Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:25, реферат
Под культурой Московской Руси подразумевается период русской культуры XIV—XVI вв. Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве (1380) Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига.
КУЛЬТУРА
РУСИ XIV – НАЧАЛО XV вв.
Под
культурой Московской Руси подразумевается
период русской культуры XIV—XVI вв. Со
второй половины XIV в. начинается подъем
русской культуры, обусловленный успехами
хозяйственного развития и первой крупной
победой над иноземными завоевателями
в Куликовской битве (1380) Это событие стало
важным шагом на пути освобождения страны
от монголо-татарского ига. Возрождаются
старые и развиваются новые центры хозяйственной
жизни и культуры. Определяется ведущая
роль Москвы, привлекающей все новых жителей
благодаря центральному расположению
в северо-восточной Руси и наличию удобных
речных и сухопутных торговых путей. Москва
возглавляет борьбу за объединение русских
земель. Целенаправленная и гибкая политика
московских князей определила победу
Москвы в борьбе за роль руководителя
и политического центра единого Русского
государства, московские князья принимают
титул Великих князей Всея Руси. Возрастает
влияние Москвы как одного из культурных
центров.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
Историю русских земель второй пол. XIII в. — XV в. можно разделить на три периода. Первый охватывает 40-е гг. XIII — нач. XIV в. Это время великих потрясений, связанных с завоеванием монголами большей части территории Киевской Руси, демографическим и экономическим кризисом. Второй период — это XIV в., когда оформляются ведущие политические центры русских земель, вступившие в борьбу за лидерство. Это время первых попыток покончить с иноземным игом. Третий — XV в., время подъема во всех сферах жизни Руси, которая формируется как государство в виде сословной монархии и к концу XV в. освобождается от монгольской зависимости. В пределах этого государства началось воссоединение бывших земель Киевской Руси.
Монгооло-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности. Гибель многих тысяч людей и пленение лучших ремесленников привели не только к падению мастерства, но и к полному исчезновению некоторых сложных видов ремесленной техники. Были утрачены навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной керамики, эмали, мозаики. Массовые разрушения почти на полвека задержали развитие каменного строительства. Разрушение основных культурных центров привело к сокращению исторически сложившихся связей между землями Северо-Восточной Руси. В ходе завоевания было уничтожено множество архитектурных и литературных памятников, произведений изобразительного и прикладного искусства. Общее ухудшение социально-экономического положения русских земель существенно замедлило темпы культурного развития.
Возрождение русской культуры с конца XIV в. Более высокий уровень русской культуры способствовал сохранению ее самостоятельности и самобытности. Она не только выстояла под давлением чужеродной тюркской культуры, но и вобрала в себя ее достижения. Успехи хозяйственного строительства, начало процесса объединения русских земель и первая крупная победа над монголо-татарскими захватчиками способствовали началу возрождения русской культуры. Куликовская битва 1380 г. и более поздние победы над татаро-монголами способствовали подъему национального самосознания и сыграли важную роль в восстановлении прерванных монголо-татарскими завоеваниями связей с Византией и южнославянскими странами. Всенародная борьба с иноземными завоевателями обусловила доминирующую роль патриотической тематики в культурной традиции Руси этого периода.
Возвышение Москвы и собирание вокруг нее русских земель способствовали восстановлению разрушенных связей между русскими землями. К концу XV в., когда Москва превратилась в важнейший экономический, военно-политическихй и духовный центр, активизировался процесс складывания русской народности и усиливаются тенденции формирования единой общенациональной культуры.
После
завоевания в 1453 г. турками Константинополя
Русь стала оплотом мирового православия.
В конце ХV в. в Изложении пасхалии митрополита
Зосимы было впервые сформулировано представление
об истории как смене мировых царств и
о Москве как новом центре мирового христианства,
новом граде Константина. Это способствовало
росту международного авторитета Руси
и дало новый импульс культурному развитию.
ЛИТЕРАТУРА
XIV и XV столетия, для литературы бывшие «темным периодом», были в то же время «золотым веком» для русской религиозной живописи.
Борьба русских людей с иноземными захватчиками стала темой ряда литературных произведений. Среди них — летописная «Повесть о взятии Батыем города Владимира», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем». В них рассказывается о гибели русских городов, а также о смелости и мужестве русских воинов. Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига. Одна из самых известных легенд этого периода - Сказание о невидимом граде Китеже, городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу.
Летописание не утратило в этот период своего значения, несмотря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII-нач. XIV вв. возникли новые летописные центры (Тверь, Москва), начался новый подъем летописного жанра.
В это период летописание имело свои особенности.
Наиболее
распространенным литературным жанром
этого периода были исторические
повести. В них рассказывалось о деятельности
реальных исторических лиц, конкретных
исторических фактах и событиях. Нередко
повести становились частью летописного
текста. Борьбе с иноземными завоевателями
до Куликовской битвы посвящены повесть
О битве на Калке, Повесть о разорении
Рязани Батыем, Повесть о Щелкане, рассказывающая
о восстании в Твери в 1327 г.
