Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:49, реферат
Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племен и народов, занимает важное место в истории Евразии и является одним из древнейших этносов. Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении, поэтому казахский народ – один из богатейших народов в культурном плане. Культура казахов вплоть до ХХ века оставалась кочевой, но не смотря на это за многие тысячелетия прошла путь развития не менее сложный и интересный культур других народов.
Существовало два варианта игры. В первом случае в борьбу вступали два всадника, в другом – две команды, выставляемые разными аулами и родами. Цель – первым донести тушу козла до условленного места. По сигналу судьи каждый старался захватить тушу, остальные бросались в погоню, чтобы вырвать добычу.
Жамбы ату – стрельба из лука или из ружей на полном скаку в мишень. Его происхождение связано с военно-прикладным искусством, сохранившимся вплоть до XVIII в. Кумыс алу, один из своеобразных национальных видов спорта, встречающийся у народов Средней Азии, Казахстана, Кавказа, требующий от участников предельной скорости, ловкости, искусного и отважного управления конем. Смысл игры состоит в том, чтобы всадник на полном скаку должен поднять положенную на землю монету, а иногда и несколько монет, расположенных в одинаковом интервале.
Большой популярностью
в народе пользовались борьба (казакша
курес), разновидность которой
Кыз куу (догони девушку) – конноспортивная игра, своими корнями уходящая в глубокую древность, когда девушки были воинами и наездницами. Они предъявляли избранникам ряд условий, в т. ч. состязания по скачкам. В случае победы воин имел право жениться на ней. В видоизмененной форме дошли до нас несколько вариантов этой игры, проводимых во время свадьбы и иных торжеств. Игра проводилась на открытом поле на определенной дистанции. В конце поля устанавливали контрольный поворотный столб или мету. По условиям игры девушка должна ударить плетью джигита и пуститься вскачь, чтобы первой доскакать до поворотного столба, а джигит – догнать ее. Если джигит догонял ее до линии поворота, то, как победитель имел право обнять и поцеловать девушку. Если же он не догонял девушку, то на обратном пути, подстрекаемая зрителями, она догоняла неловкого джигита и наносила ему многочисленные удары плетью. Подобные неудачи ложились позором на наездника, требовалось долгое время, чтобы забыли о ней.
Алты бакан (буквально “шесть столбов”) – казахские качели, сооружались из шести столбов, концы которых перетягивали крепкой веревкой, сверху устанавливали поперечный шест, куда закрепляли парные арканы для ног и сидения. Алты бакан проходил в вечернее время. Девушка и юноша раскачивались на качелях и при этом должны были начать какую-нибудь веселую песню, остальные подхватывали ее, играли на домбре. Пары сменяли друг друга.
Ак суек (белая кость)
– развлекательная молодежная игра,
проходила в лунную ночь, с участием
молодежи соседнего аула. В качестве
инструмента берется белая кост
Наряду с молодежными играми широко были распространены и детские игры. Самые любимые из них – альчики (асыки), раскрашенные овечьи и подкопытные бабки. Древность этой игры подтверждена археологическими данными по всей территории Казахстана. В качестве выигрыша на кон ставили альчики, деньги и другие призы.
Среди игр интеллектуальных любимой был тогыз кумалак – настольная игра. Для нее использовали четырехугольную деревянную доску, имеющую 18 продолговатых лунок (отау). В промежутке между рядами вырезаны еще две большие лунки круглой формы (казан). Каждый игрок (их два) имеет по 81 шарику, а в лунки кладут по 9. Ходы делаются поочередно. Выигравшим считается тот, кто забирал из лунок противника больше шаров. Игра была настолько популярной, что могли обходиться без доски. Для этого участники выкапывали необходимые лунки прямо на земле и проводили партии. Игра называется тогыз кумалак (девяткою) потому, что в основу 81 (9х9) и 162 (2х9х9) положено число 9, считавшееся у древних монголов и тюрков священным числом.
Одним из древнейших развлечением казахов была охота, в особенности, охота с ловчими птицами, служившая подспорьем в скотоводческом хозяйстве.
