Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:20, реферат
18 век в мировой культуре оставил свой отпечаток в истории и назван как "эпоха просвещения".
В эту эпоху заканчивается направление фантастических форм- "барокко", и начинаются гонения на гуманистов1. Именно с этого времени у деятелей культуры появляется двойная жизнь(1ая жизнь - тайные поиски нового силой воображения и 2ая - явная жизнь как у всех). В литературе главным произведением этого времени является роман испанского писателя Кальдерона "Жизнь есть сон".
Введение
1. Просвещение с общей точки зрения
1.1 Основные идеи и принципы Просвещения
1.2 Эпоха разума
2. Просвещение в России
2.1 Проникновение идей Просвещения в Россию
2.2 Просвещение в российских условиях
2.2.1 Екатерина II: Культура и Просвещение
2.3 Идеи Просвещения и русское православие
2.4 Идеи Просвещения и патриотизм
3. Наиболее известные просветители
3.1 Россия. Радищев
3.2 Россия: Новиков
3.3 Франция: Вольтер
3.3.1 Литературное творчество. Драматургия
3.3.2 Литературное творчество: Поэзия
3.4 Германия: Гете
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Русские деятели настаивали на том, что необходимо усилить просветительскую роль государства, создать разветвленную систему государственного образования, открыть доступ к науке, государственной и общественной жизни выходцам из низших слоев общества. Большую роль сыграли русские ученые-просветители, и прежде всего Ломоносов, в создании русского научного языка.
Если попытаться нарисовать портрет России времен Екатерины II, то Просвещение послужит рамой, в лучшем случае – фоном. Идеи Просвещения, усвоенные крайне непрочно чрезвычайно малой частью россиян, исказились под влиянием российской действительности. Тем не менее, в следующем, 19 столетии просвещенное российское общество все сильнее и сильнее станет поворачивать ход истории страны на свой лад.
3. Наиболее известные
просветители
3.1
Россия: Радищев
Философские
воззрения Радищева несут на себе следы
влияния различных направлений европейской
мысли его времени. Он руководствовался
принципом реальности и материальности
(телесности) мира, утверждая, что "бытие
вещей независимо от силы познания о них
и существует по себе". Согласно его
гносеологическим воззрениям, "основанием
всего естественного познания является
опыт". При этом чувственный опыт, будучи
главным источником познания, находится
в единстве с "опытом разумным". В
мире, в котором нет ничего "опричь телесности",
свое место занимает и человек, существо
столь же телесное, как и вся природа. У
человека особая роль, он, по Радищеву,
представляет собой высшее проявление
телесности, но в то же время неразрывно
связан с животным и растительным миром.
"Мы не унижаем человека, – утверждал
Радищев, – находя сходственности в его
сложении с другими тварями, показывая,
что он в существенности следует одинаковым
с ним законам. И как иначе-то, быть может?
Не веществен ли он?" Принципиальным
отличием человека от прочих живых существ
является наличие у него разума, благодаря
которому тот "имеет силу о вещах сведому".
Но еще более важное отличие заключается
в способности человека к моральным действиям
и оценкам. "Человек – единственное
существо на земле, ведающее худое, злое",
"особое свойство человека – беспредельная
возможность как совершенствоваться,
так и развращаться". Как моралист Радищев
не принимал моральную концепцию "разумного
эгоизма", считая, что отнюдь не "себялюбие"
является источником нравственного чувства:
"человек есть существо сочувствующее".
Будучи сторонником идеи "естественного
права" и всегда отстаивая представления
о естественной природе человека ("в
человеке никогда не иссякают права природы"),
Радищев в то же время не разделял намеченное
Руссо противопоставление общества и
природы, культурного и природного начал
в человеке. Для него общественное бытие
человека столь же естественно, как и природное.
По сути дела, между ними нет никакой принципиальной
границы: "Природа, люди и вещи суть
воспитатели человека; климат, местное
положение, правление, обстоятельства
суть воспитатели народов". Критикуя
социальные пороки российской действительности,
Радищев защищал идеал нормального "естественного"
жизнеустройства, видя в царящей в обществе
несправедливости в буквальном смысле
социальное заболевание. Такого рода "болезни"
он находил не только в России. Так, оценивая
положение дел в рабовладельческих США,
он писал, что "сто гордых граждан утопают
в роскоши, а тысячи не имеют надежного
пропитания, ни собственного от зноя и
мрака у крова". В трактате "О человеке,
о его смертности и бессмертии Радищев,
рассматривая проблемы метафизические,
остался верен своему натуралистическому
гуманизму, признавая неразрывность связи
природного и духовного начал в человеке,
единство тела и души: "Не с телом ли
растет душа, не с ним ли мужает и крепится,
не с ним ли вянет и тупеет?". Одновременно
он не без сочувствия цитировал мыслителей,
признававших бессмертие души (И.Гердера,
М.Мендельсона и др.). Позиция Радищева
– это позиция не атеиста, а скорее агностика,
что вполне отвечало общим принципам его
мировоззрения, уже достаточно секуляризованного,
ориентированного на "естественность"
миропорядка, но чуждого богоборчеству
и нигилизму.
