Культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 08:31, контрольная работа

Описание

Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу радио- или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим ближним.
Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, наше поведение все равно нередко оказывается источником физических и душевных страданий наших близких. Не исключено, что у кого-то возникнет мысль о том, что именно на современном этапе исторического развития человечества «темная сторона» человеческой натуры как-то необыкновенно усилилась и вышла из-под контроля. Однако сведения о проявлениях

Содержание

Введение
1. Способы снятия психологического напряжения
1.1 Аутогенная тренировка
1.2 Общие сведения о лечебных свойствах эфирных масел.
2. Агрессия: рабочее определение
2.1 Агрессия как поведение
2.2. Агрессия и намерение
2.3 Агрессия как причинение ущерба или нанесение оскорбления
2.4 Агрессия затрагивает живые существа
2.5 Агрессия затрагивает реципиента, стремящегося избежать нападения
2.6 Враждебная агрессия в противоположность инструментальной агрессии

Работа состоит из  1 файл

По культуре речи.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

Многочисленные исследования установили, что если усилием воли, во-первых, изменить характер возбуждения скелетной мускулатуры, сделав его соответствующим другой эмоции, а, во-вторых, изменить свои мысли, сделав допущение, что нужная эмоция уже имеется в организме, то вероятность возникновения искомой эмоции резко возрастет. Примером первого из вышеназванных подходов по воздействию на собственное тело может служить метод Джекобсона (Jacobson Е., 1930), а образцом второго способа - метод Е. Куэ (Coue Е., 1922).

В основе метода, предложенного Джекобсоном, лежит представление о том, что между мозгом и скелетными мышцами существует тесная взаимосвязь, при которой психическое напряжение тут же отражается в виде повышенного тонуса мускулатуры, а напряжение мышц усиливает эмоциональное напряжение. По мнению Джекобсона образующийся при этом порочный круг можно разорвать только с «периферического конца», то есть путем специальных упражнений, направленных на полное расслабление скелетной мускулатуры. Исходя из этого, автором была разработана техника произвольного расслабления мышц при аффективных состояниях (страх, тревога, смущение и т. д.), что способствовало снятию эмоциональной напряженности, а так же использовалось для предупреждения возникновения этих состояний. А. Свядощ (1997) рекомендует использовать данный метод в качестве симптоматического средства при тревожных состояниях, неврозе тревожного ожидания, неврозе страха и различных фобиях.

В отличие от метода мышечной релаксации, в котором имеет место косвенное влияние мышц на сознание человека, предложенный более ста лет назад метод Куэ предполагает прямое воздействие на настроение и эмоции человека путем сознательного формирования соответствующих мысленных образов. Для этого человек должен представить, что зачатки нужной эмоции (спокойствия, радости и т. д.) уже есть в организме и внушать себе, что сила этих чувств постепенно нарастает. В принципе, достаточно несколько десятков раз повторить фразу «Я чувствую себя хорошо», сопровождая эти слова яркими и детальными представлениями, как бывает вам хорошо, чтобы ваше состояние на самом деле улучшилось. Куэ рекомендовал делать подобные упражнения дважды в день – утром (сразу после пробуждения) и вечером (перед засыпаением).

