Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:11, курсовая работа
В Россию ввозилось огромное количество самых разных книг и журналов из Франции, и Великобритании, которые давали представление о политической и общественной жизни этих стран, о новейших научных открытиях и важных технических изобретениях. Основная часть населения России- русское крестьянство- в первой половине 19века не испытывало на себе никакого воздействия европейских нравов, мод , и привычек. Для него существовал традиционный русский мир, живший по собственным законам.
У них существовала своя, специфическая культура, свои духовные ценности. Это была культура быта русского народа, его духовный мир. В первой половине 19 века так называемое образованное общество начало осознавать значение культурной самобытности России.
1.КУЛЬТУРА РОСИИ В XIX ВЕКЕ
1.2ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В XIX ВЕКЕ
2.ЛИТЕРАТУРА
2.1ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА
3.ПЕЧАТНОЕ ДЕЛО
3.1РАЗВИТИЕ КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВА В XIX ВЕКЕ
4.ТЕАТР
4.1ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕАТРА В XIX ВЕКЕ
5. МУЗЫКА
5.1РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В XIX ВЕКЕ
6.ЖИВОПИСЬ
6.1ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЖИВОПИСИ XIX ВЕКА
7.АРХИТЕКТУРА
7.1РАЗНООБРАЗИЕ СТИЛЕЙ В АРХИТЕКТУРЕ XIX ВЕКА
Развивалось библиотечное дело. Выдающееся место в культурной и научной жизни России занимали крупнейшие книгохранилища -Публичная библиотека и Библиотека Академии наук в Петербурге и Библиотека Румянцевского музея в Москве. Появление новых полиграфических машин удешевило издание газет и журналов, способствовало повышению их тиражей. Растет издание, распространение и влияние газет. Роль общероссийских газет играли «Московские ведомости» М.Н.Каткова и особенно «Новое время»
Суворина, который обладал монополией на торговлю газетами на станциях железной дороги.
Широкое распространение получила провинциальная печать. К середине 19века окончательно определился специфический русский тип журналов, рассчитанных на вкусы образовательного читателя, так называемые толстые журналы, обычно ежемесячные, общественно-политическое направление которых не менялось десятилетиями.
Там помещались литературно-художественные, публицистические, научные, критико-библиографические материалы. В 1866г. возобновился либерально-профессорский «Вестник Европы», выходивший под редакцией М.М.Стасюлевича. Издаваемый Катковым «Русский вестник» печатал на своих страницах ведущих русских писателей, его редактор твердо отстаивал ценности единой и великой самодержавной России. Традиции демократической журналистики поддерживали «Отечественные записки», которые редактировал М.Е.Салтыков - Щедрин, и «Русское богатство», которое издавала артель писателей народнического направления.
Периодические издания выходили не только на русском языке, но и на языках ряда других народов. Периодическая печать и литература способствовали просвещению общества, росту политической культуры и правосознания жителей страны. Зримые, впечатляющие успехи в развитии книгоиздательства, периодической печати, создали в России к концу 19 века, тот богатейший потенциал, с которым она уверенно вошла в 20век.
Выводы: Важнейшими предпосылками для развития книгоиздательства были рост бумажной промышленности и распространение типографий по всей стране. Книги издавались правительственными учреждениями, научными учреждениями и органами местного самоуправления. Главное место в издательском деле принадлежало частным фирмам. Появление новых полиграфических машин удешевило издание газет и журналов, способствовало повышению их тиражей. Растет издание, распространение и влияние газет.
4.Театр
4.1. Этапы становления театра в XIX веке
В первой половине 19века происходит становление отечественного театра. Ранее театральные труппы существовали либо в усадьбах богатых дворян, Городских театров было не много. И театральный репертуар состоял главным образом из веселых водевилей, легковесный пьесок. В 19веке Положение меняется. Театр становится общественным явлением, появляются современные театры. В них ставятся отечественные пьесы, затрагивающие общественные проблемы.
Театр начинает
играть все более заметную роль в
культурной жизни страны. На смену
крепостному театру приходит театр государственный
и частный. Центрами театральной жизни
являлись Малый театр в Москве и Александровский
в Петербурге. Театры существовали и во
многих провинциальных городах. Основу
репертуара драматического театра начала
19 века составляли трагедии. Пробуждению
интереса к трагедии в немалой степени
способствовало творчество В.А.Озерова.
Его пьесы отличались занимательностью
и трогательностью сюжета. В 20е-30е годы
на российской сцене начинает утверждаться
романтическое направление, для которого
была характерна героическая тематика,
а в сценическом воплощении актеров большое
внимание обращалось на внутренние переживания
героя. Появление в театральном репертуаре
реалистической драматургии связано с
именами А.С. Грибоедова («Горе
от ума») и Н.В.Гоголя(«Ревизор»).
Господствовавшей тогда театрализации чувств, слов и движений Щепкин противопоставил на сцене натуральность, жизненное правдоподобие создаваемого образа. Щепкин призывал актеров отказаться от традиционных штампов в «представлении» на сцене того или иного персонажа и воссоздать реальные человеческие характеры. Литературная и театральная жизнь страны не замыкалась только в столичных городах. Она существовала и в провинции.
Развитие русской сцены определялось так же творчеством А.Н.Островского, который начинал еще в николаевское время Островский создал национальный репертуар, выступал как новатор-драматург, как организатор театрального дела. С 1853г. когда на сцене впервые появилась драматургия Островского. Островский создал русскую актерскую школу, совершенным воплощением которой был Малый театр.
Он занимал ведущее положение в русском драматическом искусстве. В Петербурге крупнейшим драматическим театром был Александрийский. На его подмостках блистали замечательные актеры. Особое место в театре занимали актеры К.А.Варламов, переигравший более тысячи ролей и В.Н.Давыдов, в котором видели достойного наследника Щепкина.
