Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:33, реферат
В брак девушки ступали с 16 лет, а парни – с 18 лет. Брак всегда был не только актом гражданско-правового характера, а объединял в себе социальные, биологические, материальные и духовные аспекты. Брак в Украине был моногамным, патриархальным. Много составных брака отличались в разных районах Украины, которое было обусловлено пребыванием этих районов в составе разных государств. Но существовала устойчивая основа, присущая украинскому населению всех регионов. Так, подготовка к браку была делом не только молодые, родителей и родственников, но и общественности. Влияние осуществлялось через общину ,молодежные общины.
Безбрачие вообще осуждалось обществом, хотя из этого правила существовали и исключения. От брака могли отказаться один из сыновей или одна из дочерей, чтобы не делить хозяйство и кормить младших сестер и братнин.
Брак
В
брак девушки ступали
с 16 лет, а парни
– с 18 лет. Брак всегда
был не только актом
гражданско-правового
характера, а объединял
в себе социальные, биологические,
материальные и духовные
аспекты. Брак в Украине
был моногамным, патриархальным.
Много составных брака
отличались в разных
районах Украины, которое
было обусловлено пребыванием
этих районов в составе
разных государств.
Но существовала устойчивая
основа, присущая украинскому
населению всех регионов.
Так, подготовка к браку
была делом не только
молодые, родителей
и родственников, но
и общественности. Влияние
осуществлялось через
общину ,молодежные
общины.
Безбрачие вообще осуждалось
обществом, хотя из этого
правила существовали
и исключения. От брака
могли отказаться один
из сыновей или одна
из дочерей, чтобы не
делить хозяйство и
кормить младших сестер
и братнин.
Брак был разновидностью
договора, который составлялся
устно, а в XVIII-XIX столетиях
письменно, особенно,
когда шла речь о разделе
земли. Невесте отец
выдавал приданное,
или приданое. К нему
входил сундук (постель,
одежда, белизна), иногда
скот (скот, земля, деньги).
Роли в сватанье отличались
в зависимости от того,
насколько консервативной
была система землевладения
и землепользование.
При консервативной
системе роль самых
молодых была очень
незначительной, ведь
в договоре шло не о
любви молодых, а об
"поле", которое
принадлежало родителям.
Обычное право ограничивало
составление неравных
браков, прежде всего
между богатыми и бедными.
И богатые, и бедные
неохотно отдавали детей
за неравного.
Общим правилом было,
что невестка шла в семью
мужчины. Но в неравных
браках встречался и
случай, когда бедный
мужчина шел в семью
женщины для принятия.
Принятие различалось
за причиной, существовало
три его вида - по желанию,
за волей родителей,
по приглашению. В первом
случае положения зятя
было подобный нанимаемому
работнику, неравное
в семье. Зять не был
главой в семье, а потому
отношения к нему со
стороны общественности
было большей частью
пренебрежительным.
В третьем случае зятя
приглашали чаще всего,
когда не было главы
семьи. Тогда им становился
зять. Принятие по желанию
и по приглашению чаще
всего одобрялось общиной.
Праздники
В Украине празднование Рождества начинается на Свят вечер – 6 января. Вечерняя трапеза накануне Рождества сопровождается многими традициями и обрядами. Накануне Рождества церковь предписывала строгий пост – целый предрождественский день верующим нельзя было есть и пить. Ужин на Свят вечер был для них первой трапезой в этот день – им и заканчивался 40-дневный предрождественский пост. За стол можно было садиться с появлением на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей пастухам о рождении Христа.
Главными блюдами на украинский Святой вечер являются «кутя – пшеничная или рисовая каша с медом, маком и изюмом, и узвар – компот из сухофруктов. Всего на столе в Свят вечер должно быть 12 постных блюд, среди которых в старину готовили постный борщ с грибами, горох, капустник, рыбные блюда, вареники с капустой, кашу гречневую, голубцы с рисом, постные блины, грибы, пироги. В первый день Рождества – 7 января, в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить после обеда своих родителей, говорили, что везут «деду ужин». Издавна в Украине на Рождество колядовали – пели колядки. Колядки – величальные обрядовые песни зимнего цикла – популярны и в современной Украине. Также среди молодежи распространены рождественские гадания. В Украине считается, что именно в «святые» дни можно наиболее точно предсказать будущее. Поэтому девушки пользуются моментом и стараются предугадать свою судьбу.
