Культура как понятие культурологии, функции культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:19, контрольная работа

Описание

Понятие «культура» трактуется в отечественной и зарубежной науч-ной литературе неоднозначно. Разобраться во множестве его смысловых оттенков и определений, а также понять, что же все-таки представляет собою культура, нам поможет знание возможных вариантов использова-ния этого понятия в истории. Больше 2 тыс. лет прошло с тех пор, как латинское слово «colere» было использовано для обозначения обработки почвы, земли. Но память об этом до сих пор сохранилась в языке в многочисленных сельскохозяй- ственных терминах — агрокультура, культура картофеля, окультуренные пастбища и т.п.

Содержание

1. КУЛЬТУРА КАК ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ
2. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
2. 1. Адаптивная функция культуры
2. 2. Сигнификативная функция
2. 3. Познавательная (гносеологическая) функция
2. 4. Коммуникативная функция культуры
2. 5. Интегративная функция культуры
2. 6. Нормативная (регулятивная) функция
2. 7. Аксиологическая функция
2. 8. Функция социализации и инкультурации

Работа состоит из  1 файл

культура полное.docx

— 30.36 Кб (Скачать документ)

происходит в основ¬ном генетическим путем, у людей информация

кодируется в разнообразных знаковых системах. Благодаря этому

информация отделяется от индивидов, добывших ее, приобретает

самостоятельное существование, не исчезая после их смерти. Она

становится общественным достоянием, и каждое новое поколение не

начинает свой жизненный путь с нуля, а активно осваивает опыт,

накопленный предшествующими поколениями.

Информация транслируется не только во временном аспекте — от

поколения к поколению, но и в рамках одного поколения — как процесс

обмена опытом между обществами, социальными группами,

отдельны¬ми людьми. Существуют рефлексивные (осознаваемые) и

нерефлексивные (неосознаваемые) формы трансляции культурного

опыта. К рефлексивным формам относятся целенаправленное

обучение и воспитание. К нерефлексивным — стихийное усвоение

культурных норм, которое происходит неосознанно, путем прямого

подражания окружающим.

Социокультурный опыт транслируется посредством действия таких

социальных институтов, как семья, система образования, средства

массо-вой коммуникации, учреждения культуры. С течением времени

производ-ство и накопление знаний идет все более быстрыми темпами.

В современную эпоху каждые 15 лет происходит удвоение

информации. Таким образом, культура, выполняя информационную

функцию, делает возможными процесс культурной преемственности,

связь народов, эпох и поколений.

2. 4. Коммуникативная функция культуры

Очень важна коммуникативная функция культуры. Ни одну сколь¬ко-

нибудь сложную задачу человек не может решить без помощи других

людей. Без общения с себе подобными человек не может стать

полноценным членом общества, развить свои способности.

Посредством коммуникации происходит координация сложных

действий, становится возможной сама общественная жизнь.

При этом природа не наделила человека способностью устанавли-вать

эмоциональные контакты, обмениваться информацией без помощи

знаков, звуков, письма. Поэтому для общения с себе подобными

человек создал различные средства культурной коммуникации.

Информация мо-жет передаваться вербальными (словесными),

невербальными и паравербальными способами. К невербальным

средствам коммуникации относятся мимика, жесты, позы, дистанция

общения с другими людьми, информация, которая передается через

различные материальные предметы. Так, большое количество

информации может быть передано с помощью одежды людей,

особенно форменной. К паравербальным средствам коммуникации

относятся темп речи, интонации, громкость, артику-ляция, высота

голоса и т.п.

Сам процесс коммуникации очень сложен. Информация вначале

должна быть закодирована, т.е. облечена в какую-либо символическую

форму. Затем, при передаче по каналам коммуникации, возможны

помехи и потеря части информации. При получении послания

адресатом оно должно быть раскодировано, причем в силу различий в

представлениях о мире, а также индивидуальном опыте отправителя и

получателя сообщения раскодирование идет с погрешностями.

Поэтому коммуникация никогда не бывает успешной на 100% —

большие или меньшие потери неизбежны. Эффективность

коммуникации обеспечивается целым рядом культурных условий,

таких, как наличие общего языка, каналов передачи информации,

соответствующей мотивации, этических, семиотических правил,

которые в итоге определяют, кому, что, когда и как мы можем

сообщить и от кого и когда ждать ответного сообщения.