3.2
Россия: Новиков
Одной из важнейших задач Новиков считал борьбу против преклонения дворянства перед иностранщиной, за национальные основы русской культуры. Одновременно с сатирическими журналами он выпустил ряд исторических изданий. Среди них книга "Опыт исторического словаря о российских писателей", а также "Древняя Российская Вивлиофика…" - издававшиеся ежемесячно памятники русской истории, и другие издания исторических материалов. Он первым создал "Скифскую историю".
Новиков
сознавал необходимость в издании
исторических памятников палеографической
точности, свода разноречий, составления
алфавитных указателей и т. п., иногда прилагал
эти приемы при использовании несколькими
списками. Материал для своих изданий
памятников старины Новиков черпал из
древлехранилищ частных, церковных, а
также государственных, доступ, который
был разрешен императрицей в 1773 г. Новиков
сам составил себе собрание рукописей
исторического содержания. Много материалов
доставляли ему Миллер, князь Щербатов,
Бантыш-Каменский и другие, также Екатерина
II, поддержавшая издание "Вивлиофики"
щедрыми субсидиями.
3.3
Франция: Вольтер
3.3.1 Литературное творчество: Драматургия
Продолжая
культивировать аристократические
жанры поэзии — послания, галантную
лирику, оду и т. д., Вольтер в
области драматической поэзии был
последним крупным
3.3.3 Литературное творчество: Поэзия
Вольтер
начал в стиле классической эпопеи,
которая, как и классическая трагедия,
под его рукой преображалась: вместо вымышленного
героя взят реальный, вместо фантастических
войн — на самом деле бывшая, вместо богов
— аллегорические образы — понятия: любви,
ревности, фанатизма. Продолжая стиль
героической эпопеи в "Поэме о битве
при Фонтенуа", прославляющей победу
Людовика XV, Вольтер затем в "Орлеанской
девственнице" (La Pucelle d’Orleans), едко и
скабрёзно высмеивающей весь средневековый
мир феодально-клерикальной Франции, снижает
героическую поэму до героического фарса
и переходит постепенно, под влиянием
Поупа, от героической поэмы к поэме дидактической,
к "рассуждению в стихах" (discours en vers),
к изложению в форме поэмы своей моральной
и общественной философии ("Письмо о
философии Ньютона", "Рассуждение
в стихах о человеке", "Естественный
закон", "Поэма о лиссабонской катастрофе").
3.4
Германия: Гете
Первым значительным произведением Гёте этой новой поры является "Гёц фон Берлихинген" — драма, произведшая на современников огромное впечатление. Она выдвигает Гёте в первые ряды немецкой литературы, ставит его во главе писателей периода "Бури и натиска". Своеобразие этого произведения, написанного прозой в манере исторических хроник Шекспира, не столько в том, что оно реабилитирует национальную старину, драматизируя историю рыцаря XVI в., а, сколько в том, что эта драма, возникая за пределами литературы рококо14, вступает также в противоречие с литературой Просвещения, наиболее влиятельным доселе течением культуры. Образ борца за социальную справедливость — типичной образ литературы Просвещения — получает у Гёте необычную интерпретацию. Рыцарь Гёц фон Берлихинген, печалящийся о положении дел в стране, возглавляет крестьянское восстание; когда же последнее принимает острые формы, отходит от него, проклиная переросшее его движение. Установленный правопорядок торжествует: пред ним равно бессильны революционное движение масс, истолкованное в драме как развязанный хаос, и личность, пытающаяся противопоставить ему "своеволие". Гёц находит свободу не в мире людей, но в смерти, в слиянии "с матерью-природой". Значение символа имеет заключительная сцена пьесы: Гёц выходит из темницы в сад, видит безграничное небо, его окружает оживающая природа: "Господь всемогущий, как хорошо под твоим небом, как хороша свобода! Деревья распускают почки, весь мир исполнен упований. Прощайте, дорогие! Корни мои подрублены, силы меня оставляют". Последние слова Гёте — "О, какой небесный воздух! Свобода, свобода!".
Заключение
В общем, исторической границей европейского Просвещения становятся 1780-1790-е гг. В эпоху английской промышленной революции на смену публицистам и идеологам в культуру пришли инженеры и предприниматели. Великая французская революция разрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно философская революция пересмотрела статус разума.
Интеллектуальное наследие Просвещение было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно быстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив от них эпитет "плоского рационализма". Однако Просвещение находит союзников в лице позитивистов 2-й половины 19 века и обретает "второе дыхание" в 20 веке, воспринимаясь, иногда как альтернатива и противоядие в борьбе с тоталитаризмом.
Но
это совсем другая история………
Список использованной
литературы
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009 г.
Б. И. Краснобаев "Очерки истории русской культуры" М., 1987г.
В.О. Ключевский "Исторические портреты", 1990 г.
Энциклопедия
"Википедия"
Приложения
Значение
слов
14.
Рококо14 ("причудливый",
"капризный"; франц. rococo
от rocaille — осколки камней,
раковины)- стилевое направление, господствовавшее
в европейском искусстве в течение первых
трех четвертей 18 в., он представлял собой
не столько самостоятельное художественное
явление, сколько фазу, определенный этап
общеевропейского стиля барокко.
Иллюстрации
Екатерина II:
Новиков:
Радищев:
Вольтер:
Гете: