Культура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:05, реферат

Описание

Слово "культура" происходит от слова "культ" – вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это,– не имеет права считаться культурным человеком.
До христианства и другими монотеистических религий все народы были язычниками. Культура землян насчитывает тысячелетия. У нас же отсчёт отечественной культуры, в лучшем случае, ведётся от крещения Руси, в худшем – с 1917 года. И в том, и в другом случае древнейшая история народов, а, главное, – их воззрений на космос, природу и человека, исключаются из сферы знаний простых людей. В частности, о язычестве в школах не говорят ни слова. О язычестве не имеют представления не только ученики, но и учителя.

Содержание

Духовная культура:
1.1 Солнечные боги славян.
1.2 Славянская мифология:
Вступление.
Происхождение богов.
Изображение богов.
Храмы.
1.3 Народные и языческие праздники Древней Руси:
Возникновение религиозных праздников у славян.
Земледельческий религиозный культ древних славян.
Религиозный культ в славянском городе.
2. Материальная культура:
2.1 Зодчество Древней Руси:
Архитектурно-композиционные формы и их эволюция.
2.2 Живопись Древней Руси.
2.3 Прикладное искусство:
Внутреннее убранство дома.
Золотая хохлома.
Русский народный костюм.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Культурология Культура Киевской Руси.doc

— 196.00 Кб (Скачать документ)

 

2.3 Прикладное искусство.

Внутреннее убранство  дома

"Внутри крестьянские  избы были убраны строго, но  нарядно. В избе в переднем  углу под иконами – большой   стол для всей семьи, вдоль  стен широкие встроенные лавки   с резной опушкой, над ними полки для посуды. Северный  шкафчик-поставец нарядно украшен росписыо – здесь  птица Сирин и кони, цветы и картинки с аллегорическими  изображениями времён года. Праздничный стол накрывали  красным сукном, ставили на него резную и расписную посуду, ковши, резные светцы для лучины.

Ковши были самых разнообразных  форм и размеров, в  них наливали мед или квас. В некоторые ковши умещалось  по несколько вёдер.

Ковшички для питья  имели ладьевидную форму. Ручки  ковшей делались в виде головы коня или утки. Ковши  щедро украшались резьбой или росписью. Вокруг большого ковша, возвышавшегося в центре стола, они были похожи на утят вокруг наседки. Ковши, имеющие форму утки, так и назывались ковши-утицы. Братины – точёные сосуды для напитков в виде шара – тоже расписывались, давались к ним и надписи, например такого содержания: "Господа, гостите, пьяными не напивайтесь, вечера не дожидайтесь!" Из дерева вырезали и красивые солонки в виде  коней и птиц, и миски, и, конечно, ложки. Деревянные  ложки и в наши дни не стали музейными экспонатами. Мы  охотно покупаем их для себя, дарим друзьям. Деревянные ложки необыкновенно удобны: и черенок по руке, и не  обожжёшься.

Из дерева делали всё  – и мебель, и корзину, и ступу, и  сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том,  чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они  радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в  праздник.

Особенно почитались у русского крестьянина прялки.  Прядение и ткачество было одним из основных занятий  русских женщин. Нужно было наткать ткани, чтобы одеть  свою большую семью, украсить дом полотенцами, скатертями. Не случайно поэтому прялка была традиционным  подарком у крестьян, они с любовью хранились и передавались по наследству. По старому обычаю парень, посватавшись к девушке, дарил ей прялку собственной работы.  Чем прялка наряднее, чем искуснее вырезана и расписана,  тем больше чести жениху. Долгими зимними вечерами собирались девушки на посиделки, приносили прялки, работали да хвастались жениховыми подарками.

В каждой местности прялки украшались по-своему.  Ярославские  прялки стройные, высокие, силуэтом своим  напоминают женскую фигуру в пышном сарафане и кокошнике, украшает их обычно сквозная резьба. Вологодские прялки массивные, тяжёлые, сплошь покрыты строгим геометрическим орнаментом, часто ещё и расписаны по  резьбе.

Особенно знамениты  прялки из Архангельской губернии. В разных районах огромного северного  края роспись  была различной. От прялок из сёл, расположенных по реке  Мезени, веет седой стариной. Странные кони и олени, бегут  вереницей друг за другом по красному полю. Эти прялки  удивительно напоминают древние наскальные рисунки.

Особые прялки-донца  с инкрустацией или росписью  делали в городе Городце на Волге. Но разговор о них в этой  книге ещё впереди.

У практичного хозяина  всякое лыко в строку, в работу  идут все части дерева: из луба резали всевозможную утварь, из корней, ветвей плели изящные и ловкие корзины.  Удивительно красивые и удобные вещи русские крестьяне  делали из берёсты (специально обработанной берёзовой коры).

Во всех изделиях из дерева, сделанных народными  умельцами, ясно видно высокое техническое  и художественное мастерство. Удивительно, как приспособлено всё,  что выходит из-под рук мастеров, к быту народа, к окружающей природе.

Жива и сейчас деревянная посуда: горит золотом, рдеет  алыми  цветами. Поистине – на старое глядят – новое  творят.

В современной деревне, конечно, стало меньше резных  и  расписных изделий из дерева. Но, может быть, сейчас они  как никогда радуют нас. На ярмарках, выставках, в музеях народного искусства они создают атмосферу праздничности, красоты, вызывают удивление и восхищение людей".

 

Золотая хохлома.

"Всемирную известность приобрело искусство хохломской росписи. Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла  с растительным орнаментом, цветистые и праздничные,  называют просто "хохлома". Хохлома – это название старинного торгового села бывшей Нижегородской губернии, куда привозили на продажу деревянную расписную посуду.

В ХVП веке этот промысел стали называть именем торгового  села Хохлома, откуда по всей стране расходилась  нарядная золотистая посуда. Здесь  и сейчас бережно  хранятся и развиваются  традиции росписи посуды из дерева. На протяжении веков хохломские изделия были дешевой  деревянной  посудой, но  они  украшали  суровый  крестьянский быт, вносили в него праздничность, нарядность. Народные художники из приволжских сел с детства  наблюдают природу, любуются пробуждением весны, золотом осени, белизной зимнего леса, впитывают в себя запахи земли и трав, плодов и ягод.

Они передают поэтическое  видение красоты родной  земли  своим творениям. Легкие мазки кисти  вызывают в  воображении солнечный  образ цветения природы, краски  осени, красоту зелёного луга.

Современная популярность хохломских изделий в России и  за рубежом основана прежде всего  на признании их художественных достоинстве. Хохлома стала уникальным промыслом благодаря технике получения золотого цвета росписи без драгоценного  металла. С этой техникой были знакомы ещё иконописцы  Древней Руси. У иконописцев не всегда было дорогое золото. И они  стали фон икон красить порошком серебра. Но и серебро  стоило дорого, поэтому вскоре его заменили оловом.  Окрашенный серебром или оловом фон затем покрывали  лаком. А потом ставили икону в печь. Под влиянием высокой температуры лаковая поверхность получала золотистый оттенок. Эту технику далёких времён сохраняют в основных чертах хохломские мастера.

Хохломские изделия делают из липы. Но не каждая липа подходит. Нужно знать, какое дерево выдержит обработку в печи и не растрескается.

Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают  жидким  слоем местной жирной глины (вапы). Изделия становятся  похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево  не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным  маслом и просушивают, потом три-четыре раза покрывают  олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы  пристал (приклеился) порошок алюминия, который заменил сравнительно дорогие серебро и олово. От алюминия  изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Они готовы для росписи.

Расписывают их масляными  красками. А кисточки мастера делают из хвоста белки. Такие кисточки могут делать  и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, орнамент никогда не повторяется в  точности, каждый вариант – новая импровизация. Не должно быть ни одного неверного движения, иначе всё придётся  начинать заново.

В хохломской росписи  сочетаются красный и чёрный  цвета с золотом фона. Иногда их дополняют зелёный, коричневый, жёлтый и оранжевый. Золотистый фон является  ведущим. Огненно-красная краска придаёт теплоту золотистому фону, а чёрный цвет оттеняет его блеск. В качестве  красной краски используют киноварь, а чёрная – обычная  сажа.

После росписи изделия  покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Раньше их ставили в жаркие русские  печи, а сейчас больше используют электропечи. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия  под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.

Хохломская посуда не только красива, но и прочна, по  словам хохломских мастеров, она не боится "ни жару, ни  стужи". Даже в крутом кипятке не сойдет лак и не поблекнут краски.

Хохломские росписи  бесконечно разнообразны, но по  приёмам  письма они разделяются на два  основных вида –  "верховое" письмо и роспись "под фон ".

При технике "верхового  письма" рисунок выводится по  блестящей поверхности. А при  росписи "под фон" фон закрашивается, а золотым остаётся сам узор. "Золото" просвечивает здесь в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в перьях птиц. «Кудрина» – одна из разновидностей  росписи "под фон". Для нее, как и для всего фонового письма, характерен пышный растительный орнамент, здесь  формы цветов, листьев, плодов создаются кистью из закругляющихся завитков, похожих на кудри.

Гроздья поспевающей  рябины, трава, склоняющаяся  под  ветром, серёжки берёз, лесная земляника, листочки...  Растительный орнамент равномерно окружает округлые  формы  токарной посуды. Рисунки верховой росписи создают лёгкие мазки кисти,  сквозь которые мерцает золотой фон. Эту роспись поэтично называют "травкой". Роспись "под листок" отличается  более крупными мазками, которые образуют овальные листочки, круглые ягоды. Это тоже «верховое» письмо.

Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие  традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми  приёмами. В наши дни хохломские изделия создают в Нижегородской области – на фабрике "Хохломской художник",  расположенной в селе Семино (с филиалами токарных и  живописных цехов в соседних сёлах), и в производственном  художественном объединении "Хохломская роспись" в городе Семёнове. Ложки, половники, суповницы, чашки, блюдца и самые разнообразные наборы посуды: столовые, чайные, кофейные, с нарядным сочетанием красного, чёрного и жёлтого, – украшают дома и радуют глаз людям в разных уголках мира.

Русский народный костюм

"Нелёгкая и непростая  жизнь была у русской крестьянской  семьи в прошлые века. Весной и летом – тяжёлая работа в поле. Нужно было вспахать и засеять землю, посадить овощи, заготовить на зиму сено для скота. Осенью –  собрать урожай, сделать запасы на зиму. Зимой – заготовить дрова, если в тёплое время не успел, съездить в город  продать кое-что из зимних запасов и купить самые необходимые для семьи вещи. Дел и забот всегда было много и у мужчин и у женщин. Работу крестьяне начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было совсем темно. Так шли дни, месяцы, годы...

Зато когда приходил праздник, он был для крестьян  особенно радостным и желанным, его ждали, к нему готовились. Все жители деревни в эти дни надевали свою лучшую,  праздничную одежду. И чем тяжелее и безрадостнее была  жизнь, тем больше хотелось в праздник окружить себя весельем, яркой красотой, всем показать свои наряды, своё  мастерство в шитье и в украшении одежды.

В каждой местности одевались  по-разному, но основные  предметы крестьянского  костюма были одинаковыми в  большинстве областей России. Одежда резко делилась на  будничную и праздничную. Будничная одежда была простой, часто её почти никак не украшали. А праздничная,  наоборот, – демонстрировала всё, на что были способны её  хозяева. Любую одежду в деревне очень берегли, потому  что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению  семьи.

Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами. Поверх неё надевали сарафан, обычно шерстяной, а в  южных областях носили клетчатую домотканую юбку-понёву, голову покрывали платком. Девушки могли ходить с  открытой головой. Они, как правило, заплетали одну косу  и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом.  Сверху, если было нужно, надевали платок. Замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с открытой головой. Это считалось неприличным. Волосы у  неё были заплетены в две косы, а на голову надевали богато  украшенный твёрдый кокошник или особую мягкую шапочку – рогатую кичку, затем платок. В будни вместо парадного кокошника обычно надевали скромный повойник.  Открытым у замужних женщин оставались лишь лицо да  кисти рук.

Основной частью мужской  одежды тоже была рубаха и порты  – длинные штаны вроде брюк. Обувь у крестьян, и у  мужчин и у женщин, была одинаковая. У  бедных – лапти,  которые плели из лыка, особым образом очищенной коры  липы. Липа – лиственное дерево, которое растёт в России  повсюду. Лапти, хотя и не отличались особым изяществом,  в сухую погоду были и лёгкой и удобной обувью, но изнашивались очень быстро. Поэтому каждый крестьянин  мог сплести лапоточки и делал это быстро, весело и красиво. Но в дождь, в холод в лаптях было плохо. Богатые  крестьяне на такое время шили из кожи сапоги, бедные  редко могли позволить себе такую роскошь. Зато зимой,  когда устанавливались морозы и снег плотно укрывал  землю, все надевали валенки. Валенки изготовляли (валяли) из домашней овечьей шерсти. Были они удобными, тёплыми, мягкими, и ходить в них по льду и снегу – одно удовольствие, хотя особенно красивой обувью их не назовёшь.

Изготовление обуви  в крестьянской семье традиционно  было мужским делом, а одежду всегда делали женщины. Они обрабатывали лён, этот чудесный северный шёлк,  пряли из него тонкие мягкие нитки. Долгой и трудной была обработка льна, но под сильными и ловкими руками  крестьянок лён превращался и в белоснежные ткани и в  суровые холсты, и в прекрасные кружева. Эти же руки  шили одежду, красили нитки, вышивали праздничные  наряды. Чем трудолюбивее была женщина, тем тоньше и  белее были рубашки у всей семьи, тем замысловатее и красивее были на них узоры.

Обучение всем женским  работам начиналось с раннего  детства. Маленькие девочки с шести-семи лет уже помогали взрослым в поле сушить лён, а зимой пробовали прясть  из него нити. Для этого им давали специально сделанные  детские веретёна и прялки. Подрастала девочка и с двенадцати-тринадцати лет начинала сама готовить себе приданое. Она пряла нитки и сама ткала холст, который хранили к свадьбе. Затем она шила себе и будущему мужу рубашки  и необходимое бельё, вышивала эти вещи, вкладывая в работу всё своё умение, всю душу. Самыми серьёзными  вещами для девушки считались свадебные рубашки для  будущего жениха и для себя. Мужскую рубашку украшали  вышивкой по всему низу, делали неширокую вышивку по  вороту, а иногда и на груди. Долгие месяцы девушка готовила эту рубашку. По её работе люди судили, какая из неё  будет жена и хозяйка, какая работница.

Информация о работе Культура Киевской Руси