Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 09:10, реферат
Рассматривая какую-либо культуру, нельзя вырвать ее из того контекста времени и пространства, в котором она существует. В прошлом веке культурологи считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса, так сказать, "культурную лестницу". С этой точки зрения все патриархальные (а тем более матриархальные) культуры классифицировались в рамках единого первобытно-общинного строя и однозначно оценивались как примитивные, то есть подлежащие (по известному изящному термину) прогрессорской деятельности.
Однако в том же столетии возникла противоположная мысль - что эти культуры на самом деле имеют принципиальные различия, они предельно самобытны, и не имеют друг с другом ничего общего.
В
противовес концепциям
В
это время: в Китае усилиями Конфуция,
Лао-Цзы, Чжуан-Цзы, Мо-Цзы и других возникают
все направления китайской философии,
в Индии возникают Упанишады и проповедует
Будда, в Иране зороастризм учит о происходящей
в мире борьбе со злом, в Палестине один
за одним появляются пророки, в Греции
- Гомер и вся греческая философия. Новое,
возникшее в эту эпоху мироощущение сводится
к следующему: "бытие в целом, самого
себя и свои границы. Перед ним открывается
ужас и собственная беспомощность. Стоя
над пропастью, он ставит радикальные
вопросы, требует освобождения и спасения.
Осознавая свои границ, он обозначает
перед собой высшие цели, познает абсолютность,
в глубинах самосознания, и в ясности транцендентного
мира".
С этого момента древние культуры перестают существовать сами по себе, а в едином контексте истории человечества. Это время и называет К. Ясперс осевым временем человечества.
В разных вариантах эта концепция получает поддержку у Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, и К. Поппера, Диогена Лаэртского, Данте, Вольтера и Монтескье... Осознание человечеством своей целостности - единственный идеал, который может спасти мир.
Быть
может, культурология откроет новые
пути развития общепланетарной культуры,
сумеет заставить людей прислушаться
к себе, а может и нет. Тогда для осознания
всех этих важных вещей нам потребуется
убедиться в существовании инопланетян.
Список
используемой литературы
1. А. Дж. Тойнби "Постижение истории" (сборник) , Прогресс, 1991
2. О. Шпенглер "закат Европы", Искусство, 1993
3. К. Ясперс "Смысл и назначение истории", Республика, 1991
4. К. Леви-Стросс "Первобытное мышление" (сборник) , Республика, 1994
5. Н. А. Бердяев "Смысл истории", 1990
6. М. Элиаде "Аспекты мифа", Инвест ППП, 1995
7. К.
Юнг "Подход к