Культура первобытного общества.Периодизация и основные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:42, реферат

Описание

Мировая культура берет свое начало в первобытном обществе. Именно в этот период, около 40 тысяч лет назад, происходит становление «Человека разумного» (Homo Sapiens), как результата биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения. Среди представителей Homo Sapiens начинает присутствовать индивидуальная вариативность поведения, которая была неизвестна животному миру

Работа состоит из  1 файл

Культура первобытного общества.Периодизация и основные особенности.docx

— 40.66 Кб (Скачать документ)

ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОБЫТНОГО ТИПА КУЛЬТУРЫ

 

Форма социализации в первобытном  обществе.

Синкретизм первобытной  культуры и основные схемы ее

классификации. Язык - как  начало культурного процесса.

Формы первобытной религии: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия.

Способы существования веры: миф, ритуал, обряд, табу.

Первобытное искусство.

Мировая культура берет свое начало в первобытном обществе. Именно в этот период, около 40 тысяч лет назад, происходит становление «Человека разумного» (Homo Sapiens), как результата биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения. Среди представителей Homo Sapiens начинает присутствовать индивидуальная вариативность поведения, которая была неизвестна животному миру. Функции врожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами) и преемственностью в поведении. В свою очередь программирование поведения человека начинает определять культура. Именно способность созидать «вторую природу» и культурные ценности и является исходным признаком первобытного сообщества, который характерен для Homo Sapiens.

Первобытная культура явилась  исторически первым типом традиционной культуры, для которой характерно:

- медленные темпы изменений  видов, средств и целей деятельности;

- ориентация на повторение  некогда заданного образа жизни,  обычаев, традиций и воспроизводство  сложившихся социальных структур;

- приверженность существующим  образцам поведения;

- господство сакральных, канонизированных представлений  в сознании;

- отсутствие письменности.

Главной чертой первобытной  культуры является ее синкретизм (греч. syncretis - соединение) т. е. нерасчлененная слитность человека и природы. Деятельность и сознание первобытных людей выражают данное отождествление со всем, что они видят вне себя: с растениями и животными, с водоемами и горами, с солнцем и звездами. Синкретизм проявлял себя и во взаимопроникновении художественно-образного познания мира и его религиозно-мистического истолкования. Корни синкретизма находились в производственной деятельности первобытных людей, в которой слитность разных аспектов деятельности была реализована практически. Таким образом, в одно целое были соединены:

- охота и собирательство - унаследованные человеком от  животных способы потребления  природы;

- изготовление орудий  труда - феномен созидательной  деятельности человека, отсутствующий  в природе.

Существенным проявлением  синкретизма первобытной культуры стала и нерасчлененность зачатков религиозной, политической и художественной деятельности. Примером первых двух могут  служить изначально единые функции  вождей и жрецов; последней - превращение  подготовки к охоте в художественное действо, включавшее ритуальные танцы, песни, пантомиму.

Сложился ряд схем классификации основных этапов развития первобытной культуры. Ее разделяют по социальному устройству на:

- эпоху родового стада;

- эпоху родового строя  (матриархат, патриархат);

- эпоху военной демократии.

Существует археологическая  периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались  орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на:

- каменный век (40 - 4 тыс.  до н. э.), который, в свою  очередь, подразделяется на: древний  - палеолит (40 - 12 тыс. до н. э.), характеризующийся  примитивными каменными орудиями  труда, строительством первых  лодок, росписями пещер, рельефами  и круглой пластикой; средний - мезолит (12 - 8 тыс. до н. э.), осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописные произведения; новый - неолит (8 - 4 тыс. до н. э.), утвердивший скотоводство и земледелие, усовершенствовавший технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия;

- бронзовый век (3-2 тыс.  до н. э.), отделивший ремесло  от земледелия, усложнивший социальную  систему и приведший к созданию  первых классовых государств;

- железный век (1 тыс.  до н. э.), динамизировавший неоднородное развитие мировой истории и культуры.

