Культура России в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:11, курсовая работа

Описание

В Россию ввозилось огромное количество самых разных книг и журналов из Франции, и Великобритании, которые давали представление о политической и общественной жизни этих стран, о новейших научных открытиях и важных технических изобретениях. Основная часть населения России- русское крестьянство- в первой половине 19века не испытывало на себе никакого воздействия европейских нравов, мод , и привычек. Для него существовал традиционный русский мир, живший по собственным законам.
У них существовала своя, специфическая культура, свои духовные ценности. Это была культура быта русского народа, его духовный мир. В первой половине 19 века так называемое образованное общество начало осознавать значение культурной самобытности России.

Содержание

1.КУЛЬТУРА РОСИИ В XIX ВЕКЕ
1.2ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В XIX ВЕКЕ
2.ЛИТЕРАТУРА
2.1ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА
3.ПЕЧАТНОЕ ДЕЛО
3.1РАЗВИТИЕ КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВА В XIX ВЕКЕ
4.ТЕАТР
4.1ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕАТРА В XIX ВЕКЕ
5. МУЗЫКА
5.1РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В XIX ВЕКЕ
6.ЖИВОПИСЬ
6.1ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЖИВОПИСИ XIX ВЕКА
7.АРХИТЕКТУРА
7.1РАЗНООБРАЗИЕ СТИЛЕЙ В АРХИТЕКТУРЕ XIX ВЕКА

Работа состоит из  1 файл

43 культура России в 19веке.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

Развивалось библиотечное дело. Выдающееся место в культурной и  научной жизни России занимали крупнейшие книгохранилища -Публичная библиотека и Библиотека Академии наук в Петербурге и Библиотека Румянцевского музея в Москве. Появление новых полиграфических машин удешевило издание газет и журналов, способствовало повышению их тиражей. Растет издание, распространение и влияние газет. Роль общероссийских газет играли «Московские ведомости» М.Н.Каткова и особенно «Новое время»

Суворина, который обладал  монополией на торговлю газетами на станциях железной дороги.

Широкое распространение  получила провинциальная печать. К середине 19века окончательно определился специфический русский тип журналов, рассчитанных на вкусы образовательного читателя, так называемые толстые журналы, обычно ежемесячные, общественно-политическое направление которых не менялось десятилетиями.

Там помещались литературно-художественные, публицистические, научные, критико-библиографические материалы. В 1866г. возобновился либерально-профессорский «Вестник Европы», выходивший под редакцией М.М.Стасюлевича. Издаваемый Катковым «Русский вестник» печатал на своих страницах ведущих русских писателей, его редактор твердо отстаивал ценности единой и великой самодержавной России. Традиции демократической журналистики поддерживали «Отечественные записки», которые редактировал М.Е.Салтыков - Щедрин, и «Русское богатство», которое издавала  артель писателей народнического направления.

Периодические издания выходили не только на русском языке, но и  на языках ряда других народов. Периодическая  печать и литература способствовали  просвещению общества, росту политической культуры и правосознания жителей страны. Зримые, впечатляющие успехи в развитии книгоиздательства, периодической печати, создали в России к концу 19 века, тот богатейший потенциал, с которым она уверенно вошла в 20век.

Выводы: Важнейшими предпосылками для развития книгоиздательства были рост бумажной промышленности и распространение типографий по всей стране. Книги издавались  правительственными учреждениями, научными учреждениями и органами местного самоуправления. Главное место в издательском деле принадлежало частным фирмам. Появление новых полиграфических машин удешевило издание газет и журналов, способствовало повышению их тиражей. Растет издание, распространение и влияние газет.

 

4.Театр

4.1. Этапы становления театра в XIX веке

В первой половине 19века происходит становление отечественного театра. Ранее театральные труппы существовали либо в усадьбах богатых дворян, Городских театров было не много. И театральный репертуар состоял главным образом из веселых водевилей, легковесный пьесок. В 19веке Положение меняется. Театр становится общественным явлением, появляются современные театры. В них ставятся отечественные пьесы, затрагивающие общественные проблемы.

