Культура в эпоху Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:20, реферат

Описание

18 век в мировой культуре оставил свой отпечаток в истории и назван как "эпоха просвещения".
В эту эпоху заканчивается направление фантастических форм- "барокко", и начинаются гонения на гуманистов1. Именно с этого времени у деятелей культуры появляется двойная жизнь(1ая жизнь - тайные поиски нового силой воображения и 2ая - явная жизнь как у всех). В литературе главным произведением этого времени является роман испанского писателя Кальдерона "Жизнь есть сон".

Содержание

Введение
1. Просвещение с общей точки зрения
1.1 Основные идеи и принципы Просвещения
1.2 Эпоха разума
2. Просвещение в России
2.1 Проникновение идей Просвещения в Россию
2.2 Просвещение в российских условиях
2.2.1 Екатерина II: Культура и Просвещение
2.3 Идеи Просвещения и русское православие
2.4 Идеи Просвещения и патриотизм
3. Наиболее известные просветители
3.1 Россия. Радищев
3.2 Россия: Новиков
3.3 Франция: Вольтер
3.3.1 Литературное творчество. Драматургия
3.3.2 Литературное творчество: Поэзия
3.4 Германия: Гете
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Культура в эпоху просвещения.doc

— 409.00 Кб (Скачать документ)

     Русские деятели настаивали на том, что необходимо усилить просветительскую роль государства, создать разветвленную систему государственного образования, открыть доступ к науке, государственной и общественной жизни выходцам из низших слоев общества. Большую роль сыграли русские ученые-просветители, и прежде всего Ломоносов, в создании русского научного языка.

     Если  попытаться нарисовать портрет России времен Екатерины II, то Просвещение  послужит рамой, в лучшем случае –  фоном. Идеи Просвещения, усвоенные крайне непрочно чрезвычайно малой частью россиян, исказились под влиянием российской действительности. Тем не менее, в следующем, 19 столетии просвещенное российское общество все сильнее и сильнее станет поворачивать ход истории страны на свой лад.

 

      3. Наиболее известные просветители 

     3.1 Россия: Радищев 

     Философские воззрения Радищева несут на себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе". Согласно его гносеологическим воззрениям, "основанием всего естественного познания является опыт". При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с "опытом разумным". В мире, в котором нет ничего "опричь телесности", свое место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. "Мы не унижаем человека, – утверждал Радищев, – находя сходственности в его сложении с другими тварями, показывая, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то, быть может? Не веществен ли он?" Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот "имеет силу о вещах сведому". Но еще более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. "Человек – единственное существо на земле, ведающее худое, злое", "особое свойство человека – беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться". Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию "разумного эгоизма", считая, что отнюдь не "себялюбие" является источником нравственного чувства: "человек есть существо сочувствующее". Будучи сторонником идеи "естественного права" и всегда отстаивая представления о естественной природе человека ("в человеке никогда не иссякают права природы"), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По сути дела, между ними нет никакой принципиальной границы: "Природа, люди и вещи суть воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов". Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального "естественного" жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода "болезни" он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих США, он писал, что "сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мрака у крова". В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: "Не с телом ли растет душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?". Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (И.Гердера, М.Мендельсона и др.). Позиция Радищева – это позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на "естественность" миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму. 

     3.2 Россия: Новиков 

     Одной из важнейших задач Новиков считал борьбу против преклонения дворянства перед иностранщиной, за национальные основы русской культуры. Одновременно с сатирическими журналами он выпустил ряд исторических изданий. Среди них книга "Опыт исторического словаря о российских писателей", а также "Древняя Российская Вивлиофика…" - издававшиеся ежемесячно памятники русской истории, и другие издания исторических материалов. Он первым создал "Скифскую историю".

