Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:32, реферат
Культура информационного общества. Основные теории информационного общества. Особенности культуры информационного общества. Общество знаний как альтернативный путь развития информационного общества
Введение
1.Основные теории информационного общества
2. Особенности культуры информационного общества
3. Общество знаний как альтернативный путь развития информационного общества
Выводы
Литература
Э. Тоффлер пытается найти ответы на часть этих вопросов, в частности в качестве некоторой гарантии от возможности тоталитарного компьютерного контроля он приводит аргумент децентрализации сетей.
Исследование Мануэля Кастельса «Информационная эпоха: Экономика, общество и культура» (1996 – 1998 состоит из трех томов «Становление общества сетевых структур», «Могущество идентичности» и «Конец тысячелетия»). Это исследование оказало огромное влияние на современные социальные науки. Работа М. Кастельса включает более 1200 стр. и является энциклопедическим анализом роли информации в современном обществе.
В своих работах М. Кастельс не использует понятие «информационное общество», по его мнению, все общества использовали информацию и поэтому были информационными. Термин «Информационная эпоха», по его мнению, имеет большую аналитическую ценность, т.к. позволяет описать некий период перемен, которые постепенно нарастали, начиная с 1970-х годов.
Кастельс вводит новый термин — «информационализм», который означает «воздействие знания на знание как основной источник производительности». Развитие информационализма, по мнению Кастельса, приводит к появлению сетевого общества и «новой экономики». [5, c.63]
В первой части своей трилогии Кастельс анализирует современные тенденции, приводящие к формированию основ общества, которое он называет «сетевым». Исходя из постулата, что информация по своей природе является таким ресурсом, который легче других проникает через всяческие преграды и границы, он рассматривает информационную эру как эпоху глобализации. При этом сетевые структуры являются одновременно и средством и результатом глобализации общества. Автор развивает идею коммуникационного взрыва, основную на всеохватывающем действии средств массовой информации. Исходя из последнего он отмечает, что в эпоху информационализма получает развитие индивидуализация средств информации.
В своем трехтомном труде «Информационная эпоха: Экономика, общество и культура», Кастельс показывает особенности перехода к «информационной эпохе», главной чертой которой становятся сети, связывающие между собой людей, институты и государства. Это вызывает множество последствий, где самое значительное — возможное углубление разрыва между возрастающей глобальной деятельностью и обострившимся социальным разделением.
По Кастельсу начало информационной эпохи восходит к 1970-м годам, к капиталистическому кризису. Кризис ускорил реструктуризацию экономики, и получилось так, что этот процесс совпал с появлением явления, который Кастельс назвал «информационный способ развития».
Развитие сетевого общества не ведет к упадку национальных государств. Имеется тенденция ослабления и роста зависимости от международных процессов, однако роль государств, все равно, будет значительной.
Таким
образом, существует достаточно большое
количество теорий информационного
общества, однако все они имеют
общее основание – усиление роли
коммуникаций, индивидуализация средств
информации, упрощение доступа к
информации, формирование и развитие
коммуникационных социальных сетей.
2.
Особенности культуры
Скачок
научно-технического прогресса в
конце ХХ века, который ознаменовал
переход к информационному
Рассмотрим влияние научно-технического процесса на искусство.
В
художественно-эстетической сфере
начались процессы переоценки классических
ценностей, отказа от многих принципов
создания произведений искусства и
поиска новых, которые бы соответствовали
эпохе информационного
В ходе данного процесса многие достижения классического искусства стали неактуальными, искусства перестают быть носителями эстетического.
С позиции классической эстетики многое из современного искусства и культуры можно было бы отнести к сугубо негативным явлениям, и подобные тенденции проявляются для достижений науки и техники. Однако это является закономерным с точки зрения циклического развития. Возможность анализировать предметы современной культуры можно только сквозь призму времени. История поможет выявить реальный культурно-исторический смысл во всех проявлениях и процессах культуры.