Театр начинает играть все более заметную роль в  культурной жизни страны. На смену  крепостному театру приходит театр государственный и частный. Центрами театральной жизни являлись Малый театр в Москве и Александровский в Петербурге. Театры существовали и во многих провинциальных городах. Основу репертуара драматического театра начала 19 века составляли трагедии. Пробуждению интереса к трагедии в немалой степени способствовало творчество В.А.Озерова. Его пьесы отличались занимательностью и трогательностью сюжета. В 20е-30е годы на российской сцене начинает утверждаться романтическое направление, для которого была характерна героическая тематика, а в сценическом воплощении актеров большое внимание обращалось на внутренние переживания героя. Появление в театральном репертуаре реалистической драматургии связано с именами     А.С. Грибоедова («Горе от ума») и Н.В.Гоголя(«Ревизор»).Произведения реалистического жанра настоятельно требовали коренного изменения актерского мастерства. Традиции игры классицистических трагедий становились неуместными. Реформатором актерского мастерства стал великий актер, педагог и теоретик театрального искусства М.С.Щепкин.

Господствовавшей  тогда театрализации чувств, слов и движений Щепкин противопоставил  на сцене натуральность, жизненное  правдоподобие создаваемого образа. Щепкин призывал актеров отказаться от традиционных штампов в «представлении» на сцене того или иного персонажа и воссоздать реальные человеческие характеры. Литературная и театральная жизнь страны не замыкалась только в столичных городах. Она существовала и в провинции.

Развитие русской  сцены определялось  так же творчеством  А.Н.Островского, который начинал  еще в николаевское время Островский создал национальный репертуар, выступал как новатор-драматург, как организатор  театрального дела. С 1853г. когда на сцене впервые появилась драматургия Островского. Островский создал русскую актерскую школу, совершенным воплощением которой был Малый театр.

Он занимал  ведущее положение в русском  драматическом искусстве. В Петербурге крупнейшим драматическим театром был Александрийский. На его подмостках блистали замечательные актеры. Особое место в театре занимали актеры К.А.Варламов, переигравший более тысячи ролей и В.Н.Давыдов, в котором видели достойного наследника Щепкина.

Малый и Александрийский театры сыграли крупную роль в утверждении национального репертуара, развитии русской сценической культуры. Повышался престиж актерской профессии. Важную роль в развитии театрального дела играли актерские биржи в Москве и некоторых других городах, куда ежегодно стекались служители театра в поисках более выгодных контрактов. Уже в первые годы 19 века в стране было более 100 городов где гастролировали театральные трупы. Большинство городов  к концу 19 века имело более или менее постоянные театры.

Значительную культурную  роль играли театральные общества. В  Москве серьезное значение приобрела деятельность театра при «Артистическом кружке» - объединение деятелей искусства. Широко известны были «Народный театр», «Пушкинский», «Русский драматический театр».

Национальный  музыкальный театр развивался медленнее  драматического.

В Петербурге до конца 1880х гг. первенствовала постоянная итальянская опера Русская оперная  музыка завоевывала себе место постепенно, но неуклонно. Два крупнейших театра - Большой  в Москве и Мариинский  в Петербурге  - живо привлекали общественное мнение своими постановками опер Римского - Корсакова, Даргомыжского, Мусоргского и т.д.

Со второй половины 19 века заметно активизировалась провинциальная  оперная сцена. Оперные спектакли  пользовались громадной популярностью.[3;760] Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влияние отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты «чистейшего классицизма».И м на смену приходили сентиментальные мелодрамы и и романтические постановки. В репертуаре появились балеты, сюжет которых был подсказан отечественной литературой («Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказская пленница»).

В либретто балетов  использовались мифология, сказки, события из реальной истории разных стран. Своим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу и драматургу Ш. Дидло. Он создал основы русского классического балета, позаимствовав национальные мотивы и традиции европейского танцевального искусства. Первая половина 19века - формирование и развитие русской литературы, а вместе с ней и театра.

Выводы: В первой половине 19века происходит становление  отечественного театра. Театр становится общественным явлением, появляются современные театры. В них ставятся отечественные пьесы, затрагивающие общественные проблемы. Повышался престиж актерской профессии. Важную роль в развитии театрального дела играли актерские биржи в Москве и некоторых других городах. Малый и Александрийский театры сыграли крупную роль в утверждении национального репертуара, развитии русской сценической культуры. Значительную культурную  роль играли театральные общества. Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влияние отечественной литературы.

 

5.МУЗЫКА

5.1 Развитие  музыкальной культуры в XIX веке

Музыка занимала особое место в жизни российского  общества первой половины 19века. Музыкальное  образование было необходимым компонентом  воспитания и просвещения. Музыкальная жизнь России была достаточно насыщенной. В 1802г. было основано Русское Филармоническое общество.

В первые десятилетия 19 века большое распространение  получила камерно-вокальная музыка. Оперный репертуар русских театров  в начале века состоял преимущественно из произведений французских и итальянских композиторов. Русская опера развивалась главным образом в жанре былинного характера. Приблизиться к уровню великих творений западноевропейских композиторов - Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. можно было только на основе глубокого освоения народно-национального мелодизма с одновременным его преображением в русле основных завоеваний европейской музыкальной культуры.

