Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:18, реферат
Культурный подъем во франкском государстве в VIII- первой половине IX века, выразившийся в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей был обозначен «Каролингским возрождением». Данный термин был введен западной историографией в XIX веке. Культурные преобразования были тесно связанны с большими военно-политическими, административными и организационными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи.
§ 1.5 Культура в эпоху Каролингов
Культурный подъем во франкском государстве в VIII- первой половине IX века, выразившийся в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей был обозначен «Каролингским возрождением». Данный термин был введен западной историографией в XIX веке. Культурные преобразования были тесно связанны с большими военно-политическими, административными и организационными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи.
И во внутренней и во внешней политике Карл является выразителем идеалов ставшего у власти с половины VIII в. круга лиц, идеалов, обусловленных стремлением создать мощное государство. Идеал Карла вовсе не простое восстановление Римской империи и не простая охрана сокровищ культуры, а теократическая монархия, увенчанный франкским государем «град Божий» на земле. Религиозная идея, укрепленная очевидным и для современников противопоставлением христианства исламу и еще более исконной нераздельностью государственных, культурных и религиозных задач, соединяется с мирским и стихийным стремлением к властвованию.1
« Решено всеми, чтобы церкви Христовы, … пользовались большим, отнюдь не меньшим почетом, чем каким пользовались прежде идольские капища…»2
Культурные же реформы
во Франкском государстве
Центром образования
и культуры в империи
Энергичная политика Карла Великого в области просвещения ярко проявилась в основании придворной Академии. В деятельности придворной Академии участвовали известные ученные того времени: англосакс Алкуин (ок. 730- 804гг.), лангобард Павел Диакон (ок. 720 – 799гг.), вестгот Теодульф (ок. 760 – 821 гг.), биограф Карла Великого Эйнхард (ок. 770- 840 гг.). Вместе с другими приближенными Карла Великого они составляли Академию - придворное ученое общество, которое являлось центром «Каролингского возрождения». Руководителем данного общества являлся Алкуин, именно он учредил школу при дворце для детей Карла и детей королевских вассалов, последних готовили в школе к разнообразной дворцовой и областной службе. Не мало важным было то, что обучение велось на латинском языке.
Так же была налажена и обеспечена деятельность монастырских школ для обучения детей светской знати и подготовки духовенства. Задачи, стоявшие перед этими школами, были определены выше упомянутым Алкуином. Правильным будет сказать, что роль этого сподвижника Карла Великого была огромна в становлении и развитии империи.
Монастырские школы, основанные Карлом Великим, стали той базой, на которой выросли средневековые университеты. Обучение в этих школах делились на две ступени тривиум- первая ступень обучения и квадривиум- вторая ступень обучения. Каждой ступени соответствовали свои дисциплины в совокупности, которые были обозначены как «семь свободных искусств». Грамматика, риторика и диалектика являлись основой первой ступени обучения, а арифметика, геометрия, астрономия и музыка второй ступени.
Карл Великий уделял большое внимание монастырским школам, так как полагал, что священнослужители обязаны были наставлять народ, должны уметь читать и понимать Священное Писание. Стоит заметить, что наибольшим почетом пользовалось богословие. В школах так же ценилось учение говорить, давать легкие ответы и хитрые определения.
Во времена Карла Великого была проведена реформа письменности, в результате которой появилось и установилось четкое письмо- каролингский минускул. Именно каролингский минускул послужил основой для современного изображения латинских букв.
Говоря о развитии культурной жизни в империи Карла, невозможно не сказать о личностях его ближайших сподвижников, о которых кратко было упомянуто выше. Англосакс Алкуин был одним из главных действующих лиц в просветительской деятельности, проводившейся при Карле Великом. Он был наиболее влиятельным советником Карла и стоял за многими важными мероприятиями короля. Алкуин считал важнейшей обязанностью христианского правителя заботу о правильном почитании Бога.
