Культура как предмет иследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 09:10, реферат

Описание

Рассматривая какую-либо культуру, нельзя вырвать ее из того контекста времени и пространства, в котором она существует. В прошлом веке культурологи считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса, так сказать, "культурную лестницу". С этой точки зрения все патриархальные (а тем более матриархальные) культуры классифицировались в рамках единого первобытно-общинного строя и однозначно оценивались как примитивные, то есть подлежащие (по известному изящному термину) прогрессорской деятельности.
Однако в том же столетии возникла противоположная мысль - что эти культуры на самом деле имеют принципиальные различия, они предельно самобытны, и не имеют друг с другом ничего общего.

Работа состоит из  1 файл

культура как предмет иследования.docx

— 24.27 Кб (Скачать документ)

 В  противовес концепциям культурных  циклов Шпенглера и Тойнби, Ясперс  исходит из того, что человечество  имеет единые истоки и некий  общий путь развития.   Он полагает,   что между седьмым и вторым веками до нашей эры произошел некий культурный процесс, резкий поворот истории.    

 В  это время:   в Китае усилиями Конфуция,   Лао-Цзы, Чжуан-Цзы, Мо-Цзы и  других возникают все направления китайской философии,   в Индии возникают Упанишады и проповедует Будда, в Иране зороастризм учит о происходящей в мире борьбе со злом, в Палестине один за одним появляются  пророки,   в Греции - Гомер и вся греческая философия. Новое,   возникшее в эту эпоху мироощущение сводится к следующему: "бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас и собственная беспомощность.   Стоя над  пропастью,   он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границ,   он обозначает перед собой высшие цели, познает абсолютность, в глубинах самосознания, и в ясности транцендентного мира".     

 С  этого  момента  древние культуры перестают существовать сами по себе,   а в едином контексте истории человечества.   Это время  и называет К. Ясперс осевым временем человечества.    

 В  разных  вариантах  эта  концепция  получает   поддержку   у Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, и К. Поппера, Диогена Лаэртского, Данте,   Вольтера и Монтескье... Осознание человечеством своей целостности - единственный идеал, который может спасти мир.    

 Быть  может,   культурология откроет новые пути развития общепланетарной культуры, сумеет заставить людей прислушаться к себе, а может и нет. Тогда для осознания всех этих важных вещей нам потребуется убедиться в существовании инопланетян. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

1. А.  Дж. Тойнби "Постижение истории" (сборник) , Прогресс, 1991     

2. О.  Шпенглер "закат Европы", Искусство, 1993     

3. К.  Ясперс "Смысл и назначение  истории", Республика, 1991     

4. К.  Леви-Стросс "Первобытное мышление" (сборник) ,   Республика, 1994    

5. Н.  А. Бердяев "Смысл истории", 1990     

6. М.  Элиаде "Аспекты мифа", Инвест  ППП, 1995     

7. К.  Юнг "Подход к бессознательному" (В сб.   "Человек  и  его символы", Б. С. К., 1996

Информация о работе Культура как предмет иследования