Эта работа началась еще в 18 веке, и с успехом продолжалась в первые десятилетия 19в. Алябьевым, А.Гурилевым, А.Варламовым, А.Верстовским. Однако  начало нового (классического) периода в развитии русской музыки связано с именем М.И.Глинки. В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями. Оперы «Жизнь за царя» по либретто Н.В. Колокольника, «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы А.С.Пушкина заложили основы русского оперного искусства. Кроме опер, М.И.Глинка писал романсы, этюды, хоры и струнные квартеты. Он был родоначальником всех основных жанров национальной классической музыки.

Вторая половина 19 века стала вершиной творчества русских  композиторов, развития музыкальной  критики и теории музыки. Наступил перелом в организации музыкального образования в России.

Огромный вклад  в развитие этой сферы внесли представители  так называемой «Могучей кучки» - М. Балакирев, А.Бородин, М.Мусоргский, Н.Римский  – Корсаков и Ц.Кюи.Продолжая  традиции Глинки, они утвердили национальную школу в музыке. Ими были созданы  такие великие произведения, как «Борис Годунов» и «Ховарщина», «Князь Игорь» и «Снегурочка». Новая русская музыкальная школа призывала обращаться к народному мелосу, к сюжетам и мотивам из отечественной истории и современного народного быта. Величайшим композитором эпохи был П.И.Чайковский, чьи оперы, балеты и симфонии проникнуты глубоким лиризмом и человечностью, наполнены искренними чувствами. Ему принадлежали шедевры балетного, оперного, симфонического и камерного музыкального искусства. Классикой лирической оперы явились «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик».

Уровень музыкальной  культуры в России в значительной степени определялся той легкостью, с какой давали согласие на гастроли крупнейшие европейские дирижеры и исполнители. История музыки первой половины 19века свидетельствует о том, что идет дальнейшее освоение жанров, появление новых приемов и средств музыкальной выразительности, освоение музыкального наследия народа. Главным итогом этого периода является возникновение музыкальной классики, создание русской национальной школы в музыке.

Выводы:  Музыка занимала особое место в жизни  российского общества первой половины 19века. Музыкальное образование  было необходимым компонентом воспитания и просвещения.

Вторая половина 19 века стала вершиной творчества русских  композиторов, развития музыкальной  критики и теории музыки. Наступил перелом в организации музыкального образования в России. Огромный вклад  в развитие этой сферы внесли представители  так называемой «Могучей кучки» - М. Балакирев, А.Бородин, М.Мусоргский, Н.Римский – Корсаков и Ц.Кюи.Продолжая традиции Глинки, они утвердили национальную школу в музыке.

 

6. ЖИВОПИСЬ

6.1 Художественные  направления в живописи XIX века

В первой половине 19 века наблюдалось сосуществование различных художественных направлений. В начале 19века в  живописи господствовал классицизм, характерной чертой которого была многоплановая и многофигурная композиция.[1;138] Смена стилей и направлений происходила в начале 19 века и в живописи. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематика, вытесняется вначале романтизмом, а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века. Одним из основоположников реалистического направления стал П.А. Федотов.

В его творчестве ярко проявляется социально-обличительная  тенденция. Художник не ограничивался  критикой отдельных негативных явлений, но постоянно стремился к обличению  всей существующей системы в целом. Творчество П.А.Федотова оставило яркий  след в развитии русской живописи, заложило основы для развития реалистического направления. Наиболее значимым явлением этого периода в живописи было «Товарищество передвижных художественных выставок», в состав которого входили такие мастера, как И.Крымской, Суриков, В.Перов, А.Саврасов, И.Шишкин и др.

Это была общественная организация, которую государство  не финансировало. Отображая общественный подъем 1860гг. художники стремились выразить сложность современного мира, приблизить искусство к жизни, передать чаяния и настроения широких общественных кругов, показать живых людей, их заботы и устремления. С Товариществом  передвижников творчески были связаны почти все выдающиеся художники России.

На протяжении последующих десятилетий было организованно  множество выставок, которые не просто демонстрировались в каком - то месте, но и перевозились по разным городам. Художники-передвижники выступали с полотнами, на которых с поразительной правдой изображали типы крестьян, рабочих, солдат, тяжелый народный быт и труд. («Ремонтные работы на железной дороге», «На войну», «Кочегар», «Смерть переселенца».

Информация о работе Культура России в 19 веке