Одна из самых неповторимых особенностей казахского быта. Самого охотника называют кус-беги или беркутчи. Опыт дрессуры диких птиц накапливался веками, секреты передавались от отца к сыну. Раньше кусбеги было много, но в наши дни мы встречаем их все реже. Эти мастера обладают природным даром воспитания соколов, беркутов, орлов. Для них специально готовят снаряжение: покрывало, колпак, ложе, привязь.
Обученный беркут охотится на зайцев, лис, куропаток, черных рябчиков. Золотому Орлу под силу справиться даже с волком. Для первоначальной подготовки к охоте любому человеку пригодятся уроки опытного беркутчи. Нелегко приучить гордую и агрессивную птицу к охоте. Поэтому секреты дрессировки династии охотников-беркутчи передавали из поколения в поколение. Сезон охоты с беркутом начинается с установлением снежного покрова. Так было издревле: с беркутом ходили на охоту лишь зимой, когда мех пушных зверей был в цене. Обычными трофеями, помимо лис, бывают корсаки - степные лисы и зайцы, а раньше охотились также на сайгаков и джейранов. На крупных птиц пускают ястребов, а на мелкую дичь - соколов. Охота с ястребом, соколом, кречетом начинается с конца сентября, когда пернатые готовятся к перелету, и длится до первого снега.
Сценарий охоты с беркутом таков: беркутчи, удерживая птицу на руке, пускает коня вскачь, на ходу снимает с ее головы томагу - специальную кожаную шапочку и подбрасывает беркута вверх в направлении добычи. Хищная птица стремительно набирает скорость и в доли секунды настигает добычу. Результат охоты заметно улучшается, когда ловчей птице помогает борзая собака - тазы. Благодаря многовековой селекции в регионе получили породу борзых с отличительной способностью преследовать зверя, с особой зоркостью и максимальной резвостью. Эти характеристики отличают среднеазиатскую борзую. Раньше тазы использовали большей частью для безружейной охоты на зайца, барсука, сурка, волка и копытных животных.
Среди всех праздников казахов почетнейшее место занимает Наурыз.
Современное казахское название Нового года - Наурыз пришло из персидского языка: нау - новый, руз - день.
В прежние времена казахи называли началом нового года улыс куны - днем всего племени. Отсюда традиция примирения между родственниками за праздничным столом, обмен подарками и пожеланиями благ. Начало года знаменовалось появлением зелени. Закончилось терпеливое противостояние тяготам зимы, и теперь с приходом весны важно принять участие в празднике зарождения жизни. Главное ритуальное блюдо древнего праздника - наурыз коже. Наурыз коже включает в себя 7 обязательных элементов, олицетворяющих 7 жизненных начал: вода, мясо, соль, масло, мука, пшено (рис, пшеница, кукуруза) и молоко. Они символизировали счастье, удачу, мудрость, здоровье, богатство, быстрый рост, покровительство неба.
Если молоко выступает символом нового года, то старый олицетворяет мясо, причем обязательно копчености составляющие прошлогодние запасы. Весной люди спешат обновиться физически и духовно - освобождаются от долгов, старых ненужных вещей, чинят одежду, жилье, арыки, колодцы, просят прощения у близких за прошлые грехи, мирятся с соседями, приглашают гостей, одаривают родных.
В семи домах должен побывать каждый, и семь гостей принять у себя в доме. Коктем туды (весна пришла) - говорят казахи сегодня и встречают Наурыз на улицах площадях, парках, стадионах. Тысячи людей становятся свидетелями острых устных песенных состязаний акынов, соревнований в национальных видах спорта - казакша курес, тогыз кумалак, скачках и играх на конях - кыз куу, байга.
Различные драматические представления и театрализованные шествия представляющие национальные традиции и ритуалы привлекают людей и учат их уважать национальную культуру и родную землю, способствуют сближению и взаимопониманию людей разных наций.
Список литературы.
Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки). – Алматы, 1998.
Масанов А. Кочевая цивилизация казахов. – Москва, 1995.
Кишибеков Д. Кочевое общество. – Алма-Ата, 1984.
Информация о работе Культура Казахстана традиции, обычаи и обряды