В 30-х годах нашего века J. Schultz, проинтегрировав опыт как западной, так и восточной психотерапии (в частности, систему йогов), создал свое направление самовнушения, назвав его аутогенной тренировкой (Schultz J.H., Luthe W. 1961). Упражнения АТ по Шульцу разделяются на две ступени - начальную и высшую. В начальную ступень входят 6 упражнений, благодаря которым можно научиться произвольно влиять на ряд процессов организма, в норме не подчиняющихся сознательному контролю. Итогом этого этапа АТ является умение вызывать ощущение тяжести и тепла в конечностях, регулировать ритм сердечной деятельности и дыхания, вызывать ощущение тепла в области солнечного сплетения и прохлады в области лба. На высшей ступени АТ больные учатся вызывать у себя «особые душевные состояния» Пациенты, осваивающие классический вариант АТ, на данном этапе последовательно учатся способности ярко представлять перед внутренним взором какой-нибудь цвет, затем заданный объект, и, наконец, представлять себе образы абстрактных понятий («красоты», «счастья», «справедливости» и т. п.). В заключение, занимающиеся АТ, находясь в состоянии глубокого погружения, задают себе вопросы типа «В чем смысл работы?», получая ответ на них в виде зрительных образов. В дальнейшем метод аутогенной тренировки широко применялся различными психотерапевтами и был значительно модифицирован в соответствии с прикладными задачами (Алексеев А.В., 1967; Uchiyama K.,1967; Ромен А., 1970; Панов А.Г. и соавт. 1973; Лобзин В.С., Решетников М.М., 1986; Шайхтдинов Р.З., 1987; Цзен Н.В., Пахомов Ю.В., 1988; Щербатых Ю.В., 1988; Карвасарский Б.Д., 1990; Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., 1997; Свядощ А.М., 1997; Щербатых Ю.В., 1997б и др.).

В соответствии с канонами АТ на первой стадии занятий формулы самовнушения группируются на шесть групп, суть которых можно схематично выразить следующим образом:

1. Мои руки становятся тяжелыми.

2. Мои руки становятся теплее и теплее..

3. Мое дыхание спокойное и ритмичное.

4. Мое сердце бьется ровно и спокойно.

5. Мое солнечное сплетение излучает тепло.

6. Мой лоб прохладный.

При этом формулировка этих формул может быть различной, но суть происходящих изменений остается именно такой: тяжесть и тепло в руках, ровное дыхание и сердцебиение, разогрев солнечного сплетения и охлаждение головы. В разных модификациях АТ эта последовательность видоизменялась, некоторые исследователи меняли местами 1 и 2 шаги, некоторые убирали 4 шаг, некоторые вводили свои формулы. Главным итогом первой ступени АТ должно явиться полное расслабление организма, а достичь эту цель можно по-разному.

Особый психологический настрой, свойственный занятиям аутогенной тренировки, внушенное состояние покоя и мышечного расслабления сами по себе уже способствуют уменьшению эмоционального напряжения. Эта важная особенность самовнушения может быть использована для того, чтобы устранить тревогу, беспокойство, страх, чрезмерную эмоциональную напряженность (Клейнзорге, Клюмбиес, 1965; Ромен, 1970; Шайхтдинов Р.З., 1987; Свядощ, 1997; Щербатых Ю.В. и соавт., 1996; Щербатых Ю.В., 1997б). Имеются работы, в которых описаны хорошие результаты по снятию экзаменационного стресса при помощи упражнений йоги, весьма близких к аутотренингу (Malathi A., Damodaran A., 1999), а также приемов психической медитации (Shapiro S.L., Schwartz G.E., Bonner G., 1998).

При состояниях тревожного ожидания, эмоциональной напряженности, при предоперационных волнениях, неврозе страха, фобиях А.Свядощ (1997) рекомендовал вызывать мышечную релаксацию и проводить систематическое самовнушение типа: «Я спокоен», «Всегда спокоен». Таким образом, по мнению этого автора, удавалось достаточно эффективно предупредить, смягчить или устранить тревогу. В стрессовой ситуации А. Свядощ рекомендовал вызвать изолированное расслабление мышц плечевого пояса, сделать глубокий вдох и перейти на спокойное, ровное дыхание, что позволяет снизить страх публичных выступлений, волнения на экзамене и т. д.

Как отмечают многие исследователи, применение АТ ограничено особенностями данного метода, основанного на активном участии индивидуума в решении своих проблем. Регулярные занятия аутотренингом требует волевых усилий, высокой концентрации внимания, настойчивости и других качеств, зачастую отсутствующих у невротичных личностей. В связи с этим, хорошие результаты по применению аутотренинга в коррекции уровня экзаменационного стресса показывают, в основном, сознательные, организованные и высокоинтеллектуальные студенты. Лица со слабым типом высшей нервной деятельности, пассивные и склонные к конформным реакциям предпочитают прямое внушение со стороны психолога.