     Новиков сознавал необходимость в издании  исторических памятников палеографической точности, свода разноречий, составления алфавитных указателей и т. п., иногда прилагал эти приемы при использовании несколькими списками. Материал для своих изданий памятников старины Новиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ, который был разрешен императрицей в 1773 г. Новиков сам составил себе собрание рукописей исторического содержания. Много материалов доставляли ему Миллер, князь Щербатов, Бантыш-Каменский и другие, также Екатерина II, поддержавшая издание "Вивлиофики" щедрыми субсидиями. 

     3.3 Франция: Вольтер 

     3.3.1 Литературное творчество: Драматургия

     Продолжая культивировать аристократические  жанры поэзии — послания, галантную  лирику, оду и т. д., Вольтер в  области драматической поэзии был  последним крупным представителем классической трагедии, сам он написал 28 трагедий. Среди них главнейшие: "Цезарь", "Семирамида", "Спасённый Рим", "Китайская сирота". Однако в обстановке угасания аристократической культуры трансформировалась неизбежно и классическая трагедия. В её прежнюю рационалистическую холодность врывались всё в большем изобилии нотки чувствительности, её прежняя скульптурная чёткость сменялась романтической живописностью. В репертуар античных фигур вторгались всё решительнее экзотические персонажи — средневековые рыцари, китайцы, скифы, гебры и тому подобное. Долгое время, не желая мириться с восшествием новой драмы — как формы "гибридной", Вольтер кончил тем, что и сам стал защищать приём смешения трагического и комического, считая это смешение законной чертой лишь "высокой комедии" и отвергая как "нехудожественный жанр" "слезливую драму", где только "слёзы". Долгое время, противодействуя вторжению на сцену плебеев-героев, Вольтер, под напором буржуазной драмы, сдал и эту свою позицию, широко открывая двери драмы "для всех сословий и всех званий" и формулируя по существу программу демократического театра; "чтобы легче внушить людям доблесть, необходимую обществу, автор выбрал героев из низшего класса. Он не побоялся вывести на сцену садовника, молодую девушку, помогающую отцу в сельских работах, простого солдата. Такие герои, стоящие ближе других к природе, говорящие простым языком, произведут более сильное впечатление и скорее достигнут цели, чем влюблённые принцы и мучимые страстью принцессы. Достаточно театры гремели трагическими приключениями, возможными только среди монархов и совершенно бесполезными для остальных людей". К типу таких буржуазных пьес можно отнести "Право сеньора", "Нанина", "Расточитель" и др. 

     3.3.3 Литературное творчество: Поэзия

     Вольтер начал в стиле классической эпопеи, которая, как и классическая трагедия, под его рукой преображалась: вместо вымышленного героя взят реальный, вместо фантастических войн — на самом деле бывшая, вместо богов — аллегорические образы — понятия: любви, ревности, фанатизма. Продолжая стиль героической эпопеи в "Поэме о битве при Фонтенуа", прославляющей победу Людовика XV, Вольтер затем в "Орлеанской девственнице" (La Pucelle d’Orleans), едко и скабрёзно высмеивающей весь средневековый мир феодально-клерикальной Франции, снижает героическую поэму до героического фарса и переходит постепенно, под влиянием Поупа, от героической поэмы к поэме дидактической, к "рассуждению в стихах" (discours en vers), к изложению в форме поэмы своей моральной и общественной философии ("Письмо о философии Ньютона", "Рассуждение в стихах о человеке", "Естественный закон", "Поэма о лиссабонской катастрофе"). 

