Культура и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 09:54, творческая работа

Описание

В нормальном сознании «культура» выступает как собирательный образ , объединяющий искусство , религию , науку и т.д. В культурологии используется понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

Работа состоит из  1 файл

Культура и личность.doc

— 55.00 Кб (Скачать документ)

     Культура  и личность.

В нормальном сознании  «культура» выступает как собирательный образ , объединяющий искусство , религию , науку и т.д. В культурологии используется понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создаёт мир и самого себя. Каждая культура – это неповторимая Вселенная , созданная определённым отношением человека к миру и к самому себе . Изучая различные культуры , мы изучаем не просто книги , соборы или археологические находки , - мы открываем для себя иные человеческие миры , в которых люди и жили и чувствовали иначе , чем мы . Каждая культура есть способ творческой самореализации  человека. Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым).       

 Культура  -  это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры.

1.  Чем  примитивнее культура, тем больше ее субъекты похожи друг на друга и тем больше уровень принуждения в данной культуре.

2.  Чем  больше культурного разнообразия, тем более темпераментным и культурным является ее субъект.      

 Каждая  культура имеет своих великих людей: Рафаэль, Пушкин, Чайковский, Сахаров и др.

Сложность  понятия культуры отражает значимость культуры для человека.  Это  универсальное понятие, через которое раскрываются частные понятия (история, человек и др.).

Культура - это  человек, а человек граница всего.

Культура  делает человека личностью, рассматривает его как личность,возвышает его.

Культура помогает человеку найти выход накопившейся энергии, эмоций.

Это выражается в искусстве, музыке, поэзии и т.п.

Благодаря  культуре,  человек познает себя, решает для себя вопросы:

кто я? для чего я? и др.

Каждая личность творит себя, отражает себя в творчестве. К ней относятся различные идеи и песни (с точки зрения идейного содержания),  легенды, мифы. Все, что связано с образом, относится к ней. Духовная  культура определяет связи людей. В духовной культуре содержатся мораль, эстетика и позитивные знания.

В современном  мире , да и в прошлом , любой носитель чего-либо , всегда ценился очень  высоко : в древнем мире –животные , в средние века - всяческие механические приспособления , в современном мире – носители информации. Но через всю спираль времени , по касательной , прошивается одна общая мысль : ЧЕЛОВЕК-НОСИТЕЛЬ. Неважно что он несёт, хоть даже чуму (или знания) он представляет собой огромную ценность . 

В древнем мире было очень много людей , но мало личностей , и предполагая что  это неспроста , понимаем (ну по крайней  мере , я так думаю ) что мысль, которая даётся нам космосом , была сконцентрирована в отдельных личностях (Архимед , Пифагор , Сократ и т.д.).

Но ведь носителей  от не носителей внешне невозможно отличить , все ЛЮДИ . Могу предположить что землепашец запрягающий своего кормильца (мула, лошадь, вола и т.д.) в плуг , вряд ли задумается над мирозданием , ему надо накормить и себя и семью , а после этого , на досуге можно и  пораскинуть… А зачем , разве это поможет мне в обработке земли ? Зачем тратить время на всякую ерунду. А какой-нибудь землевладелец наоборот предпочитает продумывать разные мысли , чем запрягать мулов . У него есть интерес , или его кто-то подогрел .

Очень большой  процент среди личностей древности  занимали люди с положением , но были и самородки , которые своим упорным  трудом познали то , что простым  людям просто незачем . Но если посмотреть на личности под углом (ну с третьей стороны ) , можно доказать что любой человек есть ЛИЧНОСТЬ . Это просто , очень просто: - это предания , сказки , былины и т.д.  а в общих словах это память .Это платформа , базис , фундамент на котором стоит личность . Маленький пример :Каждый год муравьи строят свои галереи , протаптывают тропки , заросшие или просто заваленные мусором , наращивают муравейник , ищут места где можно найти пищу и строительный материал … На это уходит больше половины сезона , затем идёт усовершенствование производства , но это выражается только тем что , тяжёлый груз можно нести нескольким особям . Затем идёт зима , спячка , всё что накопилось за сезон опять забыто , и остались только инстинкты. А что если на зиму муравейник обогревать и обеспечить всем необходимым ? Возможно тогда бы высвобожденные головы начали бы усовершенствование технологий , а если подкинуть во внутрь элементарные веши и приспособления - колесо , шар , глиняные кирпичи , кусочки стекла и др.? Где гарантия что не произойдёт дальнейшего развития ?

Получается что  при определённых условиях индивидуум (отдельный живой организм , особь) может стать личностью . Это наглядно демонстрирует нам развитие образования в целом. Чем выше уровень образования в обществе , тем больше концентрация личностей .

Что касается ценностей  личности , то не раскрыв полностью  внутренний мир личности , трудно говорить о чём либо конкретном , или обобщающим огромнейший внутренний мир.

Слово личность ("personality") в английском языке  происходит от латинского "persona". Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение "потерять лицо", которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. В русском языке издавна употребляется термин "лик" для характеристики изображения лица на иконе.

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие "жизненность" куда входят и духовные, и телесные качества индивида.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего "лица", т.е. личности - это  категорический императив человеческого  достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли.

Таким образом, самого начала в понятии "личность" был включен внешний, поверхностный  социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли - некая "личина", общественное лицо, обращенное к окружающим.

Интересно отметить, что латинский термин "homo" восходит к понятию "гумуса" (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских языках "man" производится от "manus" (рука). В русском языке слово "человек" имеет корень "чело", т.е. лоб, верхняя часть человеческого существа, приближающая его к творцу.

Следовательно, даже этимологические личностные характеристики человека несут разную смысловую  нагрузку в зависимости от той  или иной культуры и цивилизации.

Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является "индивид". Дословно оно значит неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразные "социальный атол", отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. в истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм - философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.

Гораздо более содержателен другой термин "индивидуальность", обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, "случайный индивид"  (Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в её преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.

Индивидуальность  не просто "атомарность" человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия выводящих за рамки этой единичности. Иначе индивидуальность человека не отличалась бы от индивидуальности скажем стула или стола. Хорошо сказал по этому поводу современный немецкий философ Ю. Хабермас, "моя концепция меня самого" имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность.

С другой стороны, не менее справедливо утверждение, что человек есть множественность  и у него, как считает, например, Г.М. Гурджиев, "нет индивидуальности…нет единого большого Я". Человек разделен на множество малых "я". Наверно прав и Оскар Уайльд, утверждавший, что душа человека непознаваема: «Ты сам – последняя из всех тайн».

Обратимся к  проблеме генезиса, происхождения личностных особенностей человека. Возникает вопрос, – когда рождается личность?

Очевидно, что  к новорожденному ребенку термин «личность» не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и  как индивидуальности. Под последним  понимается то, что в каждом новорожденном  ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.  

 Принадлежащие  личности права и  свободы  можно  разделить  на  три группы: социально-экономические,  политические и личностные.  К первой группе относятся такие права,  как право на труд,  отдых, образование, охрану здоровья.  Обеспечение  социально-экономических  прав позволяет личности удовлетворить самые насущные материальные и духовные  потребности, создать достойные для человека условия для существования.   

 Политическими  являются право избирать и  быть избранным в высшие и  местные органы государственной  власти, право объединяться в  общественно-политические организации,  право на проведение митингов  и демонстраций, право участвовать  в управлении государственными  и  общественными делами и др.  Смысл политических прав в том, чтобы способствовать формированию человека,  как общественно- политического  деятеля,  создать предпосылки для его политического участия,  развития общественно-политической активности.    

 Третья группа  прав - личные права  (право  на  неприкосновенность личности, жилища,  право на тайну переписки,  телефонных переговоров и др.). Осуществление их способствует созданию  условий  для  свободного развития того минимума личных благ, без которого нормальная человеческая жизнь невозможна.

Информация о работе Культура и личность