Помимо релаксации, АТ позволяет использовать еще один механизм, повышающий эффективность экзамена: так называемые «формулы цели». Смысл их состоит в том, что подсознание человека, погруженного в легкое гипнотическое состояние, более восприимчиво к голосу сознания. Поэтому цели успешной деятельности в состоянии аутогенного погружения воспринимаются, запоминаются и реализуются гораздо лучше, чем в обычном (бодрствующем) состоянии (Шайхтдинов Р.З., 1987; Линдеман Х., 1992). Опыт Х. Линдемана, в одиночку пересекшего Атлантический океан на надувной лодке, может оказаться полезным при составлении «формул цели». При составлении этих формул терапевт, намечающий стратегию коррекции страха перед экзаменом у студента, должен руководствоваться следующими принципами: формулы цели должны быть по возможности краткими, иметь позитивный характер и соответствовать психологическому типу поведения лица, который будет их применять.

 

 

1.2      Общие сведения о лечебных свойствах эфирных масел.

 

Так что же такое "эфирные масла"?

Эфирные масла - душистые, легко летучие вещества, содержащиеся в различных частях растений, главным образом в цветах, листьях, плодах, корнях; Эфирные масла легко перегоняются из растительного сырья паром.

В настоящее время известно более 2000 эфиромасличных растений. Содержание эфирных масел в растениях зависит от ряда причин и колеблется от 4% до 0,1%.

Остановимся на некоторых свойствах эфирных масел, которые позволили им занять одно из значительных мест среди профилактических и лечебных средств, применяемых человеком.

Из фармакологических свойств наиболее характерно для эфирных масел наличие противовоспалительной, антимикробной, противовирусной и противоглистной активности. Кроме того, некоторые эфирные масла оказывают выраженное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы и ЦНС, обладают транквилизирующими и успокаивающими свойствами.

Они стимулируют нервную систему, выключают нервное напряжение, снимают стрессовые состояния. Уменьшают раздражительность, эмоциональную возбудимость, нормализуют сон, устраняют навязчивые состояния, повышают работоспособность.

Растительные ароматические вещества (к ним относятся эфирные масла, экстракты, конкреты, абсолю) положительно влияют на сердечно-сосудистую систему. С их помощью можно благотворно влиять на течение ишемической болезни сердца, на нарушения сердечного ритма, поскольку некоторые компоненты растительных ароматических веществ и их композиции способны расширять коронарные сосуды, что способствует улучшению снабжения мышц сердца кислородом и глюкозой. Растительные ароматические вещества, обладая антиритмической активностью, улучшают процессы проводимости, снимают аритмии. На электро- и балистокардиограмме наблюдаются положительные сдвиги. При транзиторных гипертониях нормализуется артериальное давление.

Ароматопрофилактика расширяет адаптационные возможности человека, является одним из путей укрепления здоровья и повышения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

В адаптивных реакциях для человека особенно важен психологический фактор. Экстремальные условия, помимо своего физического воздействия на ткани и системы, могут вызывать отрицательную психологическую реакцию. При эмоциональном стрессе у человека возникают неоправданно большие сдвиги в ряде функциональных систем организма, что и является, по-видимому, одной из основных причин ряда сосудистых катастроф. В таких случаях целесообразно использовать растительные ароматические вещества.

Область применения эфирных масел-адаптогенов - обширна. Перспективно их использование в санаторно-курортной практике для сокращения адаптационного периода у больных, приезжающих из различных климатических зон и временных поясов, при вахтовом методе работы в северных районах, экстремальных условиях труда и др.

