Культура Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:32, реферат

Описание

Кочевые казахи выработали свой способ
мышления и общественной организации, которая является синтезом познавательных
форм Запада и Востока. В результате этого смешения наибольшее развитие
получили традиции, обряды и обычаи.

Содержание

I. Введение.
II. Празднество по поводу рождения сына.
III. Национальная свадьба.
IV. Народные праздники и игры.
V. Охота.
VI. Наурыз.

Работа состоит из  1 файл

култура казахстана.docx

— 38.10 Кб (Скачать документ)

           План.                                 

                                I.      Введение.                               

II.      Празднество по  поводу рождения сына.

III.      Национальная свадьба.

IV.      Народные праздники  и игры.

V.      Охота.

VI.      Наурыз.

                                Введение.                               

Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе

которого принимало участие  множество племен и народов, занимает важное место

в истории Евразии и является одним из древнейших этносов. Она  является

преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие  в ее

становлении, поэтому казахский  народ – один из богатейших народов  в

культурном плане. Культура казахов  вплоть до ХХ века оставалась кочевой, но

не смотря на это за многие тысячелетия  прошла путь развития не менее сложный

и интересный культур других народов. Кочевые казахи выработали свой способ

мышления и общественной организации, которая является синтезом познавательных

форм Запада и Востока. В результате этого смешения наибольшее развитие

получили традиции, обряды и обычаи.

                   Празднество по поводу рождения сына.                  

Поскольку жизнь и благополучие зависели от выносливости, силы, ловкости и

смекалки, особое внимание в степи  уделялось привитию детям этих качеств  с

самого раннего детства. Поэтому  многие казахские обряды так или  иначе связаны

с рождением, детством, юношеством и  совершеннолетием молодого человека.

Например, на шильдехане - празднестве  по поводу рождения сына, состоятельные

люди делали щедрые угощения с приглашением жителей не только своего, но и

соседних аулов, устраивали состязания певцов, джигитовку на конях.

Ребенка нередко нарекали именем почитаемого  в ауле человека. Бывали и случаи,

когда давали ребенку первое попавшееся, ничем ни приметное, порой даже весьма

непристойное имя, для того, чтобы  рос он не на виду здоровым и крепким.

Казах вел свою родословную по мужской  линии. Он считал своим немере - внуком

только того, кто рождался от сына.

Тот ребенок, который рождался от дочери, не мог считаться внуком, и потому

назывался жиеном - племянником, а  его ребенка (племянника) называли жиеншаром

- отпрыском племянника (жиена). Так  считалось по неписанному закону  степей,

где дочерей могли отдавать в  жены только людям из других родов  и аулов, и

потому их дети не могли рассчитывать на положение прямых потомков главы

семейного рода. Было даже такое выражение - жиен ел болмас, что в переводе

означает - племянника не считай своим!

Только теперь, в наше время в  городе, стали на европейский лад  называть

детей, родившихся и от дочерей, внуками. А того, кому суждено родиться от

немере (прямого внука) называли шобере, что значит правнук, а рожденного от

правнука называли - шошпеком - праправнуком, что означает крохотный,

маленький. Сына же этого шошпека (праправнука) было принято называть не мене,

означает непонятный, а его потомство  туажатом - рожденный быть чужим.

Как особые этапы на пути к совершеннолетию  в казахской семье отмечали такие

события, как бесике салу - укладка  новорожденного в люльку, с намеком  на то,

чтобы он быстро рос и набрался богатырского здоровья; тусау кесу - первые

шаги ребенка, чтобы он умел ходить и быстро бегать. В этот день, по

казахскому обычаю, в юрту, где  малыш сделал свой первый шаг, было принято

звать самого старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом

специальные веревки, опутывающие  ножки ребенка.

Атка отыргызу - это посадка на лошадь с передачей в руки не только плетки, но

и копья, чтобы наследник умел ездить верхом, метал копья лучше всех, далеко и

точно.

Затем следовал обряд обрезания. В  этот день родители 5-7-летнего сына зовут в

юрту достопочтенного муллу. И  тот совершает обряд обрезания, после чего щедро

вознаграждается родителями ребенка. Затем они по обычаю, должны сделать  той -

праздник. Созывается много гостей, родственников из соседних аулов, те в свою

очередь делают подарки ребенку  и его родителям.

                          Национальная свадьба.                         