Развитие форм и способов коммуникации является важнейшим аспек-

том формирования культуры. На ранних этапах истории человечества

возможности коммуникации ограничивались прямыми контактами

между людьми, когда для передачи информации им приходилось

сближаться на расстояние прямой видимости и слышимости.

Постепенно люди стали находить возможность увеличить дальность

коммуникации с помощью специальных приспособлений. Так

появились сигнальные барабаны и костры. Но их возможности

ограничивались передачей лишь нескольких сигналов. Поэтому

важнейшим этапом в развитии культуры стало изобретение

письменности, позволившее передавать сложные сообщения на

большие расстояния.

В современных условиях стремительное расширение коммуникатив-ных

возможностей приводит к стиранию национальных особенностей и

способствует формированию единой общечеловеческой цивилизации,

т.е. к процессам глобализации. Эти процессы стимулируют интенсивный

прогресс средств коммуникации — непрерывно растет число информа-

ционных потоков, способных связать все более и более отдаленные

друг от друга уголки Земли, возрастает скорость передачи информации.

И одновременно углубляется взаимопонимание людей, рождая в их

душах сочувствие и сопереживание «чужим» горестям и радостям.

2. 5. Интегративная функция культуры

Интегративная функция культуры близка к коммуникативной: куль-тура

объединяет народы, социальные группы и государства, т.е. любые со-

циальные общности. В основе единства таких групп лежат: общий язык,

единая система ценностей и идеалов, а отсюда — общность взглядов на

мир, а также общие нормы, регулирующие поведение людей. Так

возни-кает чувство родства, общности с людьми — членами твоей

группы, в противовес другим людям, которых мы воспринимаем как

«чужих». В результате весь мир делится на «своих» и «чужих», на «мы»

и «они». Как правило, человек испытывает большее доверие к «своим»,

чем к «чужим», говорящим на непонятном языке и ведущим себя, с

нашей точки зрения, неправильно. Поэтому коммуникации между

представителями разных культур всегда затруднены, велик риск

ошибок, порождающих конфликты и даже войны.

Тем не менее в последнее время в связи с процессами глобализации,

развитием средств массовой информации и коммуникации

межкультурные контакты расширяются. Во многом этому способствует

и современная массовая культура, делающая доступным большому

числу людей в разных странах книги, музыку, достижения науки и

техники, моду и т.п. Особенно большую роль в этом процессе играет

Интернет.

Таким образом, можно сказать, что интегративная функция культуры,

наряду с коммуникативной, помогает сплочению не только отдельных

социальных и этнических групп, но и всего человечества в целом.

2. 6. Нормативная (регулятивная) функция

Огромную роль в жизни общества играет нормативная (регулятив-ная)

функция культуры. Любые человеческие общности нуждаются в ре-

гулировании поведения составляющих их индивидов. Это необходимо

для сохранения равновесия внутри самой общности и для выживания

каждого отдельного индивида. Продукты культуры, которыми

распола¬гает человек, очерчивают поле его возможной деятельности,

позволяют прогнозировать развитие событий. Но они не определяют,

как должен действовать человек в той или иной ситуации. Каждый

сознательный и ответственный человек совершает поступки, опираясь

на нормы и требования к поведению людей, которые исторически

сложились в обществе и четко закрепились в нашем сознании и

подсознании.

Собственнорегулятивная функция культуры проявляется как систе-ма

норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их

жизни и деятельности — труде, быте, семейных, межгрупповых, меж-

национальных, межличностных отношениях. Нормы могут быть как

разрешительными, так и запретительными. В каждой культуре приняты

свои нормы поведения. Посредством этих норм культура регулирует,

ко-ординирует действия отдельных людей и социальных групп, находит

оп-тимальные пути решения конфликтных ситуаций, дает

рекомендации при решении жизненно важных вопросов.

Регулятивная функция культуры осуществляется на нескольких уровнях.

