Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:35, доклад
Культура — необходимое условие существования всякого общества и поэтому может рассматриваться как всеобщее достояние. Лишь крайняя патология или полная деградация индивида исключает его из культурного общения. Но, конечно, степень и характер такого общения и освоения культурного достояния весьма различны. В дальнейшем мы разберем характер культурной стратификации, складывающейся во всяком обществе. Но все же с самого начала следует выделить ту сферу, в которой культура находится “у себя самой”, где обеспечивается ее формирование, сохранение и творческое развитие.
Культура как особая сфера деятельности
Культура — необходимое условие существования
всякого общества и поэтому может рассматриваться
как всеобщее достояние. Лишь крайняя
патология или полная деградация индивида
исключает его из культурного общения.
Но, конечно, степень и характер такого
общения и освоения культурного достояния
весьма различны. В дальнейшем мы разберем
характер культурной стратификации, складывающейся
во всяком обществе. Но все же с самого
начала следует выделить ту сферу, в которой
культура находится “у себя самой”, где
обеспечивается ее формирование, сохранение
и творческое развитие.
Уже на ранних этапах человеческой истории
выделяется особая категория людей, которые
профессионально заняты воспроизведением,
поддержанием и обновлением культурных
норм, ценностей и смыслов. В племенных
обществах это были шаманы и вожди, пользовавшиеся
особым статусом. Длительное время тщательная
и всесторонняя регуляция духовной жизни
осуществлялась религией, всегда отделенной
от светской сферы. Формирование национальных
государств привело к тому, что и культурная
жизнь складывается во многом в национальных
рамках, что приводит к выделению особого
слоя национальной интеллигенции. Это
означает, что во всяком обществе образуется
особый институт и появляются профессиональные
кадры, которые и заняты поддержанием
и развитием культуры, оставляя хозяйство
за производительными классами, а власть
за политиками. Хорошо известно, насколько
редко встречается достойное признания
сочетание успеха в этих разных сферах
деятельности.
Итак, обобщая приведенные выше положения,
мы можем заключить, что культура — это
особая сфера и форма деятельности, имеющая
свое содержание и свою структуру, а вместе
с тем воздействующая на остальные сферы
бытия, в том числе на социальные отношения
и политику. Культура создает то поле и
способ общения, в котором и формируется
каждое отдельное общество со своей внутренней
структурой, но отмеченное самобытностью,
отделяющей это общество от других. Третья
ипостась культуры — уровень жизнедеятельности,
обеспечиваемый постоянной заботой о
поддержании высоких образцов и подтягивании
к ним реальной деятельности и поведения
человека.
Но выявление различных сторон культурной
деятельности еще не дает нам основания
для определения сущности культуры как
целостной системы и важного блока совокупной
социальной регуляции наряду с экономикой,
социальной системой и политикой. Эта
сущность связана с духовным производством,
в ходе которого создаются, поддерживаются,
распространяются и осваиваются нормы,
ценности, смыслы и знания,— что и составляет
исходный комплекс элементов культуры.
Во взаимодействии с другими компонентами
культура осуществляет различные функции
социальной регуляции.