Малый и Александрийский театры сыграли крупную роль в утверждении национального репертуара, развитии русской сценической культуры. Повышался престиж актерской профессии. Важную роль в развитии театрального дела играли актерские биржи в Москве и некоторых других городах, куда ежегодно стекались служители театра в поисках более выгодных контрактов. Уже в первые годы 19 века в стране было более 100 городов где гастролировали театральные трупы. Большинство городов к концу 19 века имело более или менее постоянные театры.
Значительную культурную роль играли театральные общества. В Москве серьезное значение приобрела деятельность театра при «Артистическом кружке» - объединение деятелей искусства. Широко известны были «Народный театр», «Пушкинский», «Русский драматический театр».
Национальный музыкальный театр развивался медленнее драматического.
В Петербурге до
конца 1880х гг. первенствовала постоянная
итальянская опера Русская
Со второй половины 19 века заметно активизировалась провинциальная оперная сцена. Оперные спектакли пользовались громадной популярностью.[3;760] Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влияние отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты «чистейшего классицизма».И м на смену приходили сентиментальные мелодрамы и и романтические постановки. В репертуаре появились балеты, сюжет которых был подсказан отечественной литературой («Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказская пленница»).
В либретто балетов использовались мифология, сказки, события из реальной истории разных стран. Своим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу и драматургу Ш. Дидло. Он создал основы русского классического балета, позаимствовав национальные мотивы и традиции европейского танцевального искусства. Первая половина 19века - формирование и развитие русской литературы, а вместе с ней и театра.
Выводы: В первой половине 19века происходит становление отечественного театра. Театр становится общественным явлением, появляются современные театры. В них ставятся отечественные пьесы, затрагивающие общественные проблемы. Повышался престиж актерской профессии. Важную роль в развитии театрального дела играли актерские биржи в Москве и некоторых других городах. Малый и Александрийский театры сыграли крупную роль в утверждении национального репертуара, развитии русской сценической культуры. Значительную культурную роль играли театральные общества. Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влияние отечественной литературы.
5.МУЗЫКА
5.1 Развитие музыкальной культуры в XIX веке
Музыка занимала особое место в жизни российского общества первой половины 19века. Музыкальное образование было необходимым компонентом воспитания и просвещения. Музыкальная жизнь России была достаточно насыщенной. В 1802г. было основано Русское Филармоническое общество.
В первые десятилетия
19 века большое распространение
получила камерно-вокальная музыка.
Оперный репертуар русских
Эта работа началась еще в 18 веке, и с успехом продолжалась в первые десятилетия 19в. Алябьевым, А.Гурилевым, А.Варламовым, А.Верстовским. Однако начало нового (классического) периода в развитии русской музыки связано с именем М.И.Глинки. В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями. Оперы «Жизнь за царя» по либретто Н.В. Колокольника, «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы А.С.Пушкина заложили основы русского оперного искусства. Кроме опер, М.И.Глинка писал романсы, этюды, хоры и струнные квартеты. Он был родоначальником всех основных жанров национальной классической музыки.
Вторая половина
19 века стала вершиной творчества русских
композиторов, развития музыкальной
критики и теории музыки. Наступил
перелом в организации
Огромный вклад в развитие этой сферы внесли представители так называемой «Могучей кучки» - М. Балакирев, А.Бородин, М.Мусоргский, Н.Римский – Корсаков и Ц.Кюи.Продолжая традиции Глинки, они утвердили национальную школу в музыке. Ими были созданы такие великие произведения, как «Борис Годунов» и «Ховарщина», «Князь Игорь» и «Снегурочка». Новая русская музыкальная школа призывала обращаться к народному мелосу, к сюжетам и мотивам из отечественной истории и современного народного быта. Величайшим композитором эпохи был П.И.Чайковский, чьи оперы, балеты и симфонии проникнуты глубоким лиризмом и человечностью, наполнены искренними чувствами. Ему принадлежали шедевры балетного, оперного, симфонического и камерного музыкального искусства. Классикой лирической оперы явились «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик».
Уровень музыкальной
культуры в России в значительной
степени определялся той
Выводы: Музыка
занимала особое место в жизни
российского общества первой половины
19века. Музыкальное образование
было необходимым компонентом
Вторая половина
19 века стала вершиной творчества русских
композиторов, развития музыкальной
критики и теории музыки. Наступил
перелом в организации
6. ЖИВОПИСЬ
6.1 Художественные направления в живописи XIX века
В первой половине 19 века наблюдалось сосуществование различных художественных направлений. В начале 19века в живописи господствовал классицизм, характерной чертой которого была многоплановая и многофигурная композиция.[1;138] Смена стилей и направлений происходила в начале 19 века и в живописи. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематика, вытесняется вначале романтизмом, а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века. Одним из основоположников реалистического направления стал П.А. Федотов.
В его творчестве
ярко проявляется социально-
Это была общественная организация, которую государство не финансировало. Отображая общественный подъем 1860гг. художники стремились выразить сложность современного мира, приблизить искусство к жизни, передать чаяния и настроения широких общественных кругов, показать живых людей, их заботы и устремления. С Товариществом передвижников творчески были связаны почти все выдающиеся художники России.
На протяжении последующих десятилетий было организованно множество выставок, которые не просто демонстрировались в каком - то месте, но и перевозились по разным городам. Художники-передвижники выступали с полотнами, на которых с поразительной правдой изображали типы крестьян, рабочих, солдат, тяжелый народный быт и труд. («Ремонтные работы на железной дороге», «На войну», «Кочегар», «Смерть переселенца».