Культура эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:40, доклад

Описание

Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа.

Содержание

Введение:
1. Предпосылки возникновения новой культуры
2. Общая характеристика великой эпохи
3. Этапы развития Возрождения
4. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения
5. Натурфилософия эпохи Возрождения

Работа состоит из  1 файл

Возрождение.docx

— 22.59 Кб (Скачать документ)

    Культура  эпохи Возрождения

Введение:

1. Предпосылки  возникновения новой культуры

2. Общая  характеристика великой эпохи

3. Этапы  развития Возрождения

4. Гуманистическая  мысль и представители эпохи  Возрождения

5. Натурфилософия  эпохи Возрождения

    Введение

    Возрождение - эпоха в истории культуры и  искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа.

    В развитии культуры Возрождения различают  следующие этапы: Раннее Возрождение, представителями которого были Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто; Высокое Возрождение, представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа Рабле, и Позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес).

    Главная особенность Возрождения - целостность и  разносторонность в  понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира.

    В период позднего Возрождения многие его нормы изменились, обнаружились черты кризиса. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека.

    Гуманизм  позднего Возрождения обогатился сознанием противоречивости жизни, трагическим мироощущением, что проявилось в творчестве Шекспира, Микеланджело.

    В искусстве Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его культуру.

    1. Предпосылки возникновения  культуры

    Непосредственные  производители в период позднего средневековья находились в тяжелом  положении. У лиц, находящихся в  личной зависимости от собственника земли, изымалась большая часть  производимого продукта.

    Социальный  гнет, постоянные междоусобицы, страшная эпидемия чумы, унесшая жизнь трети  населения Европы - все это вытесняет  последние надежды на устройство земной жизни и идеи спасения. Это  способствует вытеснению унаследованного  христианством от религий востока  признания ценности земного бытия, идеи долгой и счастливой жизни как  награды за добродетель.

    Почву для распространения идеи Возрождения  и Реформации подготовил немецкий мистицизм, усиливающий индивидуалистические тенденции в христианстве, во многом преодолевающий общинные принципы церковной организации. Мистицизм часто интерпретируется в магическом смысле, как реальная возможность человека повлиять на вселенские процессы в силу того, что он часть этих процессов, он микрокосмос. В идеологии Реформации Мистицизм, соответственно, понимается лишь как божественная подсказка, выражение воли Святого Духа, обращенной к отдельному индивиду. 
 
 

    2. Общая характеристика  великой эпохи.

    Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало ХVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Эпоха Возрождения оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

    Сами  деятели Ренессанса противопоставляли  новую эпоху Средневековью как  периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени  скорее составляет не движение цивилизации  против дикости, культуры - против варварства, знания - против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры и другого знания.

    Эпоха Возрождения - это  переворот в первую очередь в системе  ценностей, в оценке всего сущего и  отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

    Одной из характерных черт духовной атмосферы  этого времени стало заметное оживление светских настроений.

    Светский  характер присущ и такому яркому явлению  культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Он возник в эпоху Возрождения.

    Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным идеями человечности позднеантичным учениям. Но само понимание  человечности существенно перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его качестве индивида, но как  носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как индивиде уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания, что в нем содержатся некоторые врожденные идеи. Представление о человеке как малом космосе выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка.

    Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе, ведь «ренессанс» и переводится  как «возрождение».

    Художники и скульпторы стремились в своем  творчестве к естественности, к реалистичному  воссозданию мира и человека. Изучались  классические статуи и анатомия человека. Художники начали использовать перспективу, отказавшись от плоскостного изображения.

    Научные и технические открытия, такие, как  изобретение книгопечатания, способствовали распространению новых идей. Постепенно новые идеи овладели всей Европой.

    Особое  место в духовной культуре этого  времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых  было сказано выше. Важнейшая особенность  философии Возрождения - антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта - создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.

    Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения - антропоцентризм. Человек - не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено космического бытия. Христианство тоже было атнропоцентрично в том смысле, что весь мир понимался как сотворенный Богом прежде всего для человека. Однако специфической чертой религиозного монотеистического мировоззрения была идея обожения, понимаемая в духе христианского мистицизма. Мистицизм заключался в том, что соединение с Богом происходит в результате снисхождения божественной благодати, восприятия божественных энергий в результате настроя духа.

    Гуманизм  переменил точку зрения. Человек был поставлен в центр как существо, подобное богу в результате его собственных творческих способностей. Антропоцентризм означал замену понятия обожения понятием обожествления человека, его максимального сближения с богом на путях творческой деятельности.

    3. Этапы развития  Возрождения

    Раннее  Возрождение

    Эпоха Возрождения считается переходной от Средних веков к Новому времени. В этот период происходят изменения  в экономической и культурной жизни.

    Объединяют  культуру различных европейских  народов идеи гуманизма. Принцип  гуманизма, т.е. высшего культурного и нравственного развития человеческих способностей, наиболее полно выражает основную направленность европейской культуры XIV-XVI вв. Идеи гуманизма захватывают все слои общества - купеческие круги, религиозные сферы, народные массы. Складывается новая светская интеллигенция. Гуманизм утверждает веру в безграничные возможности человека. Личность, могучая и прекрасная, становится центром идеологической сферы.

    В период расцвета гуманизма наука, поэзия, архитектура, изобразительные искусства  достигли небывалого размаха. Многие властители стали покровителями искусств. Эти  люди зачастую сочетали в себе черты  чудовищных злодеев и тонких ценителей  прекрасного; добро и зло в  эпоху Возрождения переплетались  самым причудливым образом.

    Искусство Возрождения было своеобразным синтезом античной физической красоты и христианской духовности.

    Культура  Возрождения зародилась в Италии. Итальянское Возрождение делят  на четыре этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) - вторая половина XIII - XIV века; Раннее Возрождение - XV век; Высокое Возрождение - конец XV - первая треть XVI в.; Позднее Возрождение - конец XVI века.

    Высокое Возрождение

    В XVI веке в Италии ренессансное искусство  вступило в фазу наивысшего расцвета. Искусство Италии в эту пору сложно и противоречиво. В это время  происходит высочайший взлет искусства, основанного на традициях гуманистической  культуры. И в это же время возникают  новые художественные явления, выражающие крушение гуманистических идеалов, породившие маньеризм, который распространяется во многих европейских странах.

    Мастера Высокого Возрождения стремились достигнуть в своих произведениях гармонического синтеза наиболее прекрасных сторон действительности.

    В период, когда Италия вступила в  высшую стадию расцвета, начинается Северное Возрождение. Философской основой  Северного Ренессанса был пантеизм, растворявший Бога в природе и  наделявший ее божественными атрибутами. Пантеисты считали, что каждый кусочек  природы достоин изображения, поскольку  в нем есть частица Бога.

    Позднее Возрождение. Кризис Гуманизма

    Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке. К концу XVI в. это разочарование стало повсеместным. Кризис гуманизма вызревал постепенно, возникнув в его глубине. Гуманистическая устремленность выразилась в результатах, неожиданных для самих гуманистов. Так, в первой половине XVI в. публикуется сочинение Коперника о гелиоцентрической системе. Земля перестала быть центром мироздания. Человек стал маленьким и затерялся в бесконечной вселенной.

    Кризис  гуманизма выразился также в  создании утопий.

    В искусстве Западной Европы черты  кризиса гуманизма сказались  в возникновении академизма и  маньеризма. Обозначился разрыв между  искусством и наукой, красотой и  пользой, между духовной и физической жизнью человека. В произведениях художников нарушены принципы равновесия и гармонии, свойственные искусству Высокого Возрождения. Это направление получило название маньеризма. Для зрелого маньеризма характерно стремление отгородиться от жизни, поставить искусство выше реальности.

    4. Гуманистическая  мысль и представители  эпохи Возрождения

Информация о работе Культура эпохи Возрождения