Культура как мир знаков и значений. Множественность языков культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:40, контрольная работа

Описание

К числу ведущих характеристик культуры, порой отождествляемых с сущностью культуры, относят наименование, оценку явлений для определения их места в социокультурном опыте человечества. В основе этой деятельности выделяют знак и значение. Знак несёт значение; знаки образуют знаковые системы культуры. Одно из главных направлений развития современного человека связано с его знаково-символической деятельностью. В этом смысле культура есть процесс выработки, упорядочения и передачи информации, а общество – информационным обществом.

Работа состоит из  1 файл

культуралогия.docx

— 112.25 Кб (Скачать документ)

 

О том, как много символов знал и использовал в своём  творчестве Рубенс, узнаём из его письма Юстусу Сустермансу от 12 марта 1638 года . Интересно, что в этом письме Рубенс, объясняя смысл своей картины "Бедствия войны", указывает значения столь многочисленных символов по памяти, даже не имея перед глазами картины, и называет своё объяснение кратким.

Обратимся к натюрморту голландского художника XVII века Яна де Хема "Mеmento mori" из Дрезденской галереи. При первом беглом взгляде на эту картину внимание к себе сразу привлекает красивый букет садовых цветов. Он занимает почти всё пространство картины и является её главным "действующим лицом". Но, едва приглядевшись, мы замечаем некоторые странности в выборе и изображении предметов, расположенных возле букета: очень необычно, что рядом с ним художник поместил череп, раковину, помятую и надорванную бумагу с чёткой надписью "Mеmento mori", что означает: "Помни о смерти". Кроме этого прямого призыва, о смерти напоминает и череп, так как он является символом недолговечности, бренности нашей жизни. О ней же, о смерти, о её неизбежности, говорят все многочисленные детали данной картины. Присмотримся по внимательней, и увидим, что Ян де Хем изобразил увядающий букет: поблёкли и повяли лепестки у тюльпанов, совсем завял мак, тронуты увяданием и другие цветы. Вянущий букет сам по себе обозначает недолговечность нашей жизни. К тому же художник старательно выписал множество червяков и насекомых, поедающих лепестки, стебли и листья. А черви — это символы разложения и уничтожения; мухи символизируют порчу; бабочки — скоротечность, краткость нашего пребывания на земле. Итак, почти все рассмотренные элементы композиции данного натюрморта указывают, как верующий художник настойчиво внушает нам мысль о том, что человек со всеми своими земными стремлениями и заботами, которые символически обозначены набором разных цветов, — лишь временный гость на земле. Зато раковина, символ паломничества, атрибут святого Роха и Иакова Старшего, направляет мысль зрителя к высокому, нетленному и вечному. Но вечно только духовное, бессмертна наша душа. Теперь становится понятным идейное содержание картины: не забывай, человек, что ты смертен, и при жизни спасай свою душу, чтобы на том свете избежать мук ада.

Раздумья художника Яна  де Хема о человеческой жизни перекликаются с заповедями Христа из Его Нагорной проповеди:

"Не собирайте  себе сокровищ на земле, где  моль и ржа истребляют и  где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища  на небе, где ни моль, ни ржа  не истребляет и где воры  не подкапывают и не крадут".

 

Использования символов в  литературе.

В первой песне "Ада" Данте  рассказывает, как он, пройдя половину жизненного пути, заблудился в сумрачном  лесу. С  большим трудом добрался он до холма, надеясь с вершины  его определить для себя верный путь и выбраться из леса, но оттуда вышли  навстречу ему три страшных зверя: рысь, лев и волчица. Испугавшись и боясь окончательно погибнуть в тёмном лесу, Данте обратился за помощью к великому римскому поэту Вергилию, который весьма кстати внезапно появился перед испуганным итальянским поэтом. И Вергилий помог Данте спастись от хищников и  выбраться из лесного мрака, для чего предложил ему путешествие по всем кругам ада и чистилища, чтобы, став мудрее в  этом путешествии, впредь ходить только верной дорогой.

В этом иносказании очень  много символов. Мрачный лес — символ погрязшего в пороках и междоусобных раздорах итальянского общества; освещённый лучами восходящего солнца холм — это найденный путь спасения; три хищника, преградившие подступ к холму, — это, по мнению Данте, три главных людских порока: сладострастие (рысь), гордыня (лев) и алчность, корысть, жадность (волчица). Эти пороки являются основным источником зла в мире. Спасение от них Данте как истинный предтеча эпохи Возрождения видит в познании. Поэтому путеводителем в поисках истины он выбирает себе Вергилия, сделав его символом разума и государственной мудрости, потому что превыше всех почитал этого великого поэта.

Обилие символов делает "Божественную комедию" Данте трудной для  современного читателя: для понимания  текста ему надо постоянно обращаться к комментариям, но такое чтение становится скучным, если нет жажды  знания. Но все образованные современники Данте и итальянцы эпохи Возрождения  с  удовольствием читали это произведение и обсуждали его даже на улицах. Анонимный биограф Леонардо да Винчи  сообщает, что общество почтенных  людей Флоренции обсуждало у  церкви Санта Тринити одно место  из Данте.

Символы используются и в  архитектуре. Очень выразительна, например, символика православных храмов. Здание храма всегда выражает определённую христианскую идею и  может иметь форму креста, так как на кресте был распят Иисус Христос; форму круга (символ идеального и вечного); форму корабля (это означает, что церковь подобно кораблю помогает людям безопасно плыть по бурному морю житейскому к  тихой счастливой гавани духовного саморазвития и добродетельной жизни). Символично и количество глав на храме. Если у храма одна глава, значит он посвящен Господу Иисусу Христу. Две главы напоминают нам двойственную природу Христа: Бога и Человека. Три главы храма указывают на три лица Святой Троицы; пять глав означают Иисуса Христа и четырёх евангелистов; семь глав — семь святых таинств и семь Вселенских Соборов; тринадцать — Иисуса Христа и 12 апостолов. Крест, венчающий храм, — это символ христианской веры и божественного присутствия. А крест, совмещённый с якорем и покоящийся на шаре, символизирует главные христианские добродетели: веру, надежду, любовь.

