Культура интеллектуального труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:37, контрольная работа

Описание

Доказана актуальность проблемы формирования культуры умственного труда студентов вуза, обусловленная современными требования к качеству высшего образования и модернизацией всей системы российского образования.
Выявлены сущность, структура и характеристики культуры умственного труда как сложного педагогического феномена, рассматриваемого в качестве ядра общей культуры студента и проявляемого в разных видах его деятельности.
Выделены две составляющие этого феномена: внешняя (учебный труд как деятельность по приобщению к культуре) и внутренняя, включающая личностный, интеллектуальный, мотивационно-потребностный, организационно-деятельностный и гигиенический компоненты.

Содержание

Введение
1. Показатели и оценка уровня культуры интеллектуального труда студентов 4
2. Эссе на тему «Особенности самостоятельной работы студента вуза» 6
3. Схема «Самопрезентация студента вуза» 10
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Работа состоит из  1 файл

! Культура труда (ЗАЧЕТ).docx

— 438.75 Кб (Скачать документ)

 

Наиболее значимые общеучебные умения:4

  1. Когнитивные, включающие:
    1. перцептивные умения: умение слушать [операции слышания (схватывание слов) и слушания (схватывание смысла)]; наблюдать (действия перцептивного охвата ключевых объектов и последующего логического анализа) и др.];
    1. мыслительные умения: выделение главного, конкретизация, определение понятий, сравнение, содержательное и смысловое обобщение; вспомогательное умение межъязыкового перевода;
    2. мнемические умения: действия запоминания и сохранения информации.
  1. Регуляторные:
    1. целеволевые: умение принимать учебную задачу, следовать правилу, вспомогательное умение пооперационного контроля;
    2. базовые элементы эмоциональной грамотности: умения узнавать эмоции в себе и других людях, умение проживать эмоции.
  1. Коммуникативные:
    1. информационные (умения работать с учебными текстами);
    2. умения области общения (ведение диалога, проявление навыков взаимодействия и взаимопонимания в ситуациях сотрудничества).

Итак, для успешной учебы в вузе студенту необходимо уметь самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, что влечет за собой необходимость  максимально совершенного владения учебными действиями, навыками и умениями культуры умственного труда. Поэтому  задачей преподавателя является не только процесс передачи узко дисциплинарных знаний, но и формирование у студентов  умения учиться, прежде всего, на младших  курсах.

Уровень культуры умственного труда  студентов определяет все стороны  и результаты обучения: качество формируемых  знаний и умений; познавательную активность студентов и развитие их мышления, творческих сил; производительность умственного  труда и зависящий от него уровень  учебной нагрузки; эффективность  использования воспитательных возможностей учебного процесса; подготовленность выпускников высших учебных заведений  к профессиональной деятельности.

  1. Схема «Самопрезентация студента вуза»

 

 

 

 

 

Процесс самопрезентации может быть рассмотрен на трех основополагающих уровнях: мотивационном уровне, уровне целей и уровне используемых средств.

Рассматриваются содержательные особенности  каждого из уровней. Так, мотивационный уровень самопрезентации отражает мотивы, на реализацию которых направлена самопрезентация. На содержание мотивационного уровня самопрезентации оказывают влияние, с одной стороны, личностные особенности субъекта (особенности мотивационной сферы, уровень самомониторинга, публичное самосознание и страх негативной оценки). С другой стороны, самопрезентация регулируется такими структурными параметрами ситуации, как важность ситуации для достижения целей субъекта, публичность, зависимость, расхождение между желаемым и существующим имиджем и другими факторами. Уровень цели характеризует тот содержательный образ, который субъект самопрезентации стремится донести до своей аудитории. Самопрезентация как действие всегда осознана субъектом. Основные факторы, определяющие содержание презентируемого образа – это текущая Я-концепция и выпуклые идентичности субъекта, а также актуальные социальные роли и ценности аудитории, перед которой осуществляется самопрезентация.

Инструментальный  уровень (уровень средств) характеризует конкретные приемы, используемые субъектом для формирования впечатления о себе. Выбор средств определяется субъектом исходя из конкретных условий, т.е. ситуаций взаимодействия, в которых происходит процесс самопрезентации.