Литературным памятником того времени стало «Житие Александра Невского», в котором в поэтической форме рассказывается о Невской битве, Ледовом побоище, об отношениях Александра Невского (ок. 1220—1263) с Золотой Ордой и о смерти князя. Воспеваются его подвиги во славу Русской земли. В «Сказании о граде Китеже» повествуется о том, как после гибели защитников город Китеж стал невидимым, чтобы его не захватили враги. Лишь изредка город возникает как отражение в озере Светлояре, при этом слышится звон городских колоколов. Победе на Куликовом поле над Золотой Ордой посвящено наиболее выдающееся произведение того времени «Задонщина» (от места битвы — «за Доном»). Оно написано в жанре исторической повести рязанцем Сафонием в конце XIV в. Автор воспевает героя Куликовской битвы князя Дмитрия, сопоставляет события современной ему жизни с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Победа на Куликовом поле — это отмщение за поражение войск Игоря Святославовича. Эта победа восстановила славу и могущество Русской земли. Автор «Задонщины» призывает русских людей к объединению.
Возвышение Москвы предопределило и особую роль московского летописания. После Куликовской битвы его содержание определяется идеей единства русских земель под главенством Москвы. Это проявилось как Троицкая летописи (начало XV в.) - общерусском летописном своде московского происхождения, так и в собственно Московском летописном своде конца XV в., призванный обосновать историческую роль Москвы.
Многие
из названных исторических повестей
нередко относят к
Расцвет житийной литературы того времени также в значительной степени связан с процессом объединения русских земель и с необходимостью обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского, поддержавшего великого московского князя в борьбе за престол и в борьбе с монголо-татарами. Преподобный Сергий жил в переломный момент в истории русского народа, когда формировалось его национальное самосознание. Будучи духовным лицом, он сыграл видную роль в политической жизни. Сергий дал понять русским воинам, что предстоит не очередная схватка с татарами, а священная война. Став родоначальником нового направления монашеской жизни, он утвердил в русской жизни эталон нравственности. Лишь в силу этого он мог стать вдохновителем и государственного, и культурного строительства, духовным учителем, символом России. Житийная литература в этот период представлена житиями не только подвижников церкви, но и государственных деятелей, что сближает ее с историко-героическими произведениями.
Дальнейшее развитие получила литература путешествий - хождения. В последней четверти XV в. появилась новая разновидность этого жанра - светские хождения, наиболее яркий ее образец - записки тверского купца Афанасия Никитина, описывающие его путешествие в Индию (Хождение за три моря). Это был первый европейский письменный труд о хозяйстве, обычаях и религии Индии.
Интерес
к всемирной истории, стремление
определить свое место среди народов
мира вызвали появление хронографов
- своеобразной всемирной истории того
времени. В сер. XV в. Пахомием Лагофетом
был составлен первый русский хронограф,
в котором история Руси представлена в
связи с историей всех славянских народов.
ЗОДЧЕСТВО
Развитие градостроительства на Руси было приостановлено монголо-татарским завоеванием. Разрушенные в ходе сражений города долгое время невозможно было восстановить вследствие тяжелого экономического положения и отсутствия опытных мастеров. Но древние традиции в области зодчества не прервались. Новый подъем русской архитектуры начинается в конце XIV-нач. XV вв.
Первым городом Северо-Восточной Руси, возобновившим каменное строительство была Тверь, где уже в 1285-1290гг. был возведен храм Спаса-Преображения. Тверские мастера опирались на архитектурные традиции, установившиеся во владимиро-суздальском зодчестве. Разгром города после восстания 1327г. надолго ослабил его и приостановил развитие каменного строительства. Новгород и Псков меньше других русских земель пострадали от монголо-татарского нашествия и ранее других восстановили каменное строительство в широком масштабе. Культовое строительство. Опираясь на архитектурные традиции домонгольского периода, новгородские и псковские мастера возводили на средства крупных бояр и купцов десятки небольших храмов.
Старые
традиции сочетались с новыми творческими
исканиями. Переход к новому стилю,
отличающемуся обилием
Одновременно с культовым в Новгороде и Пскове велось и крупное гражданское строительство. В 1302 г.в Новгороде был заложен каменный Кремль, который впоследствии неоднократно перестраивался. Для торжественных приемов и заседаний Совета господ новгородские мастера совместно с немецкими построили Грановитую палату (1433). В XV в. каменный Кремль был построен в Пскове.
Начало
каменного строительства в
Объединение
русских земель вокруг Москвы способствовало
взаимопроникновению и взаимообогащению
архитектурных традиций русских земель.
Начался процесс слияния местных архитектурно-художественных
школ в единую общерусскую архитектурную
школу.