Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:40, доклад
Поскольку культура народа есть часть его истории, мы можем убедиться в относительности утверждения, что культура киевской Руси весьма отстала. В это понятие входит всё, что создано умом и руками народа и выражает его духовную сущность. Русская культура складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя свои оригинальные черты.
Культура Киевской Руси.
Поскольку культура народа есть часть его истории, мы можем убедиться в относительности утверждения, что культура киевской Руси весьма отстала. В это понятие входит всё, что создано умом и руками народа и выражает его духовную сущность. Русская культура складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя свои оригинальные черты. Вследствие того, что Русь испытывала сильное влияние Византии, её культура складывалась как синтез культур и традиций двух государств. Долгие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии. С принятием христианства, положение радикально изменилось – новая религия стремилась изменить представления людей о красоте, морали, творчестве и т.д. Достаточно продолжительное время на Руси сохранялось двоеверие, что сыграло огромную роль в складывании культурного потенциала, отражавшего в себе некую двойственность. Все эти факторы и определили то, что называется “феноменом русской культуры”. Её чертами являются стремление к монументальности, масштабности; народность, цельность и простота в искусстве; Изящество и гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнерадостность и доброта в живописи. Всё это находится в тесном контакте с природным наследием.
Письменность, образование, школы.
Основа любой культуры – письменность. Долгое время считалось, что письмо на Руси появилось с принятием христианства. Но есть доказательства существования письменности задолго до этого (под смоленском найден сосуд с надписью “горушна” – пряности, относящийся к X веку ). Договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине X века, имели копии на славянском языке. Христианизация Руси дала толчок развитию письменности. Появились переводы греческих богослужебных книг, исторических сочинений, жизнеописаний святых. При церквях открывались школы. С XI века в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Ярким свидетельством широкого распространения грамотности являются берестяные грамоты, служившие деловыми документами, обменом информации, приглашение в гости, любовной перепиской.
Они являются памятниками и письменности, и истории, и литературы, культуры в целом. За их составление брались очень грамотные люди. Летопись – дело государственное, поэтому составлять их поручали тем, кто мог провести идеи, близкие княжескому дому. Объективность от этого зачастую страдала. Появилось летописание вскоре, после принятия христианства. Первая летопись была составлена в конце X века и описывала события от династии Рюрика до Владимира. Но летописям предшествовали отдельные записи, служившие основой для них. Это – истории о Кие и основании Киева, походах на Византию и войнах Святослава, сказания об убийстве Бориса и Глеба и т.д. Вторая летопись была составлена при Ярославе Мудром, когда он объединил Русь и заложил храм Софии. Эта летопись вобрала в себя первую. “Повесть временных лет” – по меньшей мере, пятая летопись \ XII век \. Вся летопись пронизана духом единства Русского государства, что связано с начавшимся политическим распадом Руси. По мере распада, летописание стало дробиться. Появились летописные своды в каждом княжестве. А в различных русских городах создавались целые библиотеки летописных сводов.
Она
развивалась параллельно с
Архитектура
– душа народа, воплощённая в
камне. Русь долгие годы была деревянной.
Архитектура этого типа относится к периоду
язычества, а каменная связана с христианизацией.
Для русской деревянной архитектуры характерна
многоярусность строений, увенчивание
их башенками и теремами, наличие пристроек
– клети, переходы, сени. Украшали резьбой
по дереву. Из Византии, с приходом христианства,
Русь восприняла сооружение церквей по
образу крестово-купольного храма греков;
квадрат, расчлененный четырьмя столбами,
составляющими его основу \ крест \. Этот
стиль сначала на Руси применяли в деревянной
архитектуре \ десятинная церковь в Киеве
\.Софийский собор в Киеве \ более поздний
\ сочетал славянскую и Византийскую традицию:
на основу крестово-купольного храма были
поставлены 13 глав нового. Эта ступенчатая
пирамида воскресила стиль русского деревянного
зодчества. С.С., созданный в период Ярослава
Мудрого \ 1019 – 1054 г.г. \ показал, что строительство
– это тоже политика \ вызов Константинопольскому
С.С. \. Такие соборы строились и в других
городах. В XII веке на Руси стали строить
однокупольные храмы-богатыри \ Дмитровский
Собор во Владимире \. Большого расцвета
архитектура достигла в годы правления
Андрея Боголюбского во Владимире на Клязьме
\ Успенский собор, Золотые Ворота, храм
Покрова на Нерли \. Характерной чертой
архитектуры тех десятилетий стала резьба
по камню. Другая черта – сочетание архитектурного
ансамбля с природным ландшафтом.
В
эпоху язычества - деревянные каменные
скульптуры языческих богов и
духов. Живописцы разрисовывали стены
языческих капищ, делали эскиза магических
масок, которые затем изготавливали ремесленники;
музыканты, играя на струнных и духовых
деревянных инструментах, развлекали
племенных вождей и народ. В эпоху христианства
церковное искусство воспевало бога, подвиги
апостолов и т.д. В Византии искусство
создавалось по церковным канонам – аскетизм
и строгость. Перенесение всего этого
на русскую почву столкнулось с радостным
культом Природы и т.д. Уже в XI веке аскетическая
манера Византийской иконописи превращалась
под кистью русских мастеров в портреты,
близкие в натуре, хотя, иконы несли в себе
все черты иконописного лика. В это время
прославился печорский монах-живописец
– Алимпий. Фресковая живопись, мозаика
распространялись очень широко. Софийский
собор в Киеве: на фресках изображены Ярослав
Мудрый, его семья, скоморохи, святые, животные.
Позднее появилась Новгородская школа
живописи. Это – “Спас Нерукотворный"
\ XII век \. Христос изображён с изломом
бровей и предстает грозным, все понимающим
судьёй. “Успение Богородицы" – скорбь
утраты. Ювелирное ремесло: С особым
старанием украшали оклады икон, книги
и ювелирные изделия.
Музыкально-певческое искусство.
В "Слове о полку Игореве" – сказитель-певец Боян рассказывает о подвигах русского народа, о главной проблеме – феодальной раздробленности. Существовали деревянные инструменты – гусли и лютня. Скоморохи. Песни, былины, сказания – фольклор. Былины – богатыри-защитники, Илья Муромец и т.д. Враги Руси – тугарин – половцы, жидовина – хазары.
Киев – огромный город. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. Пиры: рекой текло заморское вино и свой мёд; мясо, дичь. Женщины сидели за столом, наравне с мужчинами, гусляры развлекали. Дочь Ярослава Мудрого Анна, выйдя замуж во Францию, была удивлена провинциальностью Парижа \ XI век \, где всего этого ещё не было. Любимая забава знати – охота, для простого люда – игрища. Баня – неотъемлемая часть русского быта.