В соответствии с выделенными уровнями рассматриваются три основные единицы анализа процесса самопрезентации: стратегия, тактика и техника самопрезентации. Стратегия самопрезентации соответствует мотивационному уровню и характеризует самопрезентацию как отдельную деятельность. Уровню цели соответствуют тактики самопрезентации, которые отражают конкретные содержательные образы, создаваемые субъектом для формирования определенного впечатления у аудитории. Наиболее мелкой единицей анализа самопрезентации является техника самопрезентации как способ предоставления информации о себе. Техника самопрезентации характеризует самопрезентацию как операцию.

Отмечается, что предложенная схема  позволяет обобщить и систематизировать многочисленные классификации стратегий, стилей, способов, тактик и техник самопрезентации, существующие в зарубежной и отечественной социальной психологии, и тем самым устранить многие терминологические неясности, когда в одном и том же исследовании авторы называют исследуемые ими явления сначала тактиками, потом стилями, и, наконец, стратегиями самопрезентации.

Заключение

 

Доказана актуальность проблемы формирования культуры умственного труда студентов вуза, обусловленная современными требования к качеству высшего образования и модернизацией всей системы российского образования.

Выявлены сущность, структура и  характеристики культуры умственного  труда как сложного педагогического  феномена, рассматриваемого в качестве ядра общей культуры студента и проявляемого в разных видах его деятельности.

Выделены две составляющие этого  феномена: внешняя (учебный труд как  деятельность по приобщению к культуре) и внутренняя, включающая личностный, интеллектуальный, мотивационно-потребностный, организационно-деятельностный и гигиенический компоненты.

Разработаны варианты разноплановой  самостоятельной работы студентов (с учебным текстом, книгой, многоуровневые задания и др.).

Представлен комплекс диагностических  методик, позволяющих определить уровень  сформированности культуры умственного труда студентов и степень влияния результатов на качество обучения.

Содержание учебно-методических пособий  направлено на помощь в работе по улучшению  результатов в направлении формирования культуры умственного труда студентов.

Настоящее исследование, имеющее практическую направленность, затрагивает лишь часть  аспектов проблемы формирования культуры умственного труда студентов на современном этапе. Полученные в исследовании результаты позволили обозначить и проблемы, требующие дальнейшей разработки. Так, например, необходимо уделить особое внимание взаимодействию «преподаватель – студент», а также включить работу по формированию культуры умственного труда в рамки всех учебных дисциплин, изучаемых в вузе.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда: учебное пособие.  – М.: КНОРУС, 2004. – 236с.
  2. Зубра А.С. Культура умственного труда студента: пособие для студентов высших учебных заведений / А.С. Зубра. – 2-е издание., испр. и доп. – Минск: Дикта, 2007. – 228 с.
  3. Косырев В.Н. Культура учебного труда студента: Учеб. Пособие. – Тамбов: ТГУ, 1997.
  4. Основы научных исследований: теория и практика: учеб.пособие для студентов вузов / В.А. Тихонов (и др.) – М.: Гелиос АРВ, 2006. – 352с.
  5. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.
  6. Сорина Г.В. Основы принятия решений. – М.: Экономист, 2004. 187с.
  7. Шаповал В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и правильно написать. Пособие для старшеклассников и студентов. – М.: Издательский дом  «Новый учебник», 2004. – 32с.

 

1 Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда: учебное пособие.  – М.: КНОРУС, 2004. – 236с.

2 Зубра А.С. Культура умственного труда студента: пособие для студентов высших учебных заведений / А.С. Зубра. – 2-е издание., испр. и доп. – Минск: Дикта, 2007. – 228 с.

3 Косырев В.Н. Культура учебного труда студента: Учеб. Пособие. – Тамбов: ТГУ, 1997.

4 Основы научных исследований: теория и практика: учеб.пособие для студентов вузов / В.А. Тихонов (и др.) – М.: Гелиос АРВ, 2006. – 352с.

 


Информация о работе Культура интеллектуального труда