Перед свадьбой юноша просит согласия у любимой девушки стать его  женой не

сам, а через жену старшего брата.

Подобная традиция не случайна, так  как на протяжении многих веков строгие

законы степей не допускали открытых встреч жениха и невесты. Очень часто

бывало так, что невеста даже и не знала своего суженого, зато их родители

были в дружбе.

В назначенный день сваты жениха являются в дом девушки с подарками  и

сладостями. Родители и родственники парня везут кольцо, два платка и два

отреза на платье. В доме невесты  режут барана и готовят из него сорпу. Одна

из родственниц жениха надевает на безымянный палец невесты кольцо. После

этого устраиваются смотрины будущей  невесты, с гостей берут за это  выкуп.

Назначается день последнего предсвадебного этапа, после которого никакая из

сторон не имеет права расстроить помолвку. В этот день, вечером в  комнату,

где сидят гости, вводят невесту  в сопровождении снохи, которая  просит выкуп

за смотрины. Сноха жениха надевает на невесту кольцо, ожерелье и серьги.

Это начало обручения. Певец под  аккомпанемент саза или домбры поет обрядовые

песни "той бастар". Начинают танцевать лишь родственники жениха. Аксакалы

аула благословляют молодых  и назначают точный день свадьбы. В ночь перед

свадьбой у невесты собираются подружки. Девичьи посиделки длятся до утра. В

это время готовятся к свадьбе: пекут баурсаки, лепешки, различные  сладости,

режут барана, готовят куырдак.

Наутро родственники жениха подъезжают к дому невесты, но она в то время

находится в соседнем доме. Для  соседей накрывают столы во дворе. После

угощения родственники жениха и  невесты танцуют, пока не будет готово главное

угощение – бесбармак.

Затем невесту вводят во двор дома под пение. Впереди шествия - один из

родственников невесты. Родной брат невесты  обвязывает пояс сестры платком,

чтобы она была верной и послушной  женой своему мужу и учтивой невесткой  его

родителям.

Невесту увозят после того, как  она попрощается со своими родителями. После

входа молодых в дом, тамада приглашает гостей к столу. А невеста в  это время

находится в специально предназначенной  для нее комнате вместе со снохой, где

должна находится до самой брачной  ночи (в наше время невеста сидит  рядом с

женихом).

Утром невесту с прикрытым лицом  выводят в главную комнату, где  собираются

родственники и соседи жениха. Приподнимают края платка и открывают лицо

новобрачной. Она встает и склоняет голову в знак уважения. Все поют "Бет

ашар". Снохи выводят ее под  руки во двор, где ее с песнями  встречает жених с

друзьями.

Тем и заканчивается свадьба, но это отнюдь не главный обычай празднования,

каждая свадьба имеет свои специфические  особенности, которые зависят от

условий той или иной местности.

                        Народные праздники и игры.                       

Игры и праздники во все времена  имели огромное общественное значение.

Возникновение их относится к далекой  древности, в своем развитии они  прошли

ряд последовательно сменявшихся  форм, соответствовавшим общественным

отношениям и хозяйственной  деятельности народа. Игры и развлечения  выполняли

всегда и общественные функции, такие как воспитательные, военно-спортивные,

ритуальные, зрелищно-эстетические, коммуникативные  и др.

Широкую и универсальную функцию  выполняли военно-спортивные игры, связанные

как с военным бытом (войны, набеги, столкновения), так и с хозяйственной

деятельностью общества. Такими играми были сайыс, аударыспак, жамбы ату,

алтын кабак, скачки, курес и др.

Часть игр и развлечений несли  ритуальную и обрядовую функцию, входящих в

систему поминальных и погребальных церемоний, а также брачных. Многие из них

впоследствии утратили свою первоначальную суть, развиваясь и перерождаясь.

Примером может служить аламан байга, кокпар.

Народные торжества (мейрам, той, ас) и игры посвящались знаменательным

событиям и носили общественный характер. Самым большим праздником, по

сведениям исследователей считались  поминки с конскими скачками. Известно, что

поминки (ас), устраиваемые в честь  старейшего в роде, собирали множество

людей, было до 15 тысяч человек, независимо от сословной принадлежности. О

них говорили в степи несколько  лет, слагали песни.