Экспериментальные исследования выявили наличие иммунотропных свойств у эфирных масел, однако степень их воздействия на иммунную систему в целом и на ее отдельные звенья различна. Выраженную иммуностимулирующую активность в отношении Т-звена иммунной системы проявило эфирное масло монарды дудчатой, в отношении В-звена - эфирное масло эвкалипта и полыни лимонной. Иммуномодулирующая активность выявлена также у эфирного масла базилика, жасмина, пихты, гвоздики, шалфея. Стимулирующее действие некоторых эфирных масел проявляется в наибольшей степени на фоне снижения иммунной реактивности, что характерно для многих известных иммуномодуляторов, таких как Т-активин, тималин, левамизол.

Эфирные масла в малых дозах при всасывании в кровь возбуждают дыхательный и сосудодвигательный центры. Обладая аналгезирующим, седатив- ным, антисептическим и противовоспалительным свойствами, эфирные масла, такие как шалфейное, сосновое, пихтовое, лавандовое и другие используются в комплексном лечении бронхитов, ОРВИ и других заболеваний.

Эфирные масла используют также для повышения работоспособности, памяти, внимания, точности выполнения задания. Так, эфирное масло лаванды можно применять для оптимизации рефлекторной активности центральной нервной системы, возрастания скорости выработки динамического стереотипа при выполнении однотипных операций, что в конечном итоге приводит к сокращению времени выполнения заданий. Эфирное масло лаванды способствует увеличению объема кратковременной памяти, оптимизирует состояние человека в критической стрессовой ситуации, уменьшая время реакции на поиск необходимого решения.

Масла полыни лимонной, розмарина одновременно с повышением точности работы увеличивают скорость. Это свидетельствует о концентрируемости внимания испытуемых. Подтверждением служило расширение объема кратковременной памяти за счет сокращения числа ошибок при запоминании задания и снижения латентного времени реакций. Тем самым повышался уровеньготовности человека к создающейся экстремальной ситуации.

Композиции эфирных масел влияли на умственную работоспособность в большей степени, чем отдельные эфирные масла, повышая, в основном, количественные показатели работы.

В 1904 году во Франции в лаборатории химика Рене Мауриса Гаттенфоса произошел взрыв. Огнем химику обожгло руки, он сунул их в банку с лавандовым маслом и был потрясен эффектом: боль быстро прошла, ожоги зажили, даже не оставив шрамов.

Именно так он познакомился с целительным свойством эфирных масел, которые во время первой мировой войны стали широко использоваться при хирургических операциях. Тогда же возник термин ароматотерапия - использование ароматических масел для лечения. Во Франции ароматотерапию высоко оценили.

Есть эфирные масла, которые воздействуют самым потрясающим образом на человеческое сознание. Ромашка помогает расслабиться, снимает напряжение. Лимон действует как тонизирующее, укрепляющее средство. Что касается экзотического иланг-иланга, то он будит уснувшие любовные чувства. Ароматотерапия превратилась в крайне популярный вид лечения. Многие англичане при различных недомоганиях и неврозах обращаются именно к косметическим препаратам с эфирными маслами.

Два года назад ароматотерапия прошла испытание в лондонском метро. Свежий воздух с добавкой лимонной эссенции специально нагоняли в вагоны метро, чтобы поднять настроение у пассажиров. В кремы, мыло, мази многие фирмы добавляют небольшой процент эфирных масел. Компания "Бутс кемистс" стала известна благодаря своим кремам, мылу, мазям, созданным на основе ароматотерапии с добавлением эфирных масел иланг-иланга, сандалового дерева, жасмина, розмарина, можжевельника.

Поэтому вещества, стимулирующие целебные силы организма и к тому же обладающие антимикробным действием, следует искать в растительном мире, окружающем человека, в согласии с которым он существовал тысячелетия.

Таким образом, растительные ароматические вещества являются перспективными средствами повышения устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды: ионизирующим излучениям, ксенобиотикам, канцерогенам; являются средствами профилактики ОРЗ, оптимизации воздушной среды производственных помещений, адаптогенами, повышающими устойчивость организма к неблагоприятным экологическим факторам.

Информация о работе Культура речи