Культура Руси XIV-XV вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:34, контрольная работа

Описание

В XIV —XV вв. всё более выявлялось своеобразие русского языка. Расширение Московского княжества в западном, северо- и юго-восточном направлениях путём включения в его состав территорий княжеств Смоленского, Владимирского, Тверского и других создавало условия для слияния местных языковых диалектов. В это же время оформился и ряд специфических особенностей великорусского языка в области фонетической системы, грамматического строя и т. д.

Содержание

1.Введение…………..……………………….……………………..3
2.Фольклор и литература…………………………….……………4
3.Архитектура……………………………..……………………….6
4.Живопись……………………….. ….…………………………..10
5.Заключение……………………………………………………...13
6.Тест………………………………………………………………14
7.Список литературы………………………………….………….15

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

       Сохранившаяся часть великокняжеского кремлевского дворца в Москве с   огромным одностолпным залом наделена чертами западной архитектуры   (граненый руст, парные окна, ренессансный карниз), но вся композиция   дворца, слагавшаяся из отдельных зданий с переходами и крыльцами, близка  к композиции деревянных хором.

       В архитектуре Успенского собора Московского Кремля, который было предложено строить наподобие одноименного собора XII в. во Владимире, традиции владимиро-суздальского зодчества подверглись существенному переосмыслению. Величественный пятикупольный храм с редкими щелевидными окнами, прорезанными в могучих барабанах и в глади стен, опоясанных аркатурным фризом, мощнее по пропорциям и монументальнее своего прототипа. Впечатляющим контрастом несколько суровым фасадам собора  служит интерьер с шестью равномерно расставленными высокими тонкими столбами, придающими ему вид парадного зала. Храм-колокольня Ивана Великого, господствовавший не только над Кремлем, но и над всей Москвой, стал традиционным образцом для подобных высотных доминант и в других русских городах. Попытка перенести в русский храм мотивы  раннего венецианского Возрождения привела к несоответствию ярусных членений фасада.     

Рост Русского государства и национального самосознания после свержения татарского ига отразился в каменных храмах-памятниках XVI в. Являя собой высокое достижение московского зодчества, эти величественные постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе динамичность деревянных шатровых церквей и ярусных завершений храмов XIV   –  XV вв. с монументальностью соборов XVI в. В каменных церквях-башнях ведущими стали формы, присущие камню, - ярусы закомар и кокошники вокруг  прорезанного окнами шатра. Иногда и шатер заменялся барабаном с куполом или же башни с куполами окружали центральную, крытую шатром башню. Преобладание вертикалей наделяло ликующей динамичностью устремленную в  высь композицию храма, как бы вырастающего из окружающего его открытых «гульбищ», а нарядный декор придавал сооружению праздничную торжественность.

 

4. Живопись

  Впервые десятилетия после монголо-татарского нашествия возрождается живопись.

       В XIV в. с началом широкого строительства каменных храмов возрождается фресковая живопись. Фрески собора Снетогорского монастыря близ Пскова по стилю еще близки к росписям Новгорода типа нередицких. Новгородские росписи 2-й половины XIV в. более свободны по характеру. Одни из них исполнены выходцами из Византии: фрески церквей Спаса на Ильине улице и Успения на Волотовом поле. Другие написаны южными славянами: фрески церквей Спаса на Ковалеве и Рождества на кладбище и церкви Михаила Архангела Сковородского монастыря.

       Наиболее впечатляющи фрески церкви Спаса на Ильине улице, исполненные Феофаном Греком, а так же фрески Волотова, поразительные по одухотворенной патетике образов и артистизму. Росписи Феофана по их суровой выразительности, исключительной свободе композиции и письма не имеют себе равных не только на Руси, но и в Византии. Хорошо сохранились  фрески угловой камеры на хорах: образы, воплощающие аскетические идеалы,   отличаются психологической напряженностью, техника письма – динамикой и  оригинальностью приемов, колорит предельной сдержанностью. Божество и святые предстают у Феофана в виде грозной силы, предназначенной управлять человеком и напоминать ему о подвигах во имя высшей идеи. Их  темные лики с бегло положенными белыми бликами, по контрасту с которыми приобретают особую звучность разбеленные желтые, малиновые, синие тона одежд, оказывают на зрителя непосредственное и глубокое воздействие. Фрески церкви Федора Стратилата стилистически близки к росписям Спаса на Ильине улице. Возможно, что в их исполнении участвовали русские мастера, учившиеся у греков.

     Фреска повлияла и на стиль новгородских икон XIV в., сделавшийся более свободным и живописным. Произведения Псковских иконописцев XIV в. выделяются смелой цветовой лепкой и необычным колоритом, основанным на сочетании оранжево-красных, зеленых, коричневых и желтых тонов.   Сумрачная выразительность образов святых на псковских иконах   обнаруживает их известную близость к работам Феофана Грека.