Торжество продолжалось от 3 до 7 дней, в зависимости от материального

положения организаторов. При этом ежедневно проводились какие-нибудь игры,

состязания, и заключительный день завершался грандиозной скачкой, которая  и

составляла славу поминок.

Среди семейно-родовых торжеств не менее значительным было проведение свадеб.

Торжество начиналось общим угощением. Здесь можно услышать свадебные  песни и

айтысы известных акынов, увидеть  и участвовать в играх и  шуточных

развлечениях. Во время свадебного тоя только в программу развлечений  входило

множество игр, где главным увеселением  служили скачки (байга) с призами,

часто очень значительными.

Такой же торжественный характер носило и событие, связанное с рождением  сына,

которое часто выходило за рамки  чисто семейной радости. Ими были торжество,

посвященное рождению младенца (шильдекана), торжество, совершаемое по поводу

укладывания ребенка в колыбель (бесык той), торжество, отмечаемое на

сороковой день рождения ребенка (кыркынан шыгару), торжество, связанное с

мусульманским обрядом обрезания  мальчиков в возрасте от трех до десяти лет

(сундет той). Каждый из праздников  имел свою предысторию. Например,

проведение шильдекана связывали  с поверьем, “согласно которому в три первые

ночи духи могут похитить новорожденного, подменить его уродом. Шумное веселье

молодежи должно было отпугнуть  их”. Одним из самых крупных праздников народов

Средней Азии и Казахстана считался Наурыз (Новый Год), празднуемый в  день

весеннего равноденствия, 22 марта. Истоки и ритуалы Наурыза, в том числе

следы почитания природы, восходят к зороастрийскому Новому году, стереть  и

уничтожить которые ислам так  и не смог на протяжении веков. По поверьям, в

этот день народ избавлялся от зимних тягот, радовался за благополучную

сохранность богатства – скота. К Наурызу каждая семья заранее  готовила

ритуальное блюдо (наурыздык), состоящее  из семи традиционных продуктов.

Отведав их, казахи надеялись питаться ими в течение всего года. Празднование

Наурыза продолжалось три дня, и  все аульчане поздравляли друг друга, желая

счастья и благополучия. Как правило, Наурыз начинался айтысом между  девушкой

и джигитом, олицетворявшим символичную  борьбу зимы и весны, и заканчивался

народными играми, состязаниями, в  которых активное участие принимали  взрослые

и молодежь, дети и женщины.

С празднованием весны связан другой общественный праздник, пользовавшийся

особой популярностью в кочевом  быте народа – день перекочевки  рода или целого

аула с зимовок на летовки  ранней весной и поздней осенью, когда возвращались

к прежней зимней стоянке обратно. Эту процессию возглавляла самая  красивая

девушка, которой вручалось знамя. За ней следовали остальные люди, вереница

вьючного скота с имуществом и юртами. На новой стоянке устраивали пиршество

до самой поздней ночи, сменяя одни игры другими.

Как и во всех странах, где был  распространен ислам, принято было отмечать два

ежегодных религиозных праздника  – разговения или окончания поста  – ураза айт

и через 70 дней – жертвоприношения – курбан айт. Обычны денежные и  другие

подношения в виде “хаир”, “садака” мечетям, святым лицам и местам. А  в дни

курбан айт на жертвоприношения приносился лучший скот. У казахов, в отличие

от других народов, превалировала  обрядовая сторона по сравнению  с

религиозной.

В силу кочевого уклада жизни казахов  наибольшее распространение получили

конные состязания и всевозможные игры на лошадях. Почитание к лошади и любовь

к конным играм стали традицией, сохранившейся до наших дней.

Аламан байга – скачка на длинные  и сверхдлинные дистанции (25, 50, 100 км),

является одним из древних и  популярных состязаний. Зарождение ее связано с

кочевым бытом, необходимостью подготовки лошадей к длинным переходам,

особенно в военное время. Аламан байга является первым и основным видом

программы крупных народных празднеств, особенно поминок (ас). Состязания

проводились в степи по прямой, изобилующей естественными преградами, без

ограничения количества лошадей, их породы. По мере приближения наездников к

финишу выкрикивали родовые  кличи (уран), по которым зритель  узнавал

победителей скачки.

Байга проводилась на всех праздниках и была доступной для всех. Она

устраивалась на ровной местности  по прямой, с поворотом или по замкнутому

Информация о работе Культура Казахстана