Повседневные
блюда. Наиболее распространенными
блюдами были изготовлены
из растительных составных
частей. Большую роль
отыгрывали блюда из
зерновых. Каши изготовлялись
из проса, гречки, кукурузы,
ячменя, овса, изредка
пшеницы. Каши из ржи
не готовили. Готовили
редкие кашеобразные
блюда - Кулиш, ячневый
крупник.
Хлеб ценился белый
за все другие жаркие
блюда. В Украине пекли
хлеб преимущественно
из ржаного мучения.
Но во второй половине XIX
столетие с обнищанием
крестьянства в рожь
начали домешивать другое
мучение. На Полтавщине
и Слобожанщине домешивали
гречку, на Полесье -
картофельную, В Западной
Украине - ячменную,
кукурузную, овсяную.
Хлеб наносили в деревянной
кадке на остаточные
растворы из прошлой
выпечки, вымешивали
сначала деревянной
ложкой , а с добавлением
муки и с загустителем
теста - рукой. Тесто
подходило несколько
часов в теплом месте,
потом его сажали в печь,
на дубовом или капустном
листе, без формы. Хлеб
пекли женщины, реже
девушки, раз в неделю,
чаще всего в субботу.
С выпеканием хлеба
было связано много
запретов и правил. Так:
нельзя было выпекать
хлеб в пятницу, держать
двери открытыми при
сажании хлеба в печь,
затрагивать тесто "нечистой"
женщине.
ИЗ супов были распространенные
два. Это резни виды
борща, капустник. Борщ
готовили чаще всего
со свеклой, капустой,
морковью, картофелем
(в XIX столетии). На юге
прибавляли картофель.
На праздники в борщ
клали мясо, в будни
заправляли салом. В
пост в похлебку клали
сушеную рыбу, заправляли
маслом. Весной готовили
зеленый борщ из щавеля,
крапивы, лебеды, укропа,
петрушки. Заправляли
сметаной и вареными
яйцами. Летом готовили
холодный борщ на сыворотке,
который не варили. К
сыворотки прибавляли
вареный картофель или
свеклу, петрушку, укроп,
лук, по возможности
крутое яйцо и сметану.
Молочные блюда были
довольно распространенные.
На столе бывали сыр,
молоко свежее и кислое,
в Карпатах - брынза.
Пили компоты из сухих
и свежих фруктов и ягод,
кваса, настоек из трав.
Хмельной мед и пиво
в XIX столетии уже почти
не готовили.
Хлеб имел и большое
ритуальное значение.
На свадьбу пекли каравай.
Караваи изготовляли
в обеих молодых и делили
во время их дарение.
Одежда
Украинская народная
одежда - самобытное
явление, которое развивалось
и совершенствовалось
на протяжении столетий,
вбирая у себя достижение
других культур, вместе
с тем, не теряя оригинальных
признаков.
Мужская крестьянская
одежда состояла из
рубашки к коленам, которая
одевалась навыпуск
и перепоясывалась кожаным
или вязаным поясом,
нешироких штанов. Рубашка
часто разукрашивалась
вышивкой. На поясе крепились
необходимые инструменты
(чем, гребень). Зимой
сверх рубахи надевался
меховой кожух, осенью
и весной - суконная
свита. На ноги надевались
лапти - взысканные куски
сыромятной кожи, более
зажиточные мужчины -
ботинки, сапоги. Волосы
резали под макитру.
Этот вид стрижки постепенно
заменял распространенное
в XV-XVIII ст.ст. бритье
главы с оставлением
селедки. Бороды носили
летные мужчины.
Женская народная одежда
составлялась с рубашки,
запаски или юбки, кожуха (зимой).
Девушки заплетали волос
в одну или две селезенки.
В Карпатах зажиточные
женщины также заплетали
волос у селезенки. Главу
летом обвязывали ленточкой
или платком. Замужние
женщины обязательно
носили чепец. Праздничной
обувью были ботинки.
Большей частью повседневно
ходили босиком или
в лаптях.
В степной части Украины
в XIX столетии бытовала
фабричная одежда. Одевались
по городскому образцу -
верхние городские рубашки,
пальто, прямоспинные
свиты, кожухи у мужчин;
сарафаны, юбки, кофточки,
блузки, пальто - у женщин.
Жилье
Культура
украинцев, по сути,
всегда была аграрной.
Поэтому основным типом
поселения были села
и хутора. Максимально
учитывая естественные
условия, древнейшее
население территории
Украины строило свои
жилье возле водохранилищ,
на защищенный от ветра
участках. Жители территории
современной Украины
использовали пещеры
и полупещеры (позднее
использовались землянки),
иногда здания относились
на столбах, на платформах.
Эти типы жилья использовались
возле с обычными домами
почти до 19 столетие.
