.

     К представителям этой группы относят «прогеров», «Neo-Matrix» и т.д.[8,97] 
 

                    

       
 

               КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ, ЕГО ПРИЧИНЫ 

Информация о работе Культура и контркультура