       На севере в XIV в. сложилась вологодская школа живописи. Ее известный   представитель – иконописец Дионисий Глушицкий. В вологодских иконах   преобладают темные, несколько приглушенные тона. Стойкие на севере   архаические традиции делают иконы северного письма XIV-XV вв. нередко   похожими по стилю на памятники более раннего периода.

       Расцвет новгородской живописи произошел в XV в. На новгородских   иконах – специфический подбор святых: Илья, Василий, Флор и Лавр,   Параскева Пятница, Анастасия, Никола, Георгий. Они ассоциировались в   народном сознании с силами природы и были призваны охранять человека,   его дом и хозяйство. Иконография обнаруживает следы воздействия   языческих пережитков, фольклора, местных исторических событий, быта.   Необычайная активность и известный демократизм общественной жизни   Новгорода способствовали сложению в местной живописи особого идеала   человека – решительного, энергичного, сильного. Новгородским иконам   свойственны уверенный жестковатый рисунок, симметрические композиции, яркие холодные тона.

       С конца XIV – начала  XV вв. усиливается художественная роль Москвы.   Здесь работали Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил   Черный. В иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля, Феофан   немного увеличил размеры икон Христа, богоматери и святых и достиг   четкой выразительности силуэта («деисусный чин»). Этот чин имел большое   значение для последующего развития русского высокого иконостаса.   Созданная Феофаном в Москве школа стимулировала развитие местных   мастеров, выработавших, однако, отличный от феофановского стиля. В 1408   году Андрей Рублев и Даниил Черный исполнили новую роспись Успенского   собора во Владимире. Эти фрески в традиционных иконографических образах   раскрывают глубокий духовный мир и мысли современников. Просветленные   благожелательные лица апостолов, ведущих за собой народ, мягкие   гармоничные тона живописи пронизаны чувством умиротворения. Написанные   несколько позже Рублевым иконы звенигородского чина – чисто русская   интерпретация темы деисуса. Образ благословляющего Христа полон   внутренней силы и мудрого спокойствия. Рублев обладал редким даром   воплощать в искусстве светлые стороны жизни и душевного состояния   человека. В его работах не смену внутреннему смятению аскетической   отрешенности образов Феофана приходят красота душевного равновесия и  сила осознанной нравственной правоты.

       Произведения Рублева, являясь вершиной московской школы живописи,   выражают идеи более широкого, общенационального характера. В   замечательной иконе «Троица», написанной для собора Троице-Сергиева   монастыря, Рублев создал образы, далеко перерастающие узкие рамки   разработанного им богословского сюжета, воплотив идеи любви и духовного единства. Фигуры ангелов, сидящих, склонив головы друг к другу в  безмолвной беседе, образуют круг – символ вечности, а плавные   гармоничные линии навевают настроение светлой сосредоточенной задумчивости. Нежные, тонко согласованные тона, среди которых преобладают золотистый и звонкий голубой, внутренняя свобода точно найденной композиции с ее выразительным ритмом находятся в тесной  взаимосвязи с глубоко человечным замыслом этого гениального произведения.

 

5. Заключение

Тема «Культура Руси XIV-XV веков» прежде всего очень интересна тем, что  именно к периоду XIV-XV века относится формирование русской национальной культуры. Национальные элементы отдельных культур, возникнув почти одновременно по всей Европе, в России получают реальную  опору в организации собственного национального Русского государства.

            Национальное своеобразие русской культуры XIV-XV веков выражено особенно отчетливо. На всей территории государства  происходят однородные явления, вызванные возрождением Руси и усилением культурного общения стран.

            Многие черты этого предвозрожденческого движения сказались на Руси с большей силою, чем где бы то ни было. Русская культура XIV-XV веков несет в себе, с одной стороны черты уравновешенной, уверенной в себе древней культуры, опирающейся на сложную культуру древнего Киева и старого города Владимира, а с другой поражает гибким подчинением насущным задачам своего времени.

 

Тест

Определите авторов памятников древнерусской литературы:

1. «Повесть временных лет»                            а. Владимир Мономах

2. «Поучения»                                                   б. Митрополий Илларион

3. Слово о законе и благодати                         в. Нестор

4. Хождение за три моря                                г. Афанасий Никитин

5. Задонщина                                                     д. Сафоний Рязанский      

 

 

 

 

1.     «Повесть временных лет»                                          в) Нестор

2. «Поучения»                                                               а) Владимир Мономах

3.   Слово о законе и благодати                                           б) Метрополий Илларион

4.  Хождение за три моря                                                         г) Афанасий Никитин

5. Задонщина                                                                                     д) Сафоний Рязанский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


7. Список литературы

1. История  России  с  древних  времен  до конца XVII в. / Под ред.

   А.М.Сахарова и А.П.Новосельцева., М.- 1996г.

2. Очерки  истории  русской культуры IX-XVII вв. / А.В.Муравьев,

  А.М. Сахаров., М.- 1984г.

3. История русской культуры. / М.Р. Зезина, Л.В.Кошман, В.С.Шульгин., М.- 1990г.

 

2

 



Информация о работе Культура Руси XIV-XV вв