Духовная культура первобытных  собирателей и охотников включала в себя:

- первоэлементы морали;

- мифологическое мировосприятие;

- ранние формы религии;

- ритуальное обрядовое  действо и начальное пластическое  изобразительное творчество.

Главным условием начала культурного  процесса явился язык. Именно язык и  речь открывают путь не только к  самоопределению и самовыражению  древнего человека. Они формируют  важнейший межчеловеческий информационный канал -устное вербальное общение. Это позволяет индивиду перестать опираться только на коллективные представления и дологический строй мысли. У древнего человека (правда, пока в весьма ограниченной форме) начинают появляться собственные мнения и размышления по поводу определенных событий, действий и их последствий. Человек начинает давать имена предметам, явлениям, которые становятся их символами. Постепенно любой жизненный феномен (предмет, растение, животное, да и сам человек) получают свое, обозначенное словом, место в действительности, формируя тем самым общую картину культуры древнего мира.

Первоструктурой морального сознания древних людей выступает культура табу, т. е. запрета половых связей и убийства членов своей группы, осознающихся как сообщество кровных родственников. Помимо этого, с помощью табу происходит регулирование распределения пищи, охраняется неприкосновенность вождя. Обычай табуирования возникает вместе с тотемизмом, т. е. верой в кровно - родственную связь между родом и священным растением или животным, признанием зависимости от них и поклонением им.

В первобытной культуре сферу  «идеального» образовывало мифологическое мировосприятие, которое обусловливалось  отношением человека к природе. Наш  предок был слаб перед лицом могущественной и властвующей над ним силой  природы. Это рождало у человека страх и поклонение ей. Мифологическое мировосприятие, в силу своего предназначения увековечить неизменные представления  о бытии, было консервативно и  догматично. Оно навязывало всем членам родовой общины из поколения в  поколение единые представления, традиции и навыки.

Как было отмечено выше, первоначальными  формами религии являлись:

- тотемизм (англ. totem из языка индейцев, означающее «его род») - поклонение рода, племени - животному, растению, предмету или явлению природы, которое считается своим предком;

- анимизм (латин. anima - душа) - вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;

- фетишизм - вера в сверхъестественные  свойства особых предметов;

- магия - вера в действенность  особых обрядов (она бывает  любовной, вредоносной, сельскохозяйственной  и т. д.).

Особо выделяются магические представления о мире древнего человека. Согласно этим представлениям, успех  любой деятельности был обусловлен не столько умениями и знаниями человека, сколько соблюдением им определенных правил и выполнением специальных  ритуалов. К таким магическим ритуальным действиям относятся, например, танцы  и обрядовые действия, предварявшие охоту и военные походы. В них  отрабатывались технологии всех значимых трудовых процессов древности. Никакой  разницы между трудовыми и  магическими действиями для человека первобытной культуры не было.

Следует заметить, что ритуал актуализировал глубинные смыслы человеческого  существования в древности. Он стал главным воплощением человеческой способности ко всем сферам деятельности. В ритуале тесно переплетались  молитва, песнопение и танец. В ритуале  наш предок подражал различным явлениям природы, пытался соединиться с  божеством и усилить чувство  солидарности всех членов своего племени.

Начальное пластическое художественное творчество, состоящее из росписей и рисунков в пещерах, древней  керамики, ритуальных статуэток, амулетов и пр. обнаруживает одинаковую степень  условности, сходство в деталях и  технике изготовления. Древнейшие художественные образы эволюционируют очень медленно. Они во всех своих проявлениях  коллективно - анонимны, а наиболее сложные создаются усилиями нескольких поколений. Соответственно, ценился  не талант отдельного человека, а действия родоплеменного коллектива, способного создать то, что не могут другие.

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА — 

самый древний тип культуры, определяющий бытие людей на протяжении почти  всей их истории.

Чёткие временные рамки существования  первобытного общества определить довольно сложно.

