Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 18:59, реферат
В наше время резких экономических и социальных перемен культура стала одной из главнейших потребностей духовной жизни общества.
Обращение к национальным культурным корням является не только данью памяти по отношению к великому прошлому, но и дает основание для размышления о настоящем. В. Брюсов писал о культурном наследии наших предков: "Их знания, их навыки, самые их предрассудки окажутся ценными, если их подвергнуть внимательному анализу; знания должно использовать, навыки брать за образец, предрассудки исследовать, так как они являются органическими элементами одной культуры и предостерегут от аналогичных предрассудков новой".
Введение 3
Просвещения 4
Наука 5
Литература 5
Живопись 6
Театр и музыка 7
Кинематограф 8
Архитектура 8
Заключение 9
Список использованных источников и литературы 10
В литературе продолжает развиваться мощное направление критического реализма, представленное такими прославленными писателями, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко. Рядом с ними появляются и новые талантливые имена: А.И. Куприн, И.А. Бунин, А.Н. Толстой, В.В. Вересаев, Н.Г. Гарин-Михайловский и др. Начал свою литературную деятельность А.М. Горький.
Истоки новых течений
в русской литературе "серебряного
века", получивших название модернизма,
уходят корнями еще в 80-е годы.
В 90-е годы более или менее формируется
такое литературное течение, как
символизм, являющийся новой формой
романтизма. К символистам конца
XIX в. относились Д.С. Мережковский, К.Д.
Бальмонт, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, Ф.К.
Сологуб. В начале XX столетия появилась
плеяда младших символистов: А. Блок,
А. Белый, Вяч. Иванов и другие. Накануне
первой мировой войны в русской
поэзии зарождаются такие
Поиск новых художественных
форм и путей развития литературы
сопровождался ожесточенными
Живопись
Крупнейшим русским художником
стал В.А. Серов. Его портреты — вершина
этого жанра в искусстве XIX —
начала XX в., как бы итог его предшествующей
истории. Для них свойственен
глубокий внутренний психологизм, сложная
и гармоничная игра цветов и рефлексов,
композиционная целостность (портреты
"Девочка с персиками","
И все же на рубеже веков не социальные проблемы и не исторические личности стояли в центре внимания художников. Искания в области живописи приобретают особую интенсивность. Многие мастера обращаются к символизму, искусству, закономерно развивавшемуся в то сложное, неоднозначное время, искусству, "питающемуся фантазией". Отсюда их интерес к прошлому, сказочному, легендарному, к древним религиям и культурам, к мистике; их произведения изобилуют намеками, иносказаниями, символами.
Это можно наблюдать на
примере творчества М.А. Врубеля. Мир
его картин проникнут фантастически-
Новые эстетические принципы
были провозглашены в программе
художников, объединившихся в конце
90-х гг. в группу "Мир искусства",
просуществовавшую с перерывами
до 1924 г. Им претили равно и академическая
склонность, и некоторая прямолинейность
и назидательность
В группу входили художники разных стилей и оклада. Вероятно, единственной чертой, объединявшей их, являлось стремление к изысканности, декоративности, стилизованному восприятию прошлого. Вот почему с "Миром искусства", кроме уже названных имен, были связаны Н. Рерих и В. Серов, Ф.
Малявин и М. Врубель, Б. Кустодиев
и З. Серебрякова. Мирискусники создавали
не только интересные и значительные
станковые произведения. Они были
авторами великолепных иллюстраций (А.
Бенуа, "Медный всадник" А.С. Пушкина;
И. Билибин, "Русские сказки"; Е.
Лансере, "Хаджи Мурат" Л.Н. Толстого),
оформляли театральные
Театр и музыка
Огромную роль в культурной жизни России продолжает играть театр. Как и для литературы, для театральной жизни этого периода характерны поиски "новой зрелищности", борьба различных идей и направлений. Новый импульс развитию этого вида искусства был дан в 1883 г., когда перестала существовать восьмидесятилетняя монополия императорских театров, они стали доступны для благотворительности и предпринимательства. Данное обстоятельство, а также творческие поиски мастеров драматургии предопределили поворот к лучшему.
Важнейшим событием конца XIX
в. стало открытие в 1898 г. Художественного
театра в Москве. Его основателями
были К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко
— крупнейшие театральные режиссеры
и теоретики. Они сумели сплотить
талантливую труппу, в которую
входили О.Л. Книппер, В.И. Качалов, И.М.
Москвин, Л.М. Леонидов и др. Значение
основания МХТ состояло в том,
что он стал окончательным этапом
формирования реалистической школы
актерского мастерства, а также в
том, что на сцене театра давались
пьесы современного репертуара, столь
близкого московской публике, более
демократически настроенной, нежели петербургская.
Нужно оказать, что деятельность
Художественного театра оценивалась
неоднозначно. Причем отрицательно относились
к его программе и
Начинают работать и другие
частные театры. Из них стоит выделить
открывшийся в 1904 г. в Петербурге
театр В.Ф. Комиссаржевской, интереснейшей
актрисы, которая вписала яркие
страницы в историю русского искусства.