Для строительства использовались
почти все материалы,
которая могла дать
природа - дерево, солома,
камыш, глина, камни.
Форма и планирования
поселения также зависели
чаще всего от естественных
условий и ландшафта.
Так, в Карпатах дома
в поселках относились
бессистемно, на удобных
земельных участках.
В северной части Украины
преобладало уличное
планирование. Иногда
поселка и города строились
за радиальною системой -
кругами, в центре которых
находилась центральная
торговая площадь. На
юге Украины, где планирования
часто происходило по
приказу или под руководством
администрации, преобладала
квартальная форма планирования.
Вследствие благоприятных
погодных условий на
большинстве территории
Украины сформировался
открытый тип двора.
В нем земельный участок,
близлежащий к дома,
оставалась под открытым
небом. Хозяйственные
сооружения чаще всего
были полностью отделены
от жилого дома (хотя
встречались и частичное,
и полное присоединение
хозяйственных сооружений
к жилью). Жилой дом находился
в глубине двора, часто
закрытый от взглядов
извне деревьями и кустами.
Жилье жителя Украины
было двухкамерным -
составлялось из отапливаемого
дома, и неотапливаемых
сеней. Позднее, в зависимости
от зажиточности хозяина,
погодных условий, особенностей
этнокультурных контактов
с другими народами,
начали отапливаться
обе части жилья, или
иногда они имели разные
входы. Трехкамерный
тип жилья был известен
с XV столетие. В таком
жилье были сене, дом,
и амбар. Дом и амбар
располагались из разных
боков от сеней.. Стены
жилья сводились из
местных строительных
материалов в зависимости
от ресурсов и возможностей
застройщиков. Существовало
два типа конструкции
стен - срубленный и
каркасный. Первый встречался
изредка, преимущественно
в районах, богатых на
лесоматериалы. Каркас
заполнялся глиной,
перемешанной с соломой.
В ряде районов рядом
с глиной и соломой уживался
камни. Пол в доме была
также глиняной, дощатая
встречалась очень редко.
Быт
Духовная
культура и быт общества
определял принцип корпоративности
- принадлежности индивиду
к социальной группе.
Сельская территориальная
община называлась общиной.
СО временем значения
общины уменьшалось.
Но этот процесс был
неравномерным. Если
на Правобережной и
Западной Украине она
потеряла свое значение
уже в XVII-XVIII столетиях,
то На Левобережье она
существовала к XVIII столетие.
В жизни дореволюционного
села рядом с официальным
правом сохраняло силу
и право обычное. Существовало
два типа общественного
землевладения – общественно-
подушный и общественно-подворный.
Периодические переделы
земли были большим
событием в селе. Община
имела право при неисправной
уплате налогов отобрать
часть земли в одного
хозяина и передать
другому. В пользовании
общины находились общие
леса, водохранилища,
пастбища. Община контролировала
проведение ярмарок,
судорогой, базаров.
Она следила за по состоянию
дорог, мостов, общественных
зданий. Круговая порука
имела место при отбытии
казенных повинностей.
Члены общины совместно
нанимали пастухов для
ухода за стадом. Платили
пастуху как в денежной,
так и в натуральной
форме. Кроме того, хозяева
поочередно давали пастуху
однодневное продовольствие.
Для пахоты трудных
почв иногда необходимо
было впрягать три- четыре
пары коней. В таких
случаях крестьяне объединялись
для общей обработки
земли. Распространенной
была форма помощи на
отработках, то есть
люди работали поочередно
один за одного.
Важную роль в общественной
жизни отыгрывала церковь,
посещение которой полагало
обязанностью каждого
христианина. За этим
следили представители
духовенства. Но они
самые отмечали, что
люди ходят не "в церковь"
а "под церковь",
то есть пообщаться,
услышать последние
новости. Своеобразным
клубом была корчма.
Сюда собиралось в часы
досуга все село. Здесь
же в корчме составлялись
разные устные соглашения,
которые скреплялись
рукопобитием и могоричем.
Статестическая референциями
в селе была четко определенная.
Она регулировала разделение
труда, права и обязанности,
регулировала нормы
поведения. Властвовал
патриархат, например
женщины не могли входить
в выборные органах
общины.
В отдельные общины
собиралась молодежь.
Из такой молодежной
общины избирался предводитель,
который защищал интересы
общины, организовывал
досуг. Менее четкой
была организация девичьих
общин, которые постепенно
сливались с молодежью.
Летом молодежь вечерами
собиралась в общепринятых
местах на развлечения
и танцы, а в холодное
время - в специально
нанятых домах на вечерницы.