Так, еще с 60-х годов начались опыты по созданию компьютерных программ, для написания музыкальных, художественных, поэтических произведений без вмешательства человека. В 80-е годы американським художником Романом Веростко был введен термин Algoritmic art, Этот вид искусства позволял создавать соответствующие компьютерные произведения в сфере абстрактной графики и живописи. Вообще, программы были нацелены на выявления определенного алгоритма в уже созданных выдающихся произведениях, и на основе этого алгоритма создавать подобные произведения искусства.
В
последнее время широкую
На сегодняшний день широкое распространение получил такой вид искусства как интернет-арт, в развитии которого выделяют 3 этапа:
Особенностью интернет-арта является свобода коммуникации, размывание авторского начала и внутренняя противоречивость.
Но
кроме появления новых
Рассмотрим
проблему на примере мобильной связи.
С одной стороны мобильная
связь – возможность
В повреждение теории цикличности выступает тот факт, что с развитием мобильной связи и сети Интернет на задний план отошла культура написания писем – эпистолярная культура. [2, c.89]
Кроме головной функции – поддержание связи, мобильные телефоны имеют еще ряд полезных, но в то же время деструктивных функций, таких как вычисление с помощью калькулятора, переводчик, мини-игры, что делает человека зависимым как от сети оператора, так и от самого мобильного телефона.
Учеными
отмечено, что практически все
культурные образования информационного
общества – это в той или
иной степени сеть: Интернет, сетевой
маркетинг, финансовые пирамиды, социальные
сети т.д. и не в каждом случае они
полезны для человека. Поэтому необходимо
четко разграничивать полезные стороны
инноваций информационной культуры и
деструктивные, ставящие человека в положение
зависимости и деградации.
3.
Общество знаний как
Многие
ученые выдвигают концепцию
Концепция ЮНЕСКО по развитию обществ знаний максимально полно представлена в специальном докладе, который был опубликован в 2005 г.
Авторы
доклада, четко позиционируют отличие
концепции обществ знаний от идеи
развития информационного общества,
к.т. понятие информационного
В
докладе отмечается недопустимость
ситуации, когда информационная революция
приводит к распространению
В современном обществе количественный рост знаний приводит к возникновению увеличивающегося разрыва между теми, кто имеет доступ к знаниям и культуре, кто овладевает ими, и теми, кто такого доступа лишен. Эксперты ЮНЕСКО считают, что недостаточно сокращать информационное неравенство («электронно-цифровой разрыв») и другие формы неравенства в плане доступности мира культуры.
Важным аспектом этой концепции является то, что перед мировым сообществом ставится вопрос о необходимости гуманизации процесса глобализации.
Общества
знания должны быть ориентированы на
расширение базовых прав человека в
информационной сфере. Авторы ставят назревший
вопрос о соединении этики и информатизации.
При этом особое внимание уделено
преодолению сложившихся
Новые технологии повсеместно ускоряют создание и распространение знаний. Вместо старых мест производства и сосредоточения знаний: школ, библиотек весь мир начинает уподобляться единому виртуальному пространству планетарного масштаба с дистанционным доступом, где легко распространяются и усваиваются самые различные знания. Мир становится планетарной школой и библиотекой.
Формируется
новая глобальная информационная культура,
размывающая границу между
Широкое внедрение инноваций требует тесного сотрудничества властей, науки, промышленности и гражданского общества. Инновации являются ключевым элементом обществ знаний, который существенным образом трансформирует все стороны жизнедеятельности.
Обучение
становится ключевой ценностью обществ
знания. В этой ситуации усложняется
оценка знаний, оценка способностей человека.
Сегодня педагогика ставит вопрос о
множественности форм интеллекта, слабо
учитываемых классическим образованием,
а смещение акцентов в обучении и
новые технологии меняют монопольную
роль книг, школ, учебных заведений,
библиотек. Будущее традиционных и
новых форм передачи знания во многом
зависит от способности современных обществ
действовать не только в соответствии
с логикой потребления, но и в соответствии
с необходимостью наращивания ценности
знания.