Главным режиссером ее театра был
В.З. Мейерхольд. Видный актер и режиссер
Ю.М. Юрьев работал в императорском
Александринском театре. Он играл
роль Арбенина в собственной постановке
лермонтовского "Маскарада" даже
в вечер Октябрьского вооруженного
восстания. На принципах "новой театральности"
в 1914 г. в Москве возникает Камерный
театр, руководителем которого был
талантливый режиссер Е. Таиров. Из
большого количества подобных коллективов
этот был наиболее крупным и устойчивым
и просуществовал до 30-хгг. Следует
отметить огромное число открывшихся
на рубеже веков театральных кабаре,
из которых наиболее известными являлись
"Бродячая собака" и "Летучая
мышь", ставшие центрами литературной
и духовной жизни столицы. В музыкальном
театре тон задавали императорский
Мариинский и Большой в Москве,
но также имелись и частные
оперные труппы, среди которых
особенно популярной была московская
Частная опера, основанная в 1885 г. известным
предпринимателем и меценатом Саввой
Мамонтовым. Здесь в 1896-1899 гг. пел
Ф.И. Шаляпин. Когда он снова вернулся
в Мариинский театр, то на его спектакли
трудно было попасть. "Как известно,
легче добиться Конституции, чем
билетов на спектакли Мариинского
театра", - писали в газетах. Виднейшими
представителями русской
Всемирно известным становится
русский балет. Яркими представителями
отечественной школы
Русская музыка начала XX в. в целом переживает подъем. Основным ее источником и особенностью, как в предыдущий период, продолжает оставаться народность. В сокровищницу мировой культуры вошли произведения оперного жанра (Н.А. Римский-Корсаков), симфонической и каменной музыки (С.Н. Рахманинов, А.К. Глазунов, А.Н Скрябин, Р.М. Глиэр и др.).
Кинематограф
В те же годы делает свои первые
шаги и русский кинематограф. В 1908
г. вышел первый отечественный игровой
фильм "Стенька Разин", а всего
до 1917 г. их было выпущено около 2 тысяч.
Звездами дореволюционного русского кино
считалась Вера Холодная и Иван Мозжухин.
Одной из новых черт культурной жизни
России рубежа веков становится меценатство.
Меценаты активно помогали развитию
образования (так, московский предприниматель
Шелапутин передал 0,5 млн. рублей на
создание учительской семинарии) и
науки (известный фабрикант
Архитектура
В 1890—1900 г.г. в русской архитектуре появляются новые течения — модерн и неоклассицизм. Если первый проник в Россию с Запада, то второй был чисто национальным явлением. Модерн зародился как противовес царившей тогда эклектике, и основным его признаком стало стремление к новым формам: вместо применения исторических стилей была сделана попытка создать совершенно новую декоративную систему и очистить от эклектических наслоений конструктивную основу здания. Впервые в строительство широко вошли железобетон, стекло, металл, керамика. Внешняя декоративность зданий достигалась при использовании разноцветных материалов, рельефов и фантастических орнаментов на фасадах. К этому добавлялись плавные, текучие линии оконных рам, украшения вестибюлей и внутренних лестниц в виде вьющихся растений из металла.
В Петербурге в новом стиле
работали Ф. Лидваль и М. Лялевич
(первый построил гостиницу "Астория"
в 1908 г. и Азовско-Донской банк в 1907
г., второй — здание торговой фирмы
"Мертенс"). Прогрессивное начало,
которое нес в себе модерн, нашло
свое воплощение в творчестве Ф. Шехтеля,
московского архитектора. Типичные
для него здания — Художественный
театр (1902) и особняк Рябушинского
на Малой Никитской улице. В архитектуре
неоклассицизма можно выделить имена
И. Фомина (дача Половцева на Каменном
острове в Петербурге), В. Щуко (павильоны
русской экспозиции на Международной
выставке в Италии), В. Свиньина (здание
Этнографического музея), А. Таманяна (дом
В.П. Кочубея в Царском Селе), И.
Жолтовского (дом Тарасова на Спиридоновке
в Москве). Задачей этого направления
стало возрождение традиций русского
классицизма строгого и позднего
периодов. В отличие от эклектиков,
архитекторы начала XX в. не ставили
своей целью заимствование
Заключение
Вопросы истории русской
культуры начала XX века следует рассматривать
через призму совершавшегося перехода
от аграрного к индустриальному
обществу. Объективные и субъективные
факторы жизни страны обостряли
и наслаивали друг на друга все
внутренние противоречия. Нельзя сбрасывать
со счетов и процессы, происходившие
в мире. Вступление в I мировую войну
стало для нее тяжелейшим испытанием.
Последовавший в феврале 1917 г. социальный
взрыв положил конец
Выражение и название "серебряный век" является поэтическим и метафорическим, не строгим и не определенным. Его придумали сами представители серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…". Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман "Серебряный голубь". Редактор журнала "Аполлон" С. Маковский использовал его для обозначения всего времени начала XX века.
Список использованных источников и литературы.
Источники:
1. Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры. М., 1994.
2. Бердяев Н.А. Русская
3. Кони А.Ф. Воспоминания о писателях. Л., 1989.
4. Щетинина Г.И. Университеты в России и устав 1884. Л., 1976.
Литература:
5. Яковкина Н.И. "История русской культуры: 19 век." 2-е издание. СПб: Издательство "Лань", 2002.-576 стр.
6. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П.
"История русской культуры":В
2ч.-М.:Гуманит.изд. центр
7. Хрестоматия по культурологи:
Учебное пособие/Составители:
8. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. М.: Центр, 1998.- 592 с.