Существа группы HOMO появились около  четырёх миллионов лет назад, HOMO habilis (способные изготавливать орудия труда) — около двух, a Homo sapiens — примерно 100 тысяч лет назад.

Древнейший город — Иерихон  — возникает около 10 тысяч лет  назад, а первые древние государства  образовываются на рубеже IV-III тысячелетий  до н.э.

Первобытный образ жизни сохраняется  и в наше время у некоторых  народов Африки, на островах Тихого океана.

Исходя из этого, можно утверждать, что эпоха первобытной культуры является наиболее продолжительной  в человеческой истории.

 Несмотря на региональные  и географические особенности  жизни первобытных племен, существуют  характерные черты, объединяющие  их культуру.

Важнейшей отличительной особенностью первобытной культуры является синкретизм (греч. suncretis — объединение) — неделимость, недифференцированность её форм, признак её неразвитого состояния.

Ещё одна особенность — отсутствие письменности, обусловившее медленные  темпы накопления информации в обществе, а отсюда — и медленные темпы  культурного и социального развития.

На ранних стадиях первобытного общества, когда язык был довольно примитивным, а возможности вербальной коммуникации — небольшими, главным информационным каналом культуры, основным средством обучения и общения, помимо естественно-биологической активности, выступала трудовая деятельность.

Действия, приносившие полезный эффект, становились образцами для подражания, передавались из поколения в поколение  и превращались в устойчивый ритуал, обычай.

Мир смыслов, в которых жил человек  на первых этапах своей истории, определялся  ритуалами. Ритуальные действия становились  своеобразными символами, знание которых  отражало уровень овладения культурой  и социальную значимость личности.

Действия «по образцу» определяли поведение каждого индивида, что  исключало его творческую самостоятельность.

Индивидуальное самосознание в  этих условиях развивалось медленно и почти полностью сливалось  с коллективным.

Проблем нарушения установленных  норм поведения, непослушания, противоречий между личными и общественными  интересами не существовало.

Индивид не просто должен был вести  себя «как все» — он не мог отступать  от ритуальных требований, определявших его поведение.

Особую роль в поддержании обычаев, ритуалов играли табу — обязательные запреты, оберегавшие жизненно важные для рода правила коллективной жизни (порядок распределения пищи, запрет кровно-родственных половых связей, неприкосновенность вождя).

Культура, таким образом, начинается с введения запретов, направленных на предупреждение асоциальных проявлений животных инстинктов, но сдерживающих личную инициативу.

С развитием языка формируется  и приобретает возрастающее значение новый информационный канал —  устное вербальное общение. Это сопровождается развитием мышления и индивидуального  самосознания. Индивид перестает  отождествлять себя с коллективом, у него возникает возможность  высказывать различные мысли  по поводу происходящих событий, хотя самостоятельность мышления продолжительное  время остается ещё довольно ограниченной. На этом этапе духовной основой первобытной  культуры становится мифологическое сознание.

 

Его особенность заключается в  том, что человек переносит на окружающий мир свойства, которые  он замечает в самом себе: предметы природы представляются ему живыми, одухотворёнными существами, также  имеющими свою волю, мысли, желания, ощущения.

В мифах неизбежно сочетаются реальность и вымысел. Тем не менее в них всё становится понятным.

Несмотря на недостаточность реальных знаний, языковая символика мифов  вливается в ритуалы и придаёт  им смысл (в том числе и тайный — для магических ритуалов; он доступен лишь посвященным — колдунам, магам).

В свою очередь, мифотворчество порождает  новые магические ритуалы.

Мифы прогнозируют все формы  жизнедеятельности людей и выступают  как основные «тексты» первоначальной культуры. Их устная трансляция обеспечивает единство взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир.

Вера в «свои» мифы укрепляет  сообщество и вместе с этим отделяет «своих» от «чужаков», верящих в  другие мифы.

Поэзия мифов — первая форма  литературного творчества.

Информация о работе Культура первобытного общества.Периодизация и основные особенности