Высший из них представляют мораль и ее нормы, которые же-стко

соблюдаются, несмотря на отсутствие специальных контролирую¬щих

институтов, а нарушение норм морали встречает резкое осуждение со

стороны общества. Другой уровень регуляции представлен нормами

права, которые подробно излагаются в конституциях и законах разных

стран. Их соблюдение контролируется с помощью специально

созданных институтов — суд, прокуратура, милиция, пенитенциарная

система. Еще один уровень нормативной функции — обычаи и

традиции. Они представляют собой устойчивую систему поведения

людей в разных сферах жизни и разных ситуациях, ставшую нормой и

передающуюся из поколения в поколение. Они, как правило,

принимают форму определенного стереотипа, сохраняют свою

устойчивость и консервативность на протяжении столетий, несмотря ни

на какие общественные изменения. Наконец, низшим уровнем

регуляции выступают нормы поведения человека на работе, в быту, в

общении с другими людьми, в отношении к природе. Этот уровень

нормативности включает широкий круг требований — начиная с

напоминания о необходимости соблюдать элементарную опрятность,

кончая общими требованиями к духовному миру человека.

2. 7. Аксиологическая функция

Ценностные ориентации людей связаны с аксиологической (оценочной)

функцией их культуры. Поскольку степень значимости предметов и

явлений окружающего мира для жизнедеятельности людей

неодинакова, формируется определенная система ценностей общества

или социальной группы. Ценности подразумевают выбор того или

иного объекта, состояния, потребности, цели в соответствии с

критерием их полезности для жизни человека. Ценности служат

фундаментом культуры, помогая обществу и каждому человеку

отделить хорошее от плохого, истину от заблуждения, справедливое

от несправедливого, допустимое от запретного-

Отбор ценностей происходит в процессе практической деятельности.

По мере накопления опыта ценности формируются и исчезают, пе-

ресматриваются и обогащаются. У разных народов понятия о добре и

зле различны, именно ценности обеспечивают специфичность каждой

культуры. То, что важно для одной культуры, может быть совсем не

важно для другой. У каждого народа формируется своя пирамида,

иерархия ценностей, хотя сам набор ценностей носит

общечеловеческий характер. Можно условно разделить

(классифицировать) основные ценности на:

• витальные - жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, си¬ла и

т.д.;

•социальные — положение в обществе, статус, труд, профессия,

личная независимость, семья, равенство полов;

• политические — свобода слова, гражданские свободы, законность,

гражданский мир;

• моральные — добро, благо, любовь, дрркба, долг, честь, бескоры-

стие, порядочность, верность, справедливость, уважение к стар¬шим,

любовь к детям;

• эстетические — красота, идеал, стиль, гармония, мода, самобыт-

ность.

Многие из названных выше ценностей могут отсутствовать в той или

иной культуре. Кроме того, каждая культура по-своему представляет те

или иные ценности. Так, идеалы красоты достаточно сильно отличаются

у разных народов. Например, в соответствии с идеалом красоты средне-

векового Китая аристократки должны были обладать крохотной

ножкой. Желаемого добивались с помощью мучительных процедур

бинтования ног, подвергая им девочек с пяти лет, в результате чего эти

женщины становились калеками.

С помощью ценностей люди ориентируются в мире, обществе, опре-

деляют свои поступки, свое отношение к окружающим. Большая часть

людей считают, что стремятся к добру, правде, любви. Разумеется, то,

что кажется добром для одних людей, может оказаться злом для

других. И это вновь свидетельствует о культурной специфичности

ценностей. Мы всю свою жизнь выступаем «оценщиками» окружающего

мира, опираясь на собственные представления о добре и зле.

2. 8. Функция социализации и инкультурации.

Важнейшей функцией культуры является функция социализации и

инкультурации. Социализацией называется процесс усвоения

человеческим индивидом определенных знаний, норм и ценностей,

необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества.

Вместе с тем социализация обеспечивает стабильность общества. В

обществе, как и в природе, постоянно происходит смена поколений,

люди рождаются и умирают. Но в отличие от животных человек не

имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает от

культуры, научается жить, мыслить и действовать в соответствии с

ними.

Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детст-ва.

Образцы поведения, которые демонстрируют родители, сознательно

или бессознательно перенимают дети, определяя тем самым свое

поведение на многие годы вперед. Большое влияние на детей

оказывают также примеры поведения, которые демонстрируют

сверстники, учителя, вообще взрослые. Детство — важнейший период

социализации, именно в детстве почти на 70% формируется личность.

Но социализация на этом не заканчивается. Она — процесс

непрерывный, не останавливающийся на протяжении всей

Информация о работе Культура как понятие культурологии, функции культуры