     3.4 Германия: Гете 

     Первым  значительным произведением Гёте этой новой поры является "Гёц фон Берлихинген" — драма, произведшая на современников огромное впечатление. Она выдвигает Гёте в первые ряды немецкой литературы, ставит его во главе писателей периода "Бури и натиска". Своеобразие этого произведения, написанного прозой в манере исторических хроник Шекспира, не столько в том, что оно реабилитирует национальную старину, драматизируя историю рыцаря XVI в., а, сколько в том, что эта драма, возникая за пределами литературы рококо14, вступает также в противоречие с литературой Просвещения, наиболее влиятельным доселе течением культуры. Образ борца за социальную справедливость — типичной образ литературы Просвещения — получает у Гёте необычную интерпретацию. Рыцарь Гёц фон Берлихинген, печалящийся о положении дел в стране, возглавляет крестьянское восстание; когда же последнее принимает острые формы, отходит от него, проклиная переросшее его движение. Установленный правопорядок торжествует: пред ним равно бессильны революционное движение масс, истолкованное в драме как развязанный хаос, и личность, пытающаяся противопоставить ему "своеволие". Гёц находит свободу не в мире людей, но в смерти, в слиянии "с матерью-природой". Значение символа имеет заключительная сцена пьесы: Гёц выходит из темницы в сад, видит безграничное небо, его окружает оживающая природа: "Господь всемогущий, как хорошо под твоим небом, как хороша свобода! Деревья распускают почки, весь мир исполнен упований. Прощайте, дорогие! Корни мои подрублены, силы меня оставляют". Последние слова Гёте — "О, какой небесный воздух! Свобода, свобода!".

 

      Заключение 

     В общем, исторической границей европейского Просвещения становятся 1780-1790-е гг. В эпоху английской промышленной революции на смену публицистам и идеологам в культуру пришли инженеры и предприниматели. Великая французская революция разрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно философская революция пересмотрела статус разума.

     Интеллектуальное  наследие Просвещение было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно  быстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив  от них эпитет "плоского рационализма". Однако Просвещение находит союзников в лице позитивистов 2-й половины 19 века и обретает "второе дыхание" в 20 веке, воспринимаясь, иногда как альтернатива и противоядие в борьбе с тоталитаризмом.

     Но  это совсем другая история……… 

 

      Список использованной литературы 

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009 г.

Б. И. Краснобаев "Очерки истории русской культуры" М., 1987г.

В.О. Ключевский "Исторические портреты", 1990 г.

Энциклопедия  "Википедия" 

 

      Приложения 

     Значение  слов 

     
  1. Гуманисты1 (от лат. humanus — человеческий, человечный)- это человек, признающий ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений
  2. Атеизм2 (франц. atheisme, от греч. atheos — безбожный)- исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека.
  3. Деизм3 (от лат. deus — бог)- религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. "промысел божий", чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума.
  4. Масонство4 (франц. franc mason, англ. free mason — букв. "вольный каменщик")- религиозно-нравственное движение, связанное с удовлетворением религиозной потребности на внецерковной основе.
  5. Квази-церковь5 (от лат. quasi — якобы, как будто)- "мнимая", "ненастоящая" церковь, основана на учении масонов.
  6. Гносеология6 (от греч. gnosis — познание и logos — слово, учение) - то же, что теория познания.
  7. Эмпиризм7 (от греч. empeiria — опыт)- направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания; противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания.
  8. Сенсуализм8 (от лат. sensus — восприятие, чувство)- направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия — основа и главная форма достоверного познания; противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах".
  9. Онтология9 (от греч. on, род. п. ontos — сущее и logos — слово, учение)- раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии — учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.
  10. Позитивизм10 (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный)- философское направление, исходящее из того, что все подлинное знание — совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии.
  11. Догматизм11 (греч. Dogmatikos, от dogma — учение)- одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление. В основе догматизма — слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений.
  12. Либерализм12 (от лат. liberalis — касающийся свободы, свободный)- идейное и общественно-политическое течение, провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод.
  13. Клерикализм13 - стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни.

     14. Рококо14 ("причудливый", "капризный"; франц. rococo от rocaille — осколки камней, раковины)- стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в., он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. 

 

      Иллюстрации 

     Екатерина II:

       

     Новиков:

       

     Радищев:

       

 

      Вольтер:

       

     Гете:

     

Информация о работе Культура в эпоху Просвещения