Символика присутствует и  в самом обряде богослужения, например, символичны одежды священнослужителей . "Поручи напоминают священнослужителям, что они, совершая таинства или участвуя в совершении таинств веры Христовой, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий… Пояс знаменует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери."

Почти все существующие мировые  религии имеют богатую символику. Разнообразные символы практически  всех мировых религий имеют одно и тоже функциональное предназначение - путём аллегории изобразить верховное божество.

Очень известный символ: Звезда Давида (на иврите – Маген Давид) – это мистический символ, состоящий из двух наложенных друг на друга треугольников, образующих, таким образом, гексаграмму. Сегодня этот знак рассматривается как еврейский символ и известен под названием Еврейская Звезда. Несмотря на то, что этот символ использовался в синагоге в Капернауме (в 3-ем веке нашей эры), в древние времена данная гексаграмма была, в первую очередь, нееврейским декоративным элементом (например, она использовалась как элемент мозаичного украшения римских мостовых). Этот символ появляется также в украшениях средневековых христианских церквей. При этом шестиконечная звезда не встречается в иудейском искусстве и декорациях того же периода и упоминание о Звезде Давида отсутсвует в литературных трудах раввинов. С провозглашением Государства Израиль Еврейская Звезда на флаге также стала символом Израиля.

Коловра́т (от старославянского. коло - колесо, круг, врат - ворот, то есть буквы "вращение колеса", "круговорот") - древнее славянское  
название солярного символа, графическое изображение сонма 
божеств солнце- и огне-поклонников... Один из древнейших и 
уважаемых символов веры, давшей начало как трем основным 
великим религиям: христианству, мусульманству и буддизму, так 
и всем их производным.

 

 

 

 

Символ в науке

Символ в химии: с помощью химических символов можно просто, быстро и удобно указывать исходные вещества реакции, а также и продукты реакции. Проделаем опыт. Возьмем для реакции раствор щелочи натрия и раствор медного купороса. В результате образуется сульфат натрия и гидроксид меди. Это словесное выражение химического процесса. С помощью знаков этот процесс записывается следующим образом.

2NaOH + CuSO4 = Na2SO4 + Cu(OH)2

В теоретических основах  химии валентность обозначается штрихом или черточкой. По просьбе  учителя у доски несколько  учащихся пишут графические формулы  фосфорной, серной, угольной кислот с  использованием символа валентный  штрих. В химии широко используется символ “. “ точка. Он олицетворяет собой электрон. Например, если два атома водорода соединяются друг с другом для создания молекулы, то два электрона, принадлежащие этим атомам, изображают так:

Н. + Н.= Н : Н

Впервые обобществил сведения обо всех химических элементах русский  ученый Д.И.Менделеев в таблице “Периодическая система химических элементов” в 1869 году. В спецкурсе “Химия и компьютер” мы тоже используем символы общепринятого научного характера. При записи программ применяем символы трех категорий: буквы, цифры, специальные знаки. К первой категории относятся 26 прописных букв латинского алфавита, а также знак $. Вторая категория - это 20 арабских цифр. Третья категория - операторы, образованные от латинских слов. Итак, постичь, познать всеохватывающий мир химии нам помогают символы.

Символы в математике: повсеместно используются символы для упрощения и сокращения текста.

К самым распространённым относятся:

 

Плюс: +

Минус: −

Знаки умножения: ×, ∙ (в программировании также *)

Знаки деления: :, ∕, ÷

Знак равенства, приближённого  равенства, неравенства: =, ≈, ≠

Скобки (для изменения  порядка операций и др.): (), [], {}, <>

Знак тождественности: ≡

Знаки сравнения: <, >, ≤, ≥, ≪, ≫

Знак порядка (тильда): ~

Знак плюс-минус: ±

Знак корня (радикал): √

Факториал: !

Знак интеграла: \int

 

 

Знак возведения в степень: ^ (в типографской и рукописной записи формул не применяется; используется в  программировании, наряду с более  редкими символами ↑ и **, а  также в «линейной» текстовой  записи формул).

Символы в физике: согласно метрологическим стандартам буквой A следует обозначать работу механической силы, амплитуду колебаний, векторный потенциал магнитного поля и иногда площадь сечения, буквой S – площадь сечения, энтропию и импульс силы, буквой T – термодинамическую температуру, период колебаний, крутящий момент и кинетическую энергию, буквой L – момент количества движения, механическую работу (в теплотехнике) и индуктивность (в электротехнике), буквой p – механическое давление, импульс и электрический момент диполя, буквой v – скорость и удельный объём.

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение

  1. Культура как мир знаков и значений. Множественность языков культуры
  2. Сущность и виды знаков. Семиотический анализ культуры
  3. Понятие символа. Знак - символ - образ
  4. Символ в науке, искусстве, религии

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Белый А. - Символизм  как мир миропонимание. 

2. Гумбольдт В. - Язык и  философия культуры.

3. Кассирер Э.  -Философия символических форм. Культурология 20 век.

4. Лотман Ю.М. - Статьи по  семиотике искусства. 

5. Мечковская Н.Б. - Язык и религия.

6. Петров М.К. - Язык, знак, культура.

7. Тернер В. - Символ и  ритуал.

8. Фуко М. - Слова и вещи: археология гуманитарных наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Культура как мир знаков и значений. Множественность языков культуры