Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:37, контрольная работа
Доказана актуальность проблемы формирования культуры умственного труда студентов вуза, обусловленная современными требования к качеству высшего образования и модернизацией всей системы российского образования.
Выявлены сущность, структура и характеристики культуры умственного труда как сложного педагогического феномена, рассматриваемого в качестве ядра общей культуры студента и проявляемого в разных видах его деятельности.
Выделены две составляющие этого феномена: внешняя (учебный труд как деятельность по приобщению к культуре) и внутренняя, включающая личностный, интеллектуальный, мотивационно-потребностный, организационно-деятельностный и гигиенический компоненты.
Введение
1. Показатели и оценка уровня культуры интеллектуального труда студентов 4
2. Эссе на тему «Особенности самостоятельной работы студента вуза» 6
3. Схема «Самопрезентация студента вуза» 10
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Наиболее значимые общеучебные умения:4
Итак, для успешной учебы в вузе студенту необходимо уметь самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, что влечет за собой необходимость максимально совершенного владения учебными действиями, навыками и умениями культуры умственного труда. Поэтому задачей преподавателя является не только процесс передачи узко дисциплинарных знаний, но и формирование у студентов умения учиться, прежде всего, на младших курсах.
Уровень культуры умственного труда студентов определяет все стороны и результаты обучения: качество формируемых знаний и умений; познавательную активность студентов и развитие их мышления, творческих сил; производительность умственного труда и зависящий от него уровень учебной нагрузки; эффективность использования воспитательных возможностей учебного процесса; подготовленность выпускников высших учебных заведений к профессиональной деятельности.
Процесс самопрезентации может быть рассмотрен на трех основополагающих уровнях: мотивационном уровне, уровне целей и уровне используемых средств.
Рассматриваются содержательные особенности каждого из уровней. Так, мотивационный уровень самопрезентации отражает мотивы, на реализацию которых направлена самопрезентация. На содержание мотивационного уровня самопрезентации оказывают влияние, с одной стороны, личностные особенности субъекта (особенности мотивационной сферы, уровень самомониторинга, публичное самосознание и страх негативной оценки). С другой стороны, самопрезентация регулируется такими структурными параметрами ситуации, как важность ситуации для достижения целей субъекта, публичность, зависимость, расхождение между желаемым и существующим имиджем и другими факторами. Уровень цели характеризует тот содержательный образ, который субъект самопрезентации стремится донести до своей аудитории. Самопрезентация как действие всегда осознана субъектом. Основные факторы, определяющие содержание презентируемого образа – это текущая Я-концепция и выпуклые идентичности субъекта, а также актуальные социальные роли и ценности аудитории, перед которой осуществляется самопрезентация.
Инструментальный уровень (уровень средств) характеризует конкретные приемы, используемые субъектом для формирования впечатления о себе. Выбор средств определяется субъектом исходя из конкретных условий, т.е. ситуаций взаимодействия, в которых происходит процесс самопрезентации.
В соответствии с выделенными уровнями рассматриваются три основные единицы анализа процесса самопрезентации: стратегия, тактика и техника самопрезентации. Стратегия самопрезентации соответствует мотивационному уровню и характеризует самопрезентацию как отдельную деятельность. Уровню цели соответствуют тактики самопрезентации, которые отражают конкретные содержательные образы, создаваемые субъектом для формирования определенного впечатления у аудитории. Наиболее мелкой единицей анализа самопрезентации является техника самопрезентации как способ предоставления информации о себе. Техника самопрезентации характеризует самопрезентацию как операцию.
Отмечается, что предложенная схема позволяет обобщить и систематизировать многочисленные классификации стратегий, стилей, способов, тактик и техник самопрезентации, существующие в зарубежной и отечественной социальной психологии, и тем самым устранить многие терминологические неясности, когда в одном и том же исследовании авторы называют исследуемые ими явления сначала тактиками, потом стилями, и, наконец, стратегиями самопрезентации.
Доказана актуальность проблемы формирования культуры умственного труда студентов вуза, обусловленная современными требования к качеству высшего образования и модернизацией всей системы российского образования.
Выявлены сущность, структура и характеристики культуры умственного труда как сложного педагогического феномена, рассматриваемого в качестве ядра общей культуры студента и проявляемого в разных видах его деятельности.
Выделены две составляющие этого феномена: внешняя (учебный труд как деятельность по приобщению к культуре) и внутренняя, включающая личностный, интеллектуальный, мотивационно-потребностный, организационно-деятельностный и гигиенический компоненты.
Разработаны варианты разноплановой самостоятельной работы студентов (с учебным текстом, книгой, многоуровневые задания и др.).
Представлен комплекс диагностических методик, позволяющих определить уровень сформированности культуры умственного труда студентов и степень влияния результатов на качество обучения.
Содержание учебно-методических пособий
направлено на помощь в работе по улучшению
результатов в направлении
Настоящее исследование, имеющее практическую направленность, затрагивает лишь часть аспектов проблемы формирования культуры умственного труда студентов на современном этапе. Полученные в исследовании результаты позволили обозначить и проблемы, требующие дальнейшей разработки. Так, например, необходимо уделить особое внимание взаимодействию «преподаватель – студент», а также включить работу по формированию культуры умственного труда в рамки всех учебных дисциплин, изучаемых в вузе.
1 Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – 236с.
2 Зубра А.С. Культура умственного труда студента: пособие для студентов высших учебных заведений / А.С. Зубра. – 2-е издание., испр. и доп. – Минск: Дикта, 2007. – 228 с.
3 Косырев В.Н. Культура учебного труда студента: Учеб. Пособие. – Тамбов: ТГУ, 1997.
4 Основы научных исследований: теория и практика: учеб.пособие для студентов вузов / В.А. Тихонов (и др.) – М.: Гелиос АРВ, 2006. – 352с.