Л.П. Карсавин в своем труде «Культура средних веков» скажет об Алкуине так:
«Алкуин вечно окружен учениками, всегда говорит сразу и за себя и за них. Он прирожденный педагог, любящий методику и порядок, чувствующий себя хорошо только среди своих книг или там, где может поучать, разумеется, если слушатели проникнуты должным почтением к его возрасту и знаниям. А знания его обширны, и он при всем своем самосознании и некоторой ограниченности справедливо гордится ими».4
Алкуин не был оригинальным богословом, но, тем не менее, являлся выдающимся знатоком Священного Писания и патристики. Стоит добавить, что он принял активное участие в обсуждении проблем адопцианства и иконоборчества. Так же подготовил решения Франкфуртского Собора 794 г. Против адопциан.
Основным теологическим трудом Алкуина принято считать его трактат «О вере в Святую и нераздельную Троицу». Так же исключительное значение имела редакция перевода Библии блж. Иеронима (Вульгаты), подготовленная Алкуином. Сам перевод не сохранился - его существование предполагается по ряду созданных в Туре копий, которая сыграла важную роль в распространении и утверждении текста Вульгаты в Западной Европе. Стоит заметить, что переписывание книг в империи эпохи Карла Великого воспринималось как благочестивый подвиг. Переписчик работал чаще всего на свою обитель, изредка на другую церковь или состоятельного заказчика из мирян.
Скрипторий монастыря св. Мартина в Туре при Алкуине стал центром создания полных копий Библии, превратившись в одну из крупнейших и наиболее влиятельных мастерских письма Западной Европы.
Следующей фигурой приближенной к Карлу Великому и грающей важную роль в культурной реформе был лангобард Павел Диакон. О нем известно меньше чем об Алкуине, в основном это короткие факты из его жизни.
Известно, что Павел Варнефрид Диакон происходил из древней и знатной лангобардской семьи. В период с 782- 786 год находился при дворе Карла Великого и являлся членом Академии. Дворецкая Я.А. в своей статье «Павел Варнефрид как историк и этнограф» говорит о нем так:
«Современная итальянская историография выделяет в личности Павла Диакона два момента: глубокое религиозное чувство и «политически- национальную чувствительность», то есть «лангобардский патриотизм». При разборе «Historia Romana» Э. Сестан видит в Павле Диаконе, как историке, не мыслителя и теолога в отличие от его современников, а прежде всего литератора, художника, излагавшего драматические факты, интересные эпизоды и курьезные анекдоты. Подобная трактовка личности Павла Диакона в значительной степени объединяет его интеллект, игнорирует преемственность культурно-исторических традиций, унаследованных от античной историографии, и творческое их восприятие в новой политической обстановке».5
Находясь при дворе Карла, Павел продолжал заниматься тем, чем занимался до Академии - литературой. Он писал церковные гимны, стихотворные послания, акростихи, эпитафии. Стоит заметить, что в «придворной» Академии Павел Диакон был одним из авторитетных ее членов. Вернувшись в 787 году в монастырь Монте - Кассино он написал свое лучшее произведение «История лангобардов» в шести томах.
Поэт эпохи Карда Великого, епископ Орлеанский, по происхождению вестгот - Теодульф. Его просветительская деятельность снискала ему всеобщее уважение и признательность самого Карла. Предписывая духовенству устраивать в деревнях школы, Теодульф распространял образование среди народа и духовенства. Степень доверия к нему Карла была безгранична, ему полагалось проводить ревизию областного управления, именно он был вызван Карлом Великим в 800 году в Рим для разбора дела папы Льва III. Теодульф был одним из главных советников Карла в делах церкви. Самое важное его произведение, результат его деятельности как посланца Карла- поэма из 956 стихов, заключающая в себе увещание судьям добросовестно исполнять свои обязанности.
Л.П. Карсавин в своем труде «Культура средних веков» говорил о Теодульфе так:
«Испанец Теодульф, получивший епископскую кафедру Орлеана, глубоко задумывается над Божьим мироправлением, дивным, но непостижимым, над вопросами об отношении благодати к заслугам человека и о связи страданий Христовых с нашим искуплением. Он ждет близкого конца мира. Но ученик древних непосредственно ценит красоты ландшафта и произведений искусства. Острый наблюдатель жизни, негодующий на ее темные стороны, возмущенный суевериями, ярко описывает свое путешествие по Провансу и Септимании, немногими словами живо характеризует судебные нравы и ценит вкус маленьких птичек, поднесенных ему, королевскому посланцу, в дар. Теодульф добродушно, а иногда и зло умеет посмеяться над придворными попугаями и кукушками…» 6
Стоит заметить, что большое значение имеют послания Теодульфа к Карлу Великому, где живо и остроумно изображается общество при дворе Карла. В своей поэме «Семь свободных искусств» Теодульф знакомит нас с методом тогдашнего преподавания наук и знаний, входивших в цикл «свободных искусств». От Теодульфа сохранилось более 70 стихотворений, два богословских трактата и несколько проповедей.
Последним из четырех названых мною приближенных короля является биограф Карла Великого Эйнхард.
Он известен
как писатель и историк, из его
литературных произведений известно
несколько сочинений
Эйнхард был не только писателем, но и архитектором, руководил постройкой императорского дворца в Ахене и одно время был старшим придворным архитектором. Так же он являлся приемником Алкуина в должности руководителя школы при дворе Карла Великого.
Уже не единожды упомянутый Л.П. Карсавин в своем труде «Культура средних веков» писал о Эйнхарде:
«…хлопотливый и деловитый человек Эйнхард вечно за кого - нибудь ходатайствует: за церковь, проводящую своего кандидата в епископы, за художника, за влюбленных. Он свободно отдается всему – изящной литературе, архитектуре, политике. Он любит все милое и красивое, но увлечен прекрасным. «Различных искусств опытнейший учитель», Эйнхард, несмотря на свой маленький рост, тяготеет к грандиозным постройкам. Воспитанник придворной школы, он чувствует стиль древних и, чуждый погони за изысканностью и изощренностью, пишет, подражая им, по-своему».7
Стоит заметить, что Эйнхарда ценили не только его современники. В 1999 году была учреждена специальная премия, которой каждые два года удостаиваются авторы биографических произведений.
При участии выше описанных мной исторических личностях и многих других активно возрождалась система образования в империи Карла Великого, что логически способствовало росту духовной культуры. Карл, как опытный стратег, целенаправленно поощрял культуру, приглашая в столицу филологов, архитекторов, музыкантов и астрономов со всех земель империи.
Под блестящим покровом империи Каролингов скрываются противоречия, внешне сопряженные гением ее основателей, противоречия неосвоенной и непонятной идеи государственности со стихийными социальными процессами, распыляющими и ограничивающими жизнь тоски по религиозному единству со стремлением к земному государству, культурной традиции с творящими культуру силами, религиозного, уходящего в церковь и организующего ее, с мирским.8
1 Карсавин Л.П. Культура Средних веков. М.: Книжная находка, 2003.-222с.
2 Карл I Великий. Саксонский капитулярий (775-790). Восточная литература. Средневековые исторические источники Востока и Запада.// http://www.vostlit.info
3 Всеобщая история искусств. Том 2, книга первая. Под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского - Москва: Государственное издательство 'Искусство', 1960 // http://artyx.ru/books
4 Карсавин Л.П. Культура Средних веков. М.: Книжная находка, 2003.-222с.
5 Дворецкая Я.А. Павел Варнефрид как историк и этнограф. Античный мир и археология.№4. Саратов. 1979// http://ancientrome.ru
6 Карсавин Л.П. Культура Средних веков. М.: Книжная находка, 2003.-222с.
7 Карсавин Л.П. Культура Средних веков. М.: Книжная находка, 2003.-222с.
8 Карсавин Л.П. Культура Средних веков. М